UA / RU
Поддержать ZN.ua

Весенний авитаминоз «украинской нефтянки»

Каждый год в марте украинский рынок нефти и нефтепродуктов сотрясает бензиновый кризис. Цена на в...

Автор: Игорь Зверев

Каждый год в марте украинский рынок нефти и нефтепродуктов сотрясает бензиновый кризис. Цена на все виды нефтепродуктов растет, а правительство занимается аутотренингом, успокаивая население «динамикой мирового рынка» и прочими объективными факторами. Утешения простым гражданам от этого мало, хотя, похоже, на протекцию со стороны властей предержащих уже мало кто рассчитывает, выходя из кризиса собственными силами и средствами.

Бензиновое обострение

Отечественный нефтяной рынок вливался в первый квартал 2008 года с огромной тревогой. Иг­роки рынка опасались непредсказуемых действий нового старого правительства, зарекомендовавшего себя в 2005 году далеко не с лучшей стороны. Впрочем, реалии оказались не настолько суровыми, а тревоги — напрасными. На сей раз вмешательство Кабмина в происхо­дившие на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) и автозаправочных станциях (АЗС) процессы было не просто минимальным, чтобы не сказать недостаточным.

В то же время украинская неф­тянка, все больше зависящая от пос­тупления импорта из-за спада в работе отечественной нефтепереработки и «неадекватных» действий подконтрольных днепропетровской группе «Приват» компаний, начала работать по новым правилам игры. Особенностью первого квартала 2008 года стала непредсказуемость отечественного топливного рынка, а статистика и анализ тенденций прошлых лет оказались невостребованными.

На протяжении всего первого квартала текущего года украинским нефтеперерабатывающим заводам так и не удалось преодолеть черную полосу спада, которая началась для предприятий отрасли в 2004 году. В результате этого поставки нефти на украинские нефтеперерабатывающие заводы в январе—марте 2008 года по сравнению с аналогичным периодом 2007-го сократились на 40,2% — до 1970,5 тыс. тонн.

Эксперты и участники рынка связывают столь значительное сокращение поставок сырья, в пер­вую очередь, с затяжным корпоративным конфликтом на ЗАО «Укртатнафта», а как следствие — с «голодным сырьевым пайком», на котором оказалось предприятие после бойкотирования пос­тавок со стороны «Татнеф­ти».

Несмотря на все попытки НАК «Нафтогаз України» разрешить сложившуюся ситуацию, позитивные сдвиги в переговорах с татарстанской стороной, все усилия в достижении консенсуса были сведены на нет днепропетровскими бизнесменами из группы «Приват», которые владеют чуть более 1% акций Кремен­чугского НПЗ. Заполучив контроль над предприятием в октябре 2007 года, днепропетровцы сумели сорвать внеочередное мартовское общее собрание акционеров предприятия и тем самым отбросить переговоры назад. В результате чего Кремен­чугский НПЗ фактически саботировал план по переработке неф­ти и наполнению украинского рынка неф­тепродуктами.

В общей сложности с начала года НПЗ переработали 1816,4 тыс. тонн нефти, что на 45,8% меньше, чем за аналогичный период 2007-го. По оперативным данным, в январе—марте 2008 года по сравнению с аналогичным периодом 2007 года производство автомобильного бензина сократилось на 29,9% — до 681,3 тыс. тонн, дизельного топлива — на 44,1% (до 556,6 тыс. тонн), мазута — на 51,2% (до 475,7 тыс. тонн).

Вследствие снижения объемов переработки нефти НПЗ нефтяники перестали хранить топливо в заводских резервуарах. Если раньше накануне посевной трейдеры запасались значительными объемами нефтепродуктов, а сезонный спрос удовлетворялся именно за счет них, то в первом квартале текущего года большинство участников рынка работали «с колес» и на импортном ресурсе. Падение объемов переработки привело и к изменению структуры наполнения рынка. Если раньше в корзинке ресурса преобладали продукты отечественной нефтеперерабатывающей индустрии, то сегодня на первый план вышли импортные поставки, присутствие которