Еще какой-то месяц назад тенденции мирового рынка нефти были благоприятными для Украины. Большинство экспертов тогда считали, что в течение года резких скачков цены на нефть не предвидится, а значит, это самым позитивным образом скажется на ситуации на отечественном рынке нефти и нефтепродуктов. Мировой рынок находился на нисходящем тренде спекулятивных операций, ожидалось, что Российская Федерация с 1 апреля снизит экспортную пошлину на нефть, а отечественные нефтяники постепенно нарастят объемы переработки нефти.
Однако столь радужные прогнозы были «откорректированы» политическими событиями в Украине, что уже привело к подорожанию наиболее «ходового» бензина Аи-95 на 20—30 копеек в рознице. Кроме того, появились пресловутые «административные» решения правительства в секторе дизельного топлива, что не добавило устойчивости рынку.
Муссоны с Запада
Общие тенденции снижения цены на нефть, царившие в начале года в мировой экономике, сменились негативными прогнозами биржевых аналитиков. В середине февраля нынешнего года влиятельная американская инвестиционная компания «Сэнфор Бернштейн» выступила с прогнозом, что в марте цена барреля нефти упадет до 40 долл. за баррель, а к маю сократится до 30 долл. Быстрое падение цен, по мнению аналитиков компании, станет следствием ухода с нефтяного рынка крупнейших спекулятивных хэдж-фондов. Как отметили эксперты «Сэнфор Бернштейн», мировой нефтяной рынок мог бы войти в фазу быстрого падения цен с марта, если ОПЕК, как ожидалось, не пойдет на дальнейшее сокращение объемов добычи нефти.
Еще в октябре 2006 года компания «Сэнфор Бернштейн» предсказала, что в течение нынешнего года средняя цена барреля нефти составит 50 долл. За прошедшие недели 2007-го она составила по результатам торгов 55,76 долл.
На торгах, состоявшихся на прошлой неделе, цены на мировом рынке нефти достигли максимальных с 1 сентября 2006 года значений. Цена наличной нефти марки Brent выросла почти на 2% и достигла отметки 70,74 долл. за баррель. Котировки российской нефти марки Urals повысились до 66,8 долл. за баррель. У биржевиков остаются опасения по поводу начала военной кампании против Ирана, что и влечет за собой рост котировок на нефть.
До сих пор нет ясности и в вопросе, что предпримут США и Великобритания в связи с отказом Ирана приостановить свою ядерную программу. «Если военная операция со стороны США начнется, то не будет верхнего предела роста цен. На рынке будет царить паника, и цены могут взлететь до 100 долл. за баррель, — отметил главный экономист Moody’s Economy.com Ракеш Шанкар. — Определяющим фактором станет то, насколько Иран сократит свои поставки. В случае, если мы полностью лишимся иранского экспорта (2,3 млн. баррелей в день), то 100 долл. за баррель — цифра вполне достижимая».
Отметим, что ранее также предполагали, что мировая цена на нефть будет снижаться. Согласно заявлению замминистра финансов РФ Татьяны Голиковой, сделанному месяц назад, прогноз цен на нефть на 2007–2010 годы мог быть изменен в сторону снижения. «Сейчас (прогноз) будет скорректирован в сторону снижения до 55 долл. в 2007 году, с 56 до 53 долл. за баррель — в 2008 году», — сообщила она, напомнив, что на 2007 год запланирована цена на нефть в размере 61 долл. за баррель. По ее словам, в 2009 и 2010 годах прогнозный уровень цен почти не изменится — соответственно 50 и 52 долл. за баррель. В перспективном финансовом плане ранее были запланированы цифры на уровне 52 и 51 долл. за баррель в 2009 и 2010 годах.
Теплые массы воздуха с юга и северо-восточный антициклон
Довольно интересная, а главное, неоднозначная тенденция наметилась во взаимоотношениях между Россией и странами Средней Азии. В конце января — начале февраля премьер-министр Украины Виктор Янукович сделал несколько довольно оптимистичных заявлений о возможности объединения усилий с Азербайджаном, Казахстаном и Россией для создания консорциума по транзиту нефти в Европу через украинскую территорию.
На экономическом форуме в Давосе, после встречи с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, украинский премьер сказал, что Азербайджан после наполнения нефтью нефтепровода Баку—Тбилиси—Джейхан (БТД) будет заинтересован в новых рынках сбыта. Г-н Янукович отметил, что одним из возможных транзитных путей транспортировки азербайджанской нефти может стать нефтепровод Одесса–Броды. И сейчас существует ряд вариантов, в частности, транспортировка танкерами нефти из Супсы (Грузия) в Одессу, а также возможность строительства нефтепровода по дну Черного моря до Одессы.
Несколько позже, в ходе двухсторонней встречи с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, Виктор Федорович продолжил «каспийскую тему»: «У нас есть возможность взаимовыгодно объединить ресурсы и в Украине сделать переработку и, конечно же, транспортировку каспийской нефти». Как отметил премьер, реализация этих планов станет возможной после завершения строительства трубопровода до Новороссийска Каспийским трубопроводным консорциумом (КТК), по поводу чего у Украины уже есть предварительные договоренности с компанией Shell.
Подобные прожекты украинского правительства, мягко говоря, настораживают, поскольку ситуация в Каспийском регионе входит в сферу геополитических интересов России, Евросоюза и США, и допускать Украину к решению вопросов перераспределения энергетических маршрутов пока никто не собирался.
Во-первых, нефтепровод Баку—Тбилиси—Джейхан, который является на сегодняшний день основной альтернативой Каспийскому трубопроводному консорциуму, — это проект сугубо политический, позволяющий западным нефтяным компаниям полностью взять под контроль добычу и транспортировку каспийской нефти на западные рынки. При этом запас мощностей БТД намного превышает объемы добычи нефти в Каспийском регионе, поэтому фраза «когда заполнится нефтепровод Баку—Тбилиси—Джейхан» звучит как завуалированный ответ «в обозримом будущем — никогда».
Кстати, в январе было заключено соглашение между казахской компанией «КазМунайГаз», итальянской Agip и СП «Тенгизшевройл» о создании «Казахстанской каспийской системы транспортировки» (ККСТ) для поставки на мировые рынки до 38 млн. тонн нефти в год. Даже если предположить выход каспийской нефти в порты Черноморского бассейна, то здесь, помимо традиционного морского маршрута через проливы Босфор и Дарданеллы, для транзита каспийской нефти Россией активно лоббируется строительство обходного нефтепровода Бургас—Александропулис.
В начале февраля представители России, Болгарии и Греции подписали в болгарском городе Бургасе протокол, констатирующий, что текст межправительственного соглашения по проекту нефтепровода Бургас—Александропулис полностью согласован. Президент РФ отметил: «Мы и наши партнеры в регионе Каспийского моря — поставщики, а основные потребители находятся в Западной Европе. А Болгария и Греция — члены Евросоюза. Поэтому Евросоюз, на мой взгляд, должен быть кровно заинтересован в реализации этого проекта».
Во-вторых, сами нефтедобывающие страны ведут активные переговоры о совместном использовании БТД. В частности, в конце февраля глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедьяров сказал, что по транспортному соглашению между его страной и Казахстаном сейчас идет работа на уровне компаний. «В прошлом году было подписано межправительственное соглашение о присоединении Казахстана к БТД. Азербайджан уже ратифицировал этот документ, и сейчас мы ждем, когда Казахстан проведет его через свой парламент. Параллельно ведется работа по созданию совместной комиссии по проработке всех вопросов. Но, не дожидаясь ее создания, на уровне нефтяных компаний ведутся переговоры об осуществлении поставок нефти для БТД», — сообщил он. Отметим, что к 2015 году Казахстан планирует увеличить добычу нефти до 150 млн. тонн в год с нынешних 62 млн. тонн.
В-третьих, президент России Владимир Путин занял достаточно жесткую позицию по поводу расширения сети по транспортировке углеводородов во всех направлениях, чтобы уменьшить зависимость от транзитных государств. По его словам, Россия ускорит работы по прокладке трубопроводных систем к берегу Тихого океана, расширит возможности по транспортировке нефти на севере, в том числе на северо-западе страны с целью уменьшения такой зависимости.
Можно констатировать, что в подобной ситуации украинское направление не рассматривается ни одной из стран — участниц гипотетического консорциума по добыче и транспортировке нефти. Более того, Польша и Чехия, которые могут быть потенциально заинтересованы в украинском нефтепроводе Одесса—Броды как альтернативном маршруте транспортировки каспийской нефти, заняли выжидательную позицию, о чем заявил украинский премьер.
В итоге нынешний год вряд ли станет годом прорыва в вопросах включения Украины в новые транзитные схемы каспийских и российских углеводородов. А самая «пафосная труба» Одесса—Броды так и продолжит функционировать в реверсном режиме. Особенно если учесть, что в течение января по данному маршруту было прокачано 750 тыс. тонн нефти, а наиболее крупные объемы были транспортированы ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «ЛУКойл», ОАО «Газпром нефть», ОАО НК «Роснефть» и ОАО «Татнефть». Вряд ли российские гиганты откажутся без боя от существующего маршрута поставки.
