UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВНИМАНИЮ ГОСПОД АКЦИОНЕРОВ ОБЛЭНЕРГО!

Сегодня хотелось бы поговорить о проблемах, которые представляются актуальными для всех энергоснабжающих компаний страны...

Автор: Левон Варданян

Сегодня хотелось бы поговорить о проблемах, которые представляются актуальными для всех энергоснабжающих компаний страны. Сейчас это интересно еще и потому, что, согласно Государственной программе приватизации и на основании указа Президента, в стране разворачивается следующий этап приватизации энергораспределяющих компаний и шесть облэнерго выставлены на продажу. Идет процесс ознакомления с ними будущих акционеров, и сегодняшнее выступление хотелось бы адресовать именно им — будущим инвесторам.

В целом мы, естественно, поддерживаем процесс приватизации и приветствуем приход крупных компаний, которые, надеемся, привнесут инвестиции и обогатят энергорынок Украины как передовыми технологиями, так и современным менеджментом. В этой связи возникло предложение открыто пригласить потенциальных инвесторов к нам, в ОАО «Сумыоблэнерго», потому что то, что предстоит завтра новым инвесторам, наша компания прошла два с лишним года назад.

«Сумыоблэнерго» одной из первых вошла в приватизацию. Накоплен опыт. Трудно считать его во многом позитивным, но, тем не менее, это уже реальная работа в статусе приватизированной компании.

К сожалению, в Украине отсутствует единая концепция развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Сегодня на местах — и речь идет не только о проблемах энергоснабжающих компаний, но и о генерации (атомной и тепловой), об угольной отрасли и т.д. — мы не участвуем в процессе создания такой концепции — взвешенной, реалистичной, с кратко- и долгосрочной разбивкой, в которой каждый блок, каждое направление (генерация, топливо, дистрибуция энергии) будут четко прописаны и в результате появится программа, из которой многое станет ясно. Куда идет энергетика страны, строится ли рынок — саморегулирующийся организм или возвращается система административного управления. Эти принципы должны быть провозглашены, приняты сообществом энергетиков, и только тогда они имеют шанс реально воплотиться в жизнь.

Например, мы слышим заявления о реформировании угольной отрасли. Что и говорить, важнейший вопрос, сбалансированное решение которого предопределяет будущее тепловой генерации. А от этого, в свою очередь, в значительной степени зависит формирование оптовых цен на электроэнергию, закупаемую энергокомпаниями на Энергорынке Украины. Таким образом, цепь замыкается. Существует множество вопросов относительно атомной генерации, путей развития других генерирующих составляющих (в первую очередь гидроэнергетики)...

Нужен прямой компетентный разговор и по такому важному вопросу, от которого уходит нынешнее руководство ТЭК, — о прямых договорах между генерирующими и энергоснабжающими компаниями. В некоторых странах мира это вполне сложившаяся и работающая система. В Украине принят вариант английского энергетического пула, где вся выработка «сбрасывается» в один общий котел и там формируются оптовые тарифы закупки. На самом деле для производителей электроэнергии гораздо проще формировать экономическую политику и производственную программу предприятия, имея долгосрочные программы, фьючерсные договора: заранее известны объемы закупки каждой компанией, в контрактах четко зафиксированы взаимные обязательства. При этом дополнительную часть электроэнергии, потребность в которой возникает непредвиденно, можно докупать на энергорынке, куда будут «сбрасываться» нераспределенные энергоостатки. И самое главное — отпадает необходимость в неком посреднике, который руководит энергорынком неправовыми, неэкономическими методами..

