Более скромного визита российского премьера Владимира Путина в Украину и не вспомнишь. И дело даже не в том, что в этот раз не было традиционно-помпезного безобразия на дорогах. Разве что половину аэропорта «Борисполь» перекрыли. А так вроде бы все ничего, без протокольных потрясений.
Впрочем, не только этими внешними атрибутами отличался визит премьер-министра РФ В.Путина. Он отличался концептуально. Как выразился один из членов украинской делегации, «мы объяснили нашим российским друзьям, что за подарками надо ходить в новогоднюю ночь к елке, что у Медведева».
О том, что отношения РФ и новой украинской власти в поледние месяцы несколько охладели, свидетельствовали и весьма кислые лица членов российской делегации. И их весьма скромные «трофеи». Кроме давно оговоренной дружбы в авиастроении и атомной отрасли (в виде совместного производства и создания СП), В.Путину особо похвастаться нечем. Хотя программу-минимум он выполнил: благословил подписание документов по созданию СП на базе госкомпании «Антонов» и создание ядерного СП (подробнее см. статью Ольги Кошарной). Впрочем, детали этих проектов были согласованы задолго до визита российского премьера.
И хотя, как оказалось, новая украинская власть смогла легко отказаться от военно-морской базы в Севастополе (злосчастное харьковское соглашение «флот в обмен на газ»), потому как это вроде бы общее и ничье конкретно. Но она пока не готова расставаться даже с незначительной частью своего бизнеса. А в нем-то как раз и намерены поучаствовать россияне. Как говорит моя коллега, на смену буржуазному национализму пришли национальные буржуи.
Соглашение в авиастроении
Соглашение о создании совместного предприятия между российским ОАО «Объединенная авиационная корпорация» и украинским Государственным авиастроительным концерном «Антонов» было самым подготовленным. Документ предполагает, что работа в рамках предприятия поможет возобновить выпуск самолетов «Мрія» и «Руслан», эффективно продавать самолеты Ан-148, Ан-140, Ан-70 и Ан-124, а также получить многомиллиардные контракты на поставку самолетов российскому Министерству обороны и частным авиакомпаниям. В свою очередь, это позволит загрузить производственные мощности в Украине. Как считают эксперты, создаваемое СП даст возможность сэкономить финансы на закупке материалов и комплектующих и обеспечит послепродажный сервис. А вот поглощение одного партнера другим не предусматривается.
Более того, само СП еще не создано. Для этого госкомпания «Антонов» сначала должна быть преобразована в акционерное общество и только после этого получит возможность, согласно законодательству Украины, внести в уставный фонд предприятия активы. Так что в авиаотрасли пока только подписано соглашение как первый шаг к созданию СП.
Газ
Чего хотела Украина? Снижения цены на природный газ и доступа к российским газовым месторождениям. Но…
Еще 31 августа премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что считает достаточной скидку, которую Россия предоставила Украине при оплате за российский природный газ. «Мы продаем Украине газ по европейской формуле цены. А сейчас еще сделали скидку — от европейской формулы сбросили сто долларов. Ну вот куда же еще? И так достаточно», — сказал российский премьер в интервью «Комсомольской правде», которое он дал в ходе поездки по Дальнему Востоку. В.Путин подчеркнул, что это компенсация за военно-морскую базу. Вместе с тем он согласился — несколько миллиардов в год, которых в результате лишится Россия, — «это слишком дорогая цена».
Между тем формульная цена газа для Украины растет вместе с ценой на нефть и нефтепродукты и в третьем квартале текущего года уже составляет 268 долл. за 1000 кубометров. Так что вполне понятно стремление украинского премьера Николая Азарова добиваться пересмотра условий газового контракта с «Газпромом». Однако сделать это в одностороннем порядке украинская сторона не может — это тоже одно из условий контракта: либо по обоюдному согласию сторон, либо через арбитражный суд.
Так что очевидно, что россияне вовсе не намерены пересматривать условия контракта.
Кроме того, уверяют украинские эксперты, нет гарантии, что в случае расторжения действующих контрактов от 20 января 2009 года новые будут заключены на более выгодных для Украины условиях.
