UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ВЕСТИНГАУЗ» В УКРАИНЕ. ЕСТЬ НАД ЧЕМ ЗАДУМАТЬСЯ?

Государственный комитет Украины по защите прав потребителей неоднократно предупреждал о реальной опасности превращения Украины в сточную яму для западных стран...

Автор: Влад Никифоров

Государственный комитет Украины по защите прав потребителей неоднократно предупреждал о реальной опасности превращения Украины в сточную яму для западных стран. Как подтверждение этому - сообщения украинского представительства Интерпола об участившихся попытках нелегального провоза контейнеров с ядовитыми химическими отходами на украинскую территорию. Многие наблюдатели, услышав о подобном, только качают головой: мол, это цветочки. Сейчас Украина должна больше опасаться другого - стране угрожает превращение в экспериментальный полигон для использования устаревшей техники и технологии. Молодому неопытному государству, потерявшему многие лучшие свои умы в т.н. время «утечки мозгов», порой очень сложно тщательно проанализировать всевозможные научно-технические предложения Запада и принять в каждом конкретном случае оптимальное решение.

В мае прошлого года Министерство обороны США выделило субсидию на конверсию оборонных предприятий (в Украине в том числе) в соответствии с программой Нанна-Лугара. Понятно желание многих корпораций и компаний получить часть этого пирога. Одна из них - всемирно известная фирма «Вестингауз», несколько лет работающая на украинском рынке ядерных технологий. Но в последнее время вокруг ее деятельности разгорелось несколько крупных скандалов. Компанию обвинили в поставке некачественной продукции, морально устаревшей технологии и подкупе чиновников. Сообщения об этом появились и в средствах массовой информации Украины. Итак, что же это - целенаправленная акция, предупреждающая граждан Украины об опасности или обычные интриги конкурентов?..

«В США эта фирма является лидером по производству ядерных установок с точки зрения их экономичности и безопасности», - сообщил начальник отделения связи с общественностью Государственного комитета Украины по использованию ядерной энергии Николай Обернович.

Название «Вестингауз», известное во всем мире, любому украинскому гражданину ничего не говорит. Поэтому необходимо рассказать о самой компании, тем более что лучшая рекомендация для фирмы - это ее история.

Компания «Вестингауз» зарегистрирована с 8 января 1886 года под названием «Вестингауз Електрик Компани». Она начала свою деятельность, имея в своем штате 200 человек, на арендованном заводе в Питсбурге - городе, где и сейчас находится штаб-квартира корпорации и ряд ее отделений.

В настоящее время отделения «Вестингауз» находятся в 60 странах, а деятельность корпорации сконцентрирована на трех технологических направлениях - энергетические системы (электростанции, установки и услуги для атомной и традиционной энергетики; ядерное топливо, системы автоматизированного управления производственными процессами и т.д.), электронные системы (электроэнергетика для военного и промышленного применения, системы электронной и противолодочной защиты, спутниковые датчики и т.д.) и экологические услуги.

В 1903 году в корпорации был спроектирован и построен самый первый в мире турбогенератор. В настоящее время турбогенераторы «Вестингауз» работают более чем в 45 странах и вырабатывают свыше 280000 мегаватт электричества. А принадлежащий корпорации научно-технический центр недалеко от Питсбурга является одной из самых известных в мире частных исследовательских организаций.

Как видим, послужной список этой организации внушает уважение. И в Госкоматоме Украины дали ей наилучшую рекомендацию, сообщив, что в 1992 году в США из 10 наиболее эффективных установок 8 оказались производства «Вестингауз». Ну что же, как раз время скептикам произнести: «И на старуху бывает проруха».

«Иск фирмы «Дюкен Лайт» к «Вестингауз» может крепко подмочить репутацию этой компании и ее финансовое положение», - пишет Стивен Бейкер в «Бизнесуик». Чем же хотели напугать украинского читателя, которому, как на блюдечке, преподнесли скандалы вокруг фирмы «Вестингауз»?

Котировки акций компании за последний год упали с $42 до $10, было объявлено о сокращении 6000 рабочих мест в США и распродаже целого пакета принадлежащих фирме акций на сумму около $500 млн. Кроме того, не утихает ряд «международных скандалов, связанных с деятельностью корпорации».