Перманентный кризис в энергосистеме связан с проблемами не только генерирующих станций (недостаток ядерного топлива, газа или угля), но и — а об этом все время забывают — энергоснабжающих компаний. Наиболее цивилизованным, принятым во многих странах мира является введение абонплаты, то есть постоянной составляющей, напрямую связанной с абонируемой (или заявленной) мощностью энергоустановок потребителя. Средства в таком случае направляются исключительно на эксплуатацию и модернизацию электрических сетей, т.е. на содержание части энергосистемы. При этом автоматически (через механизм распределительных счетов) обеспечиваются расчеты (посредством ГП «Энергорынок») с генерирующими станциями за поставленный объем электроэнергии. Кроме того, сохраняется возможность правового и экономического госрегулирования, поскольку размер абонплаты — дифференцированно для каждой энергопоставляющей компании — устанавливается специализированным органом — Национальной комиссией по регулированию электроэнергетики (НКРЭ).

Совершенно понятно, что облэнерго — последнее звено энергосистемы, работающее непосредственно с конкретными потребителями, и все, что происходит в электрических сетях, сразу отражается на них. Следовательно, содержание и развитие сетей — это неотъемлемая часть функционирования и перспективы электроэнергетики в целом. Введение абонплаты создает принципиальную возможность решать эти проблемы.

Обозначим еще несколько конкретных задач, стоящих перед всеми энергоснабжающими компаниями. Тем более что в приватизированных облэнерго, в силу целого ряда обстоятельств, они быстрее и резче проявляются. По данным Минтопэнерго, за девять месяцев 2000 года так называемые технологические расходы на транспортировку электроэнергии (технические и коммерческие потери) в электрических сетях облэнерго составили 19,11% общего товарного отпуска, который за тот же период по облэнерго составил 74,988 млрд. кВт.ч на сумму 7,958 млрд. грн. (В некоторых областях потери составляют 30—40%; можно себе представить недополученные миллиарды, не говоря о разбазаривании материальных ресурсов страны!) Несложные расчеты показывают, что убытки сопоставимы с расходами на покупку российского или туркменского газа. Конечно, полностью избежать потерь невозможно, однако их уменьшение вдвое (наряду с увеличением собственной газодобычи) позволило бы в значительной степени отказаться от дорогостоящего импорта.

Безусловно, это очень сложная, масштабная и дорогостоящая работа, требующая реализации целого комплекса мероприятий (массовое переоснащение потребителей приборами учета соответствующего класса точности, компьютеризация, выставление ежемесячных счетов бытовым потребителям, развязка схем электрических сетей, замена мощного невостребованного оборудования, переоснащение потребительских энергоустановок и многое другое), но выполнить ее реально! Правда, этим надо заниматься каждодневно, необходимо привлечение значительных инвестиций. И возвращаясь к абонплате: если сегодня не внедрить эту систему, не накапливать средства и шаг за шагом не осуществлять перечисленные проекты, потери будут только возрастать и в конце концов облэнерго просто «проедят» свои сети! Думается, господа инвесторы, вы должны знать и об этом.

Следующая интересная тема — экскурс по великому множеству документов. Чтобы было понятно: в стране, которая признана мировым сообществом как государство с рыночной экономикой, в важнейшей отрасли — энергетике — не просто осуществляется госконтроль, для чего создан законный орган — НКРЭ, а происходит тотальное административное управление каждой энергокомпанией. Можно ли себе представить, что 27 директоров облэнерго каждый четверг ездят в Киев на совещания по вопросу расчетов с ГП «Энергорынок» — это единственный аспект, который интересует руководство ТЭК.

Нынешнее руководство ТЭК долго добивалось изменений в законе «Об электроэнергетике» и качественного перераспределения финансовых потоков Энергорынка. Упомянутый закон принят 7 июля 2000 года. Что же мы видим? Читаем статью закона — расчеты за электроэнергию исключительно денежными средствами. И буквально через пару месяцев выходят пачки постановлений Кабмина о проведении всевозможных «псевдоденежных» зачетов. Это ставит в совершенно непонятное положение и энергоснабжающие компании, и потребителей: ссылаемся на закон, вводятся вроде цивилизованные нормы, а тут — одно постановление, другое, третье, уже издаются просто распоряжения Кабмина (например, № 325, 453, 449) — документы, правовой статус которых вообще неясен.