Чего хочет Россия?
В последнее время россияне все больше говорили о «слиянии» НАК «Нафтогаз Украины» и «Газпрома». Причем последнему в основном нужен «Укртрансгаз» — газотранспортное предприятие «Нафтогаза». В крайнем случае россияне готовы обсуждать условия создания очередного СП. Но только если взносом в него со стороны Украины будет газотранспортная система и подземные хранилища газа.
На самом деле и российский, и украинский варианты сотрудничества в газовой отрасли грешат изъянами.
К слову, формально, приняв закон о либерализации газового рынка, как того требовал Европейский Союз, Украина создала предпосылки для «расчленения» дочерних предприятий «Нафтогаза» по видам деятельности и создания на их базе самостоятельных юридических лиц. Так что можно сказать, что одно из условий ЕС выполнено.
Однако неформально на «Нафтогазе» висят многомиллиардные внешние займы, гарантии под которые выданы правительством Украины. Так что реальное кардинальное преобразование «Нафтогаза Украины» может повлечь за собой массу требований внешних кредиторов о срочном возврате займов. То, что НАК к этому не готова, понятно, но готово ли к этому украинское правительство?..
В ходе переговоров с Россией украинская сторона поговаривает о доступе к газовым залежам РФ. Россияне готовы предложить Астраханское и Ямальское месторождения. Мол, это будет равноценным обменом на украинскую ГТС. Но никто пока точно не знает, ни каковы реальные запасы этих месторождений, ни тем более того, сколько украинской стороне придется вложить в его разработку и создание транспортной инфраструктуры.
Но даже если все эти вопросы будут решены, остается главный — доступ к российской газотранспортной системе. Прецедентов, чтобы «Газпром» пускал к своим газопроводам даже российские компании, добывающие газ, пока не было. Это Украина, подписав и ратифицировав Энергетическую хартию, а также став недавно членом европейского Энергетического сообщества, обязалась предоставлять равный доступ к своей трубопроводной системе. Россияне же не имеют транзитных обязательств и вообще отказались от подписания Энергохартии.
К слову, министр Ю.Бойко уполномочен представлять Украину на предстоящих переговорах по транзитному протоколу к Европейской энергетической хартии. Соответствующее решение закреплено распоряжением президента Украины №1102/2010-рп от 27 октября с.г. Транзитный протокол призван расширить действие Договора к Европейской энергетической хартии, перевести положения договора в практическую плоскость. В частности, предполагается, что документ будет регулировать вопрос определения ставки за транзит газа.
Переговоры по подготовке протокола начались еще в 2000 году, однако до сих пор не увенчались успехом из-за несогласования документа между Российской Федерацией и Европейским Союзом. Но если будет достигнута договоренность между ЕС и Украиной, то это потребует пересмотра действующих газовых договоренностей с «Газпромом», в частности относительно ставки транзита российского газа по территории Украины. А это никак не устраивает российскую сторону.
К тому же Россия, отвлекая Украину совместными проектами, одновременно помогает «решить» две другие важные для Украины проблемы: об увеличении собственной добычи газа можно забыть, как и о масштабном внедрении энергосберегающих технологий наряду с альтернативными источниками энергообеспечения.
В этом смысле и РФ, и ЕС занимают выжидательную позицию: куда будет двигаться Украина — в Европу или на дальнейшее сближение с Россией. Европейцы готовы выделить средства на модернизацию украинской газотранспортной системы. Однако они вряд ли согласятся на приоритет в этом проекте россиян, хотя и не исключают их участия.
Россия же подталкивает Украину к сотрудничеству, угрожая оставить без газа украинскую ГТС в случае запуска «Северного потока» и реализации проекта «Южный поток». Тот факт, что российская сторона не дает гарантий «Нафтогазу» по загрузке украинской ГТС, также призван держать украинскую сторону в напряжении и склонить к максимальной лояльности в сотрудничестве с «Газпромом».