Местный климат
Первые три месяца события на отечественном рынке были менее напряженными. Практически все игроки рынка сохраняли спокойствие, нарушавшееся периодическими перепалками с правительственными чиновниками, которые заканчивались достаточно мирно и к обоюдному удовлетворению сторон. Нынешний год также не особо отличается от предыдущих: правительство опять решило вернуться к вопросам создания стабилизационного фонда нефтепродуктов и государственной вертикально интегрированной нефтяной компании (ВИНК).
Ни с одним, ни с другим пока опять не очень складывается. Об итогах создания стабфонда «ЗН» уже достаточно подробно писало, а вот к вопросу создания ВИНК вице-премьер-министр Украины Андрей Клюев пообещал вернуться после внесения изменений в закон об акционерных обществах относительно снижения минимального кворума для проведения собрания акционеров до 50%+1 акция. Напомним, что данный законопроект эксперты рынка рассматривали как попытку смены менеджмента на ОАО «Укрнафта» и последующего создания на ее базе национальной ВИНК.
Отметим, что Юрий Бойко придерживается мнения, что «если государство сохранило за собой нефтяные активы, то они должны работать на государство и быть его рычагом влияния на нефтяном рынке». Хотя, по словам министра, для государства целесообразнее было бы создание национальной ВИНК на базе НАК «Нафтогаз України», а не на базе ОАО «Укрнафта». Таким образом, можно сделать вывод, что в самом правительстве на сегодняшний день не существует единой точки зрения в вопросе создания ВИНК, а значит, и перспективы реализации этого проекта остаются довольно туманными.
Не обошлось и без курьезов. В последнее время на украинском рынке появились слухи о том, что компания ТНК-ВР решила приостановить все свои инвестпроекты в Украине. Причиной, по данным различных источников, стал то ли развод с британскими инвесторами, то ли переход акций «Реновы» в управление кремлевским чиновникам. В пресс-службе «ТНК-ВР Украина» опровергли обе версии, заявив, что реализация инвестиционных программ компании продолжается согласно графику.
Однако имиджевые атаки на компанию продолжились. Дело в том, что офисный центр, где расположена штаб-квартира «ТНК-ВР Украина», был выкуплен структурами, близкими к группе «Приват», а российской нефтяной компании было предложено освободить занимаемые помещения. Предложение было отклонено. И тогда на первом этаже здания незамедлительно разместилась компания, зарегистрированная как «ТНК-БП». Ее аббревиатура по «случайному совпадению» ассоциируется с брэндом нефтяников, но расшифровывается как «Траурная независимая компания — бюро похорон», которая сразу же разместила в холле всю атрибутику, соответствующую названию фирмы. Реакция руководства «ТНК-ВР Украины» до сих пор остается неизвестной.
Конец марта ознаменовался также достаточно громким событием: англо-голландская компания Royal Dutch Shell Plc и ОАО «Группа Альянс» (РФ) объявили о намерении создать совместное предприятие для управления сетью автозаправочных станций российской компании на территории Украины. Сегодня сеть «Альянса» насчитывает порядка 150 АЗС, расположенных на всей территории страны, однако в создаваемое СП может войти 165 станций. По данным представителей «Альянса», сеть компании в ближайшее время должна пополниться еще 15 станциями. Согласно подписанному договору, «Альянс» вносит в СП сеть АЗС, а Shell — финансовые средства (об объемах которых не захотела говорить ни одна из сторон), лицензионные соглашения и свой брэнд.
Не менее оптимистичны подписанты и в сроках регистрации своего детища на территории Украины — они планируют получить все необходимые разрешения всего за три месяца и уже в июле приступить к работе. И это при отечественной бюрократии и политической нестабильности. Ребрэндинг же АЗС, по данным участников проекта, должен занять от одного до двух лет. Такими же радужными видят Shell и «Альянс» свои перспективы — новое предприятие планирует завоевать как минимум 15—20% рынка розницы. В то же время некоторое недоумение вызвало заявление о том, что контрольный пакет в виде 51% предприятия будет принадлежать Shell, а его главой станет генеральный менеджер по развитию розничной сети Shell в Украине Христо Иванчев.