На Филиппинах «Вестингауз» строила реактор типа BNPP-1, Все работы были закончены давным-давно, но до сих пор, по соображениям безопасности, реактор не работает. Правительство Филиппин обвиняет компанию в даче взяток бывшему президенту страны Маркосу за подписание контракта на строительство реактора, не отвечающего нормам безопасности. Судебные разбирательства длятся уже 5 лет. А реактор, который так и не работает, к настоящему моменту обошелся правительству Филиппин в 2,2 млрд.долларов.

В США компания «Дюкен Лайт» предъявила «Вестингауз» чек на 350 млн.долларов за поставку дефектных парогенераторов в 1960-1980 годах. Более того, «Дюкен Лайт» считает, что дефекты в генераторах фирмы «Вестингауз» приводят к трещинам и коррозии трубопроводов, а компания скрывала эти проблемы в течение 25 лет. Дополнительные обвинения в мошенничестве могут утроить убытки фирмы. Дело в том, что в записке по делу, поданной представителями истца, содержится ссылка на меморандум, составленный в 1968 году одним из ведущих инженеров «Вестингауз», где ставится такой вопрос: «Что мы им сообщили на данном этапе? Что сплав на глазах теряет прочность или что наработан положительный опыт обслуживания».

План технического усовершенствования реактора VVER-1000 в Темелине (Чехия), стоимостью 367 млн. долларов предложенный «Вестингауз», попал в фокус внимания подкомитета Конгресса США по вопросам энергетики и торговли, возглавляемого конгрессменом Джоном Динджеллом. Подкомитет озабочен тем, что, несмотря на заявление представителя МАГАТЭ Дэвида Кида о том, что в конструкции реактора в Теме-лине найден ряд дефектов, которые, скорее всего, не будут устранены при его реконструкции, «Вестингауз» пытается перенести возможную ответственность за будущие происшествия на американских налогоплательщиков посредством гарантий, предоставляемых Экспортно-Импортным банком США, финансирующим этот проект. Параллельно с этим не прекращаются обвинения в адрес корпорации о даче взяток правительственным чиновникам Чехии и в том, что стране предлагается морально устаревшая технология. Об этом сообщает «Интерпресс сервис».

«Начинает проявляться эффективность программ изменения стратегии, проводящихся сейчас «Вестингауз», - недавно заявил прессе новый председатель правления фирмы Майк Джордан. А по словам представителя «Вестингауз» в Украине и России Огюста Феслера, некоторое время в фирме были финансовые затруднения. Но после смены руководства и существенных изменений в финансовой стратегии в корпорации наметились тенденции к улучшению положения.

Вниманию читателей предлагается несколько выдержек из отчетов по результатам анализа деятельности фирмы, подготовленных специалистами по ценным бумагам или т.н. финансовыми аналитиками. В развитых странах они являются точнейшими индикаторами, реагирующими на малейшее отклонение в деятельности той или иной компании. Некоторые из них считают, что «Вестингауз» находится в начале периода медленного, но устойчивого роста. Другие, однако, полагают, что перспективы роста весьма ограничены и что для достижения каких-либо значительных улучшений показателей потребуются годы.

«Мы ободрены хорошими показателями роста продаж в третьем квартале и более высокой, чем ожидалось условно чистой прибылью» (Роберт Корнелл из Lehman Brothers).

«Мы продолжаем считать, что перспективы получения доходов «Вестингауз» в этом и 1995 году весьма анемичны. Пока нас не привлекают акции по их существующей стоимости, и мы продолжаем относить их к категории «придержать» (Майкл Лински, McDonald & Cj)

«Мы считаем, что риска дальнейшего падения стоимости акций «Вестингауз» больше не существует и что будущие сюрпризы, вероятно, будут положительными» (Николас Хейман, NatWest Securities Corp.)

«Акции «Вестингауз» дорогие с точки зрения дохода по сравнению с другими. И к тому же существует ряд вещей, которые могут оказаться неблагоприятными для компании» (Мартин Сенни CS First Boston).

Как видим, здесь есть как положительные, так и отрицательные оценки положения компании. Но в любом случае паниковать по поводу финансового положения компании не приходится.

