UA / RU
Поддержать ZN.ua

Во что обходится безучетный газ потребителям и поставщикам

В жарких спорах за право собственности на газораспределительные системы (ГРС), управление ими и плату за их использование (кем бы то ни было) почему-то на второй план отнесли проблему учета поставок и использования природного газа.

Автор: Алла Еременко

В жарких спорах за право собственности на газораспределительные системы (ГРС), управление ими и плату за их использование (кем бы то ни было) почему-то на второй план отнесли проблему учета поставок и использования природного газа. Хотя без четкого учета газопотребления и его оплаты владельцы, арендаторы и концессионеры ГРС, а прежде всего, потребители, граждане так и не будут понимать, за что они платят: за тот объем газа, который они действительно использовали, за соседей, которые не намерены платить и экономить энергоресурcы, за потери в газораспределительных сетях или за просчеты поставщиков газа, норовящих все списать на потребителей?

До сих пор разрешить эту проблему не удается. Хотя для учета газа в последние годы сделано немало.

Сколько и насколько учтено

С промышленными потребителями газа проще, если они, конечно, не прибегают к запрещенным методам отбора газа в обход системы учета. Проще говоря, если не воруют. Определяют это достаточно легко, так как в большинстве случаев на выходе из газораспределительного пункта (ГРП) и на входе газопровода в систему предприятия установлены счетчики газа. Поэтому несанкционированные отборы очень скоро выявляют - за счет разницы показаний счетчиков.

С домохозяйствами, как частными домами, так и многоэтажными, намного сложнее и хлопотнее. Во-первых, потому что их в тысячи раз больше. Во-вторых, несмотря на то, что за последние годы граждан убеждали и принудительно стимулировали, в частности ценой на газ, установить приборы учета газа, уровень обеспечения ими домохозяйств составляет 71%. Об этом свидетельствуют данные Национального регулятора (НКРЭКУ) по состоянию на начало 2017 г. (см. табл. 1). Можно в этом упрекать приватизированные облгазы, которые в силу разных причин не потрудились или не были заинтересованы в должном учете не только поставок, но и потребления газа. Но факт остается фактом - на провозглашенный правительством 100-процентный учет газа к началу 2018 г. рассчитывать не приходится.

Возрождение коммуналок

Бытовых счетчиков газа в Украине, по версии НКРЭКУ, в начале 2017-го насчитывалось 4165056 бытовых потребителей газа, которые используют его только для приготовления пищи. При этом счетчики установлены у 2964150 из них. Разница – более 1,2 млн. В эту "разницу" входят как домохозяйства (квартиры) с одним-двумя жителями, так и дома и квартиры, сдаваемые в наем, - хостелы, общежития для иногородних рабочих и студентов. В последних одновременно могут проживать и, соответственно, использовать газ десятки человек. По крайней мере, это обычное дело в больших городах. Но вот прописан в таких квартирах чаще всего один человек, иногда - два-три. И плату за газ таким домохозяйствам начисляют согласно установленным нормам потребления газа. А сколько используется на самом деле, как подсчитать?

На 2017 г. государственный регулятор запланировал оснащение приборами учета газа 3282887, то есть до 79% домохозяйств, использующих газ только для приготовления пищи. Но даже если эти планы будут реализованы, 21% домохозяйств такой категории останется "газонеучтенными" в полном смысле.

"Домовой" и все последствия

Для того чтобы выполнить требования Закона "Об обеспечении коммерческого учета природного газа" и установить стопроцентный приборный учет потребления газа, до конца этого года необходимо обеспечить учетом газа более 3,5 млн потребителей разных категорий по всей стране. Так вот эта задача, похоже, маловыполнима.

Понимая это, Нацрегулятор в 2016 г. инициировал установку домовых счетчиков газа. По оценке НКРЭКУ, установка домовых счетчиков газа позволит обеспечить приборный учет у 2,3 млн потребителей в течение 18 месяцев. Это решение в масштабах всей Украины, считает регулятор, уменьшит потребности в финансировании этих работ на 3 млрд грн по сравнению с установкой индивидуальных приборов учета газа.

При этом стоимость домового счетчика зависит от его максимальной пропускной способности и находится в диапазоне от 12 до 65 тыс. грн - чем больше потребителей газа в доме, тем мощнее должен быть счетчик.

Кроме того, при действующей системе учета домовые счетчики газа не стимулируют экономию газа жителями домов, где их устанавливают. Гражданам все же намного выгоднее платить по индивидуальным приборам учета газа.

