UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВИНК: прямая с зигзагами

Тема создания отечественной вертикально интегрированной нефтяной компании (ВИНК) — сегодня одна из самых популярных на украинском нефтерынке...

Автор: Павел Ямбург

Тема создания отечественной вертикально интегрированной нефтяной компании (ВИНК) — сегодня одна из самых популярных на украинском нефтерынке. Последнее десятилетие варианты ее создания сменяют друг друга, равно как и лоббисты тех или иных вариантов. Однако в июле-сентябре 2004-го были побиты все рекорды как по обилию вариантов, так и по накалу страстей.

Со времени появления первого варианта президентского указа от 16 июля «О мерах по повышению эффективности управления нефтяной отраслью», в котором, собственно, и шла речь о создании ВИНК на базе «Укрнафти», ситуация как минимум дважды разворачивалась на 180 градусов.

Первоначальный вариант, с передачей госпакета акций основного производителя нефти в стране — ОАО «Укрнафта» Фонду госимущества, воплощал давнюю мечту группы «Приват» (Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов) о полном контроле над компанией. А поскольку, как свидетельствует практика, способность ФГИ противостоять интересам крупной бизнес-группы равна нулю, задача казалась решенной.

Но прошло лишь несколько дней, и ситуация снова кардинально изменилась. ФГИ уже ничего не получал, как предписывалось в указе от 16 июля, а госактивы «Укрнафти» возвращались в управление НАК «Нафтогаз України». Впрочем, это означало только окончание первой серии — вторая не заставила себя долго ждать.

Далее участников нефтерынка всколыхнула новая «страшилка»: Приватбанк объявил о проведении дополнительной эмиссии (увеличении уставного фонда в 132 раза) во все той же «Укрнафті», при этом условия ее проведения практически приводили к размыву всех «неприватовских» пакетов акций. Более того, эксперты заговорили о возможной потере государством не только фактического (уже более года компанией управляют «приватовские» менеджеры), но и юридического контроля над нефтяной компанией, если госпакеты акций двух нефтеперерабатывающих предприятий — «ЗАО «Укртатнафта» и ОАО «НПК «Галичина» — окажутся под судом в тот момент, когда их необходимо будет передать в обмен на акции новой эмиссии «Укрнафти». Оба пакета были конфликтными, так что нельзя было исключать такую возможность.

Кроме того, против создания ВИНК «под Приват» выступили акционеры нефтеперерабатывающих заводов, госпакеты акций которых передавались в уставный фонд образуемой компании. Близкие к Дрогобычскому НПЗ объединения предпринимателей западной Украины заговорили о перспективе полной монополизации Приватбанком нефтяного рынка этого региона. Украинская нефтяная ассоциация (объединяет мелкие нефтедобывающие СП с западным капиталом) заявила, что ее участники испытывают трудности со сдачей нефти на принадлежащий «Привату» Надвирнянский НПЗ и опасаются возникновения аналогичной ситуации в Кременчуге и Дрогобыче, если эти заводы перейдут в руки «Привата».

Немаловажным фактором стала и позиция Татарстана. Его представители, по словам первого вице-премьера республики Равиля Муратова, обратились к Президенту Украины с просьбой окончательно передать госпакет акций «Укртатнафти» «Нафтогазу України», а не для дальнейшей его передачи «Укрнафті».

То ли эти демарши, то ли какие-то иные обстоятельства вызвали очередные коррективы, изобилие которых наводит на мысль о непрекращающейся ожесточенной борьбе «под ковром», но история создания отечественной ВИНК сделала очередной зигзаг, результатом которого стало решение формировать ВИНК на базе НАК «Нафтогаз України», за которым и оставить госпакеты акций «Укрнафти», «Укртатнафти» и НПК «Галичина».

Дополнительная эмиссия акций ОАО «Укрнафта» была приостановлена. На собрание акционеров «Укрнафти», на котором ожидалось принятие решения о ее проведении, пришли владельцы всего лишь 0,2% акций. Полномочные представители «Нафтогазу України» и Приватбанка на него не явились. Впрочем, с учетом того, что до конца октября запланировано еще четыре собрания акционеров «Укрнафти», окончательно забывать об этой затее рано.