При этом 27 октября В.Путин заявил, что российская сторона все же готова продолжить обсуждение возможности снижения цены газа для Украины. Однако министр энергетики РФ Сергей Шматко тут же уточнил, что вопрос уменьшения цены импортного газа — это компетенция хозяйствующих субъектов, то есть «Газпрома» и «Нафтогаза». Словом, наша песня хороша…
Параллельно россияне прилагают максимум усилий для дискредитации европейского газотранспортного проекта «Набукко», реализация которого сделает ненужным «Южный поток». Хотя даже российские эксперты признают, что «Южный поток» — это скорее политический проект, нежели экономический.
Напомним, газопровод «Южный поток» планируется построить к 2013 году. Расходы на весь проект оцениваются приблизительно в 25 млрд. долл. Газопровод будет проложен по дну Черного моря к Болгарии, а затем разделится на две ветви. Одна пройдет через Грецию к Италии, а вторая — через Сербию и Венгрию к Австрии. Пропускная способность трубопровода, как ожидается, составит 47—
63 млрд. кубометров в год.
Не стоит забывать и об еще одном важном моменте. Мало кто сомневается, что «Нафтогазу Украины» все же придется вернуть компании «РосУкрЭнерго» 12,1 млрд. кубометров газа. Украинские суды сделали для этого все. Последнее слово осталось за Верховным судом Украины. К слову, представители ЕБРР и Всемирного банка уже ненавязчиво предупредили правительство Украины о том, что не стоит для этого использовать бюджетные деньги. «Газпром» же, который владеет 50% акций РУЭ, пока тоже занимает выжидательную позицию. Хотя не исключено, что своими планами на этот счет он поделился с главой Минтопэнерго Украины Юрием Бойко. Публично же в этот скандальный процесс россияне стараются не вмешиваться и, возможно, хотят посмотреть, кого со стороны РФ и «Газпрома» могут призвать как минимум в свидетели по делу «Нафтогаз» против РУЭ, если, конечно, до этого дойдет. До сих пор российская сторона заявляла, что она здесь ни при чем.
Хватит ли у украинской стороны смелости заглянуть чуть дальше, чем нынешние взаимоотношения с «Газпромом»? От этого напрямую будет зависеть участь и ее газотранспортной системы, и «Нафтогаза», и в целом рынка газа. А также то, станет ли Украина полноценным участником европейского рынка газа, или так и будет обслуживать исключительно потребности российского «Газпрома» до тех пор, пока ему это необходимо? Если так, то и «Газпрому» украинская ГТС через несколько лет не понадобится, и европейцы от нас отвернутся окончательно.
Нефть
Для Украины было принципиальным подписать транзитный нефтяной договор между российским оператором нефтесистемы — АК «Транснефть» и украинской «Укртранснафтой». При этом украинская сторона хотела получить гарантии загрузки своих нефтепроводов.
Накануне российского правительственного десанта первый вице-премьер Андрей Клюев заявил, что «мы близки к подписанию этих вопросов». Как известно, Россия и Украина в конце 2009-го достигли договоренности по условиям транзита нефти через украинскую территорию в Европу в 2010 году, согласно которой ставка транзита была повышена на 30% по сравнению с текущим годом, а объем транспортировки по нефтепроводу «Дружба» было решено оставить на уровне 2009 года — 15 млн. тонн. Правда, это совсем не означало, что именно такой объем будет поставлен российской стороной.
Министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко после участия во встрече премьер-министров Украины и РФ Николая Азарова и Владимира Путина заявил, что Украина и Россия «близки к подписанию соглашения по транзиту нефти, в котором будут указаны и объемы, и условия, полностью отвечающие нашим национальным интересам».
Российская сторона не намерена, как и в случае с газом, гарантировать Украине хотя бы минимальный объем загрузки. Ее основное стремление — снизить транзитный тариф и пресечь попытки, в частности Беларуси, закупать и транспортировать через Украину венесуэльскую нефть. На этот год Александр Лукашенко и Уго Чавес договорились о поставке в Беларусь 4 млн. тонн нефти из Венесуэлы. На данный момент, по информации источников «Зеркала недели», Беларусь уже получила около 1 млн. тонн венесуэльской нефти.