Аналитики и участники рынка расценивают эту сделку как обоюдовыгодную для обеих компаний. Во-первых, на протяжении многих лет Shell практически безуспешно пытался завоевать столь лакомый кусочек в виде части привлекательного для многих зарубежных компаний розничного рынка стран бывшего Союза. Компании принадлежит лишь небольшая сеть заправок (несколько десятков) в России и странах Балтии. Это при том, что на розничном рынке нефтепродуктов Евросоюза Shell владеет одной из крупнейших сетей АЗС. Кроме того, интерес вокруг этой сделки обуславливается и той активностью, с которой голландско-британский нефтегазовый гигант в течение последнего года штурмует отечественный топливно-энергетический комплекс, начиная от добычи углеводородов и заканчивая получением лицензии на их реализацию. Все это напоминает зачатки создания некоей ВИНК на территории Украины, в которой сегодня, по сути, не хватает лишь одной составляющей — нефтеперерабатывающих мощностей.
Эксперты и аналитики в один голос утверждают, что сегодня на продажу могут быть выставлены как минимум два НПЗ — Херсонский и НПК «Галичина», причем оба имеют экспортное расположение. И, несмотря на все попытки представителей Shell уйти от ответа на вопрос о возможной покупке нефтеперерабатывающих мощностей в Украине, этот шаг представляется вполне логичным. Такое положение вещей свидетельствует о том, что Shell готовит мощный плацдарм для завоевания столь желанного и почти бездонного по прибыли российского розничного рынка.
Впрочем, и интерес «Альянса» выглядит вполне понятным. Компания планирует осуществить IPO, и многие финансовые аналитики намекают, что та непрозрачность и непонятность для иностранных инвесторов структуры украинских активов может крайне негативно отразиться на результатах размещения акций, несмотря на то, что они даже не вошли в список активов, предлагаемых к IPO. В то же время совместная деятельность с таким известным партнером, как Shell, послужит инвесторам хорошим сигналом.
Буревестник
Казалось бы, ничто не предвещало беды, и розничный рынок нефтепродуктов страны так и будет медленно и уверенно просыпаться после зимней спячки, прибавляя по 1—3 коп. от силы на литре топлива в неделю. Да и расчеты, проведенные на первые 15 дней апреля с применением формулы для расчета ценового коридора на нефтепродукты, публикуемой в бюллетенях секретариата экспертно-аналитической группы, давали более чем обнадеживающие результаты. Так, нефтетрейдерам рекомендовали не превышать порог в 4,07 грн. за литр самого востребованного бензина марки А-95.
Однако благим прогнозам, по всей видимости, не суждено сбыться. Отдельные бизнесмены Киева и Донецка традиционно выступили лакмусовыми бумажками в преддверии грядущего роста цен на нефтепродукты и буквально за несколько дней взвинтили цены на нефтепродукты на своих АЗС на 25, а где и на 30 коп. на литре. Тем самым нефтетрейдеры поставили ценовой рекорд текущего года — 4,15—4,2 грн. за литр 95-го бензина.
Эксперты и участники рынка расходятся во мнении, что послужило причиной такого стремительного роста цен. Одни объясняют это желанием «недобросовестных» предпринимателей заработать на политической нестабильности в стране и предпасхальной суете, другие — мировыми тенденциями и спецификой этих регионов. Действительно, Киев и Донецк отличаются от других регионов значительно более развитыми сегментами качественного импортируемого топлива, цена на которое напрямую зависит от цены в Европе. Согласно данным НТЦ «Психея», за последние два месяца цены коммерческих предложений на границе Украины выросли. В частности, на условиях DAF рост крупнооптовых цен на бензины А-92 и А-95 составил 24,7%. Именно этим фактором бизнесмены и оправдывают повышение розничных цен на АЗС Киева и Донецка. В то же время в остальных регионах тишь да гладь, в среднем бензин торгуется по 3,8 грн./литр. Однако это не означает, что и трейдеры, реализующие нефтепродукты, не поддержат этой тенденции.
Стоит учесть и тот факт, что за последние два месяца цены на основные виды нефтепродуктов в крупном опте в Украине выросли на 4,1–28,5%. В частности, за указанный период рост цен на условиях FCA на украинских НПЗ на бензин А-76 составил 28,5%, бензин А-80 — 20,8, бензин А-92 — 17,8, бензин А-95 — 15,4%. Дизтопливо выросло в цене на 4,1%. А это значит, что после 15 апреля, когда будет сформирован новый бюллетень, с учетом вышеизложенных фактов, рекомендуемые цены в нем будут серьезно отличаться от действующих. Все это говорит о том, что рынок вступает в активную фазу своего развития и дешевого топлива ждать уже не стоит.