Тем временем в числе невольных трофеев «интеграторов» оказалась даже «шкурка» парламентского большинства (которое точнее стоит называть бывшим). Среди причин, по которым это депутатское объединение покинуло едва ли не полсотни депутатов, не последнюю роль сыграл и «нефтяной фактор». Так, в стройных рядах аграриев достаточно весом голос группы «Континиум» (Игорь Еремеев), которая управляет НПК «Галичина». Среди 16 «выходцев»-депутатов из группы «Деминициативы — Народовластие» тоже было много нефтяников. В том числе и бывший глава «Укрнафти» Олег Салмин, бывший зампредседателя правления «Укрнафти» Владимир Демехин, а также руководители Укрсиббанка Александр Ярославский и Эрнест Галиев, с которыми связывают главу «Укртатнафти» Павла Овчаренко.

Возмущение «Деминициатив» можно понять: при новом варианте формирования ВИНК Укрсиббанк оказывается единственным пострадавшим — его вытесняют с Кременчугского НПЗ (ЗАО «Укртатнафта»), госпакетом акций которого харьковчане негласно управляли последние полтора года. Вопреки обыкновению, Укрсиббанк даже выкупил небольшой пакет акций ЗАО — 1,15%.

Остальные участники процесса в общем-то остаются при своих интересах: «Приват» сохранил «дружественный» менеджмент «Укрнафти», представители Татарстана — голос в решении вопроса «Укртатнафти», а НПК «Галичина» «отбился» от необходимости передачи госпакета своего предприятия в руки «приватовских» менеджеров.

15 сентября председатель наблюдательного совета ЗАО «Укртатнафта» Равиль Муратов отстранил от должности председателя правления ЗАО «Укртатнафта» Павла Овчаренко. Предприятие возглавит Сергей Глушко, последний год работавший в системе «Нафтогазу України», а до этого бывший заместителем председателя Фонда госимущества Украины. Одновременно было заявлено, что татарские учредители ЗАО «Укртатнафта» приветствуют новую схему создания украинской вертикально интегрированной нефтяной компании.

Победу во всех этих раскладах может праздновать, пожалуй, только НАК «Нафтогаз України», который не только избежал потери контрольного пакета «Укрнафти», но и совершенно неожиданно «прирос» госпакетами акций двух нефтеперерабатывающих предприятий.

Накануне роуд-шоу выпуска НАКовских еврооблигаций увеличение активов «Нафтогазу» на 160—180 млн. долл. явно подогреет интерес европейских инвесторов к этим бумагам.

Решительные действия государства навеяны играми нефтяных компаний с ценами на бензин, да еще и в предвыборный год. Разумеется, перед создаваемой вертикально интегрированной нефтяной компанией поставлена задача наведения порядка на отечественном рынке нефти и нефтепродуктов, и определенные ресурсы у нее для этого есть. Украина добывает около 3,5 млн. тонн нефтяного сырья в год, чего достаточно для создания мощного ценового давления на конкурентов. К этому можно добавить традиционные закупки Кременчугским НПЗ импортной нефти (до 2 млн. тонн в год) и другие, менее значительные ресурсы.

Согласно указу Президента, до 15 октября должна быть представлена «программа создания сети оптовой и розничной торговли нефтепродуктами, производимыми на предприятиях, акции которых передаются в уставный фонд «Нафтогазу України». По словам главы НАКа Юрия Бойко, который фактически возглавил новую ВИНК, конечная цель создания нефтяной компании — занять 30—40% украинского рынка, что амбициозно, но все же не нереально. В любом случае, большая часть нефтересурсов, необходимых для работы ВИНК, будет украинской, т.е. менее зависимой от конъюнктуры мирового рынка нефти.

Пока же реальным фактом остается рост цен на бензин, так что хуже от создания ВИНК наверное не будет. Получится ли лучше — покажет осень. Нынешняя.