Для россиян не столько опасен этот объем нероссийской нефти, сколько сам факт ее поставок Минску. Тем более что сами россияне в этом году сократили поставки своей нефти в Беларусь вдвое.
К тому же и Украина проводит переговоры с Казахстаном и Азербайджаном, в частности о поставках в Украину нефти. Но практически такая возможность ограничена, пока нефтепровод Одесса—Броды работает в реверсном режиме и качает российскую нефть к Черноморскому побережью.
27 октября, как заявил российский министр энергетики С.Шматко, Россия и Украина парафировали соглашение о транзите нефти через территорию Украины. «Мы парафировали сегодня соглашение о транзите нефти, и оно будет подписано... у нас действительно нет гарантированных объемов, и нужно понимать, что транспортная компания «Транснефть» не может дать гарантий, поэтому мы договорились на сегодняшний день, чтобы было подписано соглашение между нашими правительствами, которое регулирует наши отношения в области нефти и порядок взаимодействия, который прописан в этом соглашении», — заявил он.
Министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко пояснил журналистам, что соглашение о транзите нефти рассчитано на пять лет и предусматривает объем транспортировки около 25 млн. тонн. «Детали и технические условия будут оговариваться в дальнейшем и закрепляться соответствующими соглашениями», — сказал он.
Соглашение о транзите нефти хотя и парафировано, но пока не подписано. И причин тому несколько. О двух из них сказано выше. Но есть еще одна, весьма неприятная для россиян причина. Весной этого года оператор украинской нефтетранспортной системы «Укртранснафта» подала иск к российской «Транснефти» в Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате России с требованием возместить 7 млн. долл. убытков за нарушение договоренности об объемах прокачки нефти в Украину. Так что россиянам крайне невыгодно фиксировать в договоре обязательные объемы прокачки нефти по украинской трубопроводной системе. Но позволять это делать другим они не желают. Даже при том, что за январь—октябрь текущего года объем прокачки российской нефти по трубопроводной системе Украины сократился более чем на 30%.
Кроме того, в двух предыдущих соглашениях между «Укртранснафтой» и российской «Транснефтью» было сказано о том, что даже если украинские нефтепроводы загружены всего на 20%, «Укртранснафта» обвязана согласовывать свои действия с «Транснефтью».
Как отметил президент «Транснефти» Николай Токарев, согласованный документ не позволяет изменять ранее закрепленные транзитные условия в одностороннем порядке. Он уточнил, что за основу предлагается взять модель, которая используется при реализации российско-белорусских транзитных договоренностей.
По его словам, схема согласования тарифа должна выглядеть следующим образом: на первоначальном этапе «Транснефть» и «Укртранснафта» пытаются согласовать изменение тарифов между собой и, в случае успеха, подписывают новое соглашение о транзите. Если же хозяйствующие субъекты не приходят к единому мнению, то эту задачу берут на себя уполномоченные ведомства России и Украины. При возникновении дальнейших сложностей вопрос может быть передан на уровень правительств, отметил Н.Токарев.
В соответствии с проектом соглашения, на время переговоров тарифные условия должны оставаться прежними. При этом стороны обязаны продолжать поставки топлива и нефти.
Видимо, такие неравные условия россиян вполне устраивают. Но времена меняются. Разве что символом неравной «нефтяной дружбы» остается нефтепровод Одесса—Броды, который украинская сторона все никак не отважится перевести в аверсный режим работы. Соответственно, созданное совместно с поляками предприятие для достройки нефтепровода до Плоцка и Гданьска пока не имеет реальной перспективы — россияне просто «запломбировали» нефтепровод Одесса—Броды еще как минимум на пять лет. Украина не решается вытащить эту нефтяную российскую «пробку», а потенциальные инвесторы этого проекта и поставщики нефти в Азербайджане и Казахстане наблюдают, как и когда разрешится эта проблема. Наблюдают и изучают другие нефтемаршруты.