Другой образец волевого изменения правил: постановлениями НКРЭ вводится чрезвычайная ситуация на оптовом рынке электроэнергии (ОРЭ), позволяющая перераспределять средства не по алгоритму, как предусмотрено законом (№№ 1073 от 18 октября 2000 года, 1078 от 19 октября 2000 года, 1082 от 24 октября 2000 года и др.). Причем замечательна формулировка: «Во исполнение отдельного поручения премьер-министра от 16.10.2000 г.»...

Так вот, господа будущие акционеры облэнерго, вы должны знать, что в стране, где Президент, парламент и политическая элита определились и продвигаются в направлении рыночной экономики, в отдельной отрасли происходят такие искажения. Естественно, подобные изменения алгоритма (как они устанавливаются — это вообще тема отдельного разговора) наносят значительный ущерб экономической и технической деятельности энергоснабжающих компаний.

Те, кто будет работать с облэнерго, столкнутся с еще одной проблемой, универсальной для всех областей. Во всех регионах имеются объекты, которые в силу целого ряда причин невозможно отключать. Зачастую они при этом являются должниками за потребленную электроэнергию. Казалось бы, не столь сложно определить перечень подобных, зарегистрировать их, скажем, в МЧС и найти способ расчета на государственном уровне. Но ничего такого не делается, и ответственность, в том числе моральная, возложена на облэнерго.

Следующий важнейший, особенно для будущего собственника электросетей, вопрос. Только в ОАО «Сумыоблэнерго» за 11 месяцев 2000 года похищено проводов, трансформаторов, другого электротехнического оборудования на сумму около 1,5 млн. грн., при том, что восстановить оборудование стоит значительно дороже. А внесенный в Верховную Раду законопроект об усилении ответственности за хищения в этой сфере не проходит. По статистике Минтопэнерго, по стране 6,2% потребленной электроэнергии похищается! Это выливается примерно в 65 млн. грн. — почти 12 млн. долларов. За такие деньги можно было бы существенно переоснастить целое облэнерго.

На энергорынке страны существует непонятная организация — ГП «Энергорынок», которая не обладает ничем, кроме кредиторской и дебиторской задолженности, и не может ответить по тем санкциям, которые предъявляет нам потребитель за то, что ему недопоставлена заказанная мощность, объемы и пр. В то же время, по 13 из 27 энергоснабжающих компаний страны возбуждены иски по задолженности перед «Энергорынком»; общая сумма составляет 3,5 млрд. грн. Давайте на минуточку остановимся и подумаем, к чему это приведет. Уже есть пример «Донецкоблэнерго», которое потеряло часть своих электросетей и теперь арендует их у бывшего кредитора. Как компании будут содержать сети, которые им уже не принадлежат?

Господа потенциальные инвесторы, вы присмотритесь к тем самым шести облэнерго, которые сейчас выставлены на продажу (аналогичная картина по всем остальным): у всех отрицательное сальдо между кредиторской и дебиторской задолженностью. Если облэнерго в работе с потребителями идет на реструктуризацию, на графики погашения задолженности, почему г-н Энергорынок не может составить такие же графики реструктуризации и не действовать способом силового нажима?

Целый комплекс вопросов, идущих от жизни, от практики, многие из которых можно решить эффективно и очень быстро — было бы желание. Но все они требуют осмысления, консультаций со специалистами, некоторые — даже с парламентом. Потому что, в отличие от нынешнего руководства ТЭК, считающего, что облэнерго — посредник между генерацией и потребителем, работники компаний полностью отвергают такое понимание. Как можно так назвать предприятие, которое сегодня, в условиях постоянной нехватки средств и ресурсов, содержит электрические сети, производит необходимые ремонты? Сейчас, в дни преодоления декабрьского кризиса, это воспринимается как изощренный цинизм. Энергетики днями и ночами работают в стужу, поднимая поваленные опоры и натягивая провода, задействовано огромное количество техники, мехколонны. Нет, облэнерго — это компании солидные, намеренные работать постоянно, и относиться к ним должно соответственно.