Однако в 2017 г., например, в рамках группы компаний РГК ("Региональная газовая компания", в которую входит два десятка крупнейших гор- и облгазов Украины, принадлежащих Дмитрию Фирташу и партнерам) госрегулятор утвердил установку 430 337 счетчиков газа (см. табл. 2). РГК связывает это с уровнем нынешних тарифов, который не обеспечивает достаточного поступления средств на закупку нужного количества счетчиков.

Кроме недостаточного финансирования, есть серьезный дефицит квалифицированного персонала для проведения такого объема работ по установке счетчиков в столь короткий период (бригад слесарей с соответствующими допусками на проведение газоопасных работ).

Коммерческий директор ПАО "Харьковгаз" Юрий Маслюк объяснил: "Действующий тариф позволяет ПАО "Харьковгаз" инвестировать в развитие газовой сети около 40 млн грн в год. Половина из этой суммы идет на установку бесплатных для потребителей газовых счетчиков. Для того чтобы оборудовать все дома только индивидуальными счетчиками к 1 января 2018 г., требуется не менее 60 млн грн в год. Для этого тариф на распределение газа и обслуживание сетей для "Харьковгаза" нужно увеличить в три раза.

Если сравнить стоимость установки индивидуальных счетчиков и домовых, то на примере можно увидеть, как это отразится на тарифе для потребителей: сейчас потребитель с одной газовой плитой (при наличии централизованного горячего водоснабжения) в среднем платит за доставку газа 3,8 грн в месяц. А потребитель, использующий газ для отопления зимой, - 220 грн в месяц в отопительный период. После роста тарифа для обеспечения исключительно индивидуальными счетчиками потребителю с плитой пришлось бы уплатить 11,40 грн в месяц, а потребителю с газовым отоплением - 660 грн в месяц отопительного периода".

Домовые счетчики устанавливают лишь в тех многоэтажных домах, где пользуются только газовыми плитами (при централизованном отоплении), то есть у домохозяйств минимальные объемы потребления газа. При этом любой потребитель в доме может за свой счет установить индивидуальный прибор учета расхода газа.

Если говорить о технических характеристиках домовых узлов учета, то для учета газопотребления они имеют преимущества над индивидуальными, поскольку автоматически фиксируют суточные расходы газа и дистанционно передают информацию в газовую компанию.

Ненормированность норм

Установка газовых счетчиков - недешевое мероприятие для среднестатистического гражданина. В зависимости от производителя и типа счетчика его стоимость может составлять от 0,8 до 1,2 тыс. грн. Плюс установка, которая обойдется еще в 2,8–4,8 тыс. грн. Это одна из причин, по которой в разных регионах от 20 до 30% потребителей остаются без индивидуальных приборов учета расхода газа. Соответственно, плату им начисляют по устанавливаемым Кабмином нормам потребления.

Проблема потребления газа по нормам очень политизирована и зачастую преувеличена. Газовщики не раз заявляли о том, что действующие нормы не соответствуют реальному потреблению, что подтверждают не только их расчеты, но исследование USAID. На примере группы компаний РГК очевидно, что за 2016 г. доля потребленного газа без приборов учета составляла всего 4,4% (см. табл. 3). По сравнению с 2013 г. к началу нынешнего года эта доля сократилась в 1,7 раза (составляла 7,5%), за это же время установленные нормы в несколько этапов были снижены в 1,5 раза. За четыре года (2013–2016 гг.) потребление газа без счетчиков по группе компаний РГК уменьшилось в 2,2 раза и составило в прошлом году 362 млн кубометров (см. табл. на сайте ZN.UA).

Что мешает индивидуальному учету газопотребления?

Чтобы увеличить темпы прироста количества счетчиков, необходимо полноценное финансирование инвестиционных программ газовых компаний. По крайней мере, они других вариантов не видят. Единственный источник для этого - тариф на распределение, утверждаемый НКРЭКУ. Его уровень не соответствует реальным потребностям. В РГК говорят, что поэтому в 2014 г. тарифной выручки хватило на выполнение плана по установке счетчиков на 52%, а в 2015 г. - на 43%. За последние четыре года парк счетчиков газа в группе компаний РГК увеличился почти на 0,9 млн приборов, или на 15%, и достиг 6 347 399 единиц.

Коммерческий директор ПАО "Харьковгаз" Юрий Маслюк уточнил: "Закон не ограничивает, что установку индивидуальных газовых счетчиков следует проводить только за счет газовой компании. Средства газовой компании - лишь один из источников финансирования таких работ. Есть еще два источника, предусмотренные законодательством, - это средства потребителей и средства местного бюджета. Но в Харьковской области бюджетные средства на установку счетчиков не выделяются".