Что же касается судебных процессов, то, как полагает г-н Феслер, «украинскому читателю очень сложно объективно воспринимать эти материалы, поскольку ему ничего не известно о судебной практике США. Такие судебные процессы - нормальное явление во всем цивилизованном мире. Это цена открытого общества и настоящей демократии».

К примеру, на Филиппинах действительно речь шла о взятках, но суд дважды выносил оправдательный вердикт.

Что касается конфликта с компанией «Дюкен Лайт» и скандала вокруг записки одного из ведущих инженеров «Вестингауз», то адвокаты последней неоднократно утверждали, что подобные выдержки из внутренней переписки компании вырваны из контекста. В случае «распадающегося сплава», например, речь шла о намерении техников «выбить» у руководства побольше фондов на финансирование научных исследований, а не о том, чтобы одурачить клиентов. Такой метод обороны давал ранее неплохие результаты: в 1991 году «Вестингауз» выиграла тяжбу, начатую бразильской энергетической компанией.

Кроме того, компания «Вестингауз» обвиняет «Дюкен Лайт» и ее четырех партнеров - «Огайо Эдисон», «Кливленд Электрик», «Толидо Эдисон» и «Пенсильвания Пауэр» - в использовании в этих «скандальных» парогенераторах воды, химический состав которой вызывал ускоренное разрушение трубопроводов. Хотя, как полагает директор «Вестингауз» по урегулированию конфликтов Томас Андерсон, «это не пойдет на пользу ни той, ни другой компании».

Скандал в Чехии очень удивил г-на Огюста Фестера, поскольку «обвинение в использовании в этой стране устаревшей технологии и даче взяток высокопоставленным лицам абсолютно безосновательны. «Ведь я лично серьезно занимался этим контрактом и могу заверить, что в Чехословакии используется самая прогрессивная технология, которую уже имеет Великобритания, Швеция, Швейцария. Наоборот, было даже опасение, не слишком ли она новая для чехословацких станций. А если технология новейшая - зачем давать взятки?»

Но все же почему произошла такая целенаправленная и хорошо спланированная акция против «Вестингауз»?

«Я могу только предположить, - продолжил Огюст Феслер. -Возможно, что когда такая компания, как наша, выходит на осуществление больших проектов и программ, то украинская администрация начинает подбирать о нас разнообразную информацию. Может быть, чтобы себя как-то подстраховать, в первую очередь подбирается негативная информация. Такова человеческая натура... Но возможно также, что этими штучками занимаются наши конкуренты».

Последнее предположил и Николай Обернович: «Если есть целенаправленный заказ (что не исключено), чтобы «утопить» то или другое, либо сделать так, чтобы кто-то потерял свое реноме и в эту нишу протиснулась и другая компания-производитель, могут предприниматься любые методы, порой даже нечистоплотные». Чем же «провинилась» компания «Вестингауз», работающая на украинским рынке?

«Вестингауз» - первая зарубежная компания, которая не побоялась рискнуть вложить свой капитал для создания СП в Украине», - сообщили мне в Госкоматоме. Речь идет о том, что Харьковское ПО «Хартрон» и «Вестингауз Электрик» подписали документы для создания совместного предприятия «Вестрон». Вначале СП сконцентрирует усилия на поставке усовершенствованных систем управления и контроля уже 12 ядерных энергоблоков ВВЭР, действующих в Украине.

Госкоматом Украины проводит оценку различных предложений по созданию завода, который будет заниматься изготовлением топлива для АЭС в Украине (напомню, что собственного производства топлива для АЭС в Украине никогда не было и нет, хотя все необходимое сырье в нашей стране имеется. Сейчас же тввэлы для атомных электростанций Украина получает из России в обмен на вывозимые ядерные боеголовки). Уже около года «Вестингауз» участвует в этом проекте и за последние четыре месяца она достигла хорошего взаимопонимания с украинскими коллегами.

По-видимому, кто-то боится дальнейшей активизации деятельности этой корпорации на украинском рынке. И не напрасно. Ратифицировав Договор о нераспространении ядерного оружия, Украина устранила одно из главных препятствий, мешавших ей сотрудничать с зарубежными партнерами. Последнее препятствие - отсутствие в Украине законодательных актов, определяющих порядок ответственности за ядерный ущерб в результате аварий на ядерных установках, - по мнению специалистов Госкоматома, будет устранено в следующем году.