11 мая Кабмин принял распоряжение №310-р "Некоторые вопросы распределения в 2017 году субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на осуществление мер по социально-экономическому развитию отдельных территорий", в котором предусмотрены средства на установку счетчиков газа, в частности в Николаеве. Но когда эти средства поступят в местный бюджет? Домохозяйства Николаева (все категории газопотребителей) оснащены индивидуальными приборами учета газа на 84%. Общая численность абонентов на начало текущего года - 348095, а счетчиков установлено только 292606 единиц.

Аналогичные проблемы существуют и у других газопоставляющих компаний.

У потребителей же есть вопросы к достоверности учета газа и поверке индивидуальных приборов учета газа теми же компаниями Фирташа.

Обслуживание счетчиков и объективность учета

Состояние счетчика газа, корректность его работы периодически проверяют, для чего проводят поверки, что предусмотрено Законом "О метрологии и метрологической деятельности".

В зависимости от модели счетчика поверка проводится каждые пять или восемь лет. При этом демонтаж поверяемого счетчика у потребителя, затем транспортировка, поверка и последующий монтаж уже поверенного счетчика осуществляются за счет газораспределительной компании. Источник финансирования этих расходов - тариф на распределение. Но НКРЭКУ из года в год утверждает тарифы, в которых недостаточно средств для очередных поверок счетчиков. В той же группе РГК дефицит средств оценивают в 14,6 млн грн.

Из-за дефицита средств в тарифе на начало 2015 г. не была проведена своевременная поверка 2 518 081 счетчиков газа (см. табл. 4). Через год, на начало 2016 г., несмотря на то, что была проведена поверка почти 570 тыс. приборов, этот показатель увеличился до 2 594 010.

При поверке выявляются поломки счетчиков, требующих ремонта, а порой обнаруживается, что они полностью вышли из строя, и никакой ремонт уже не спасет. Опять же, на ремонт или замену вышедших из строя счетчиков должны быть предусмотрены средства в тарифе. Но в действующих тарифах на замену не подлежащих ремонту счетчиков газа по группе компаний РГК финансирование не предусмотрено, как и на формирование обменного фонда счетчиков. В то же время потребность оценивается в 469,7 млн и 104,1 млн грн соответственно (см. табл. 5). В других компаниях (облгазах) ситуация не лучше. Хотя есть редкие исключения.

Как проводят поверку счетчика

Рассмотрим алгоритм действий:

- сообщение о дате снятия счетчика газа на поверку направляется потребителю за месяц до предполагаемой даты снятия;

- на место снятого счетчика устанавливают переходник или другой счетчик из обменного фонда;

- при снятии счетчика составляется акт о демонтаже и снятии пломбы с него. Если есть подозрение о вмешательстве в работу, это обязательно указывается в акте при снятии счетчика в присутствии потребителя;

- плановая поверка счетчика проводится газовой компанией бесплатно. Внеплановая поверка по заявлению потребителя (счетчик вышел из строя, подлежит ремонту) обойдется примерно в 300 грн. В эту сумму входят стоимость демонтажа, сама поверка, установка и пломбирование;

- счетчики доставляются в лабораторию оператора ГРМ, где их регистрируют. Тогда же счетчики проходят входной экспресс-контроль (проверка на герметичность, внешние повреждения);

- счетчики сортируют по типам, моделям и типоразмерам, после этого группами приборы ставят на стенд;

- поверка метрологических параметров счетчика выполняется государственным поверенным (представитель МЭРТ - чаще всего работник местного Укрметртестстандарта, хотя в каждой области они называются по-разному);

- в соответствии с ГОСТом, счетчики проверяют на трех расходах: минимальном, среднем и максимальном. Через приборы пропускают воздух (примерно 0,2 кубометра), показатели сравнивают с показателями эталонного счетчика;

- по математической формуле высчитывается погрешность. Исходя из ее показателей принимается решение о пригодности или непригодности счетчика к использованию;

- на завершающем этапе госповеряющий выписывает паспорт поверки и ставит клеймо;

- счетчик возвращают потребителю, составляется акт о монтаже и пломбировании средства измерительной техники.

Это в теории. На практике же граждане встречаются и с недобросовестными работниками обслуживающей компании, и с по разным причинам затянувшимися сроками поверки счетчиков. Последнее часто зависит от того, есть ли, то есть предусмотрены ли в тарифе средства на проведение таких работ. И если в первом случае можно хотя бы попытаться найти управу на недобросовестных работников обслуживающих компаний, то во втором случае, кто бы ни был поставщиков газа, все расходы на доставку и обслуживание приборов учета согласно действующей системе должны быть предусмотрены в тарифе. Тариф утверждает регулятор - НКРЭКУ. Круг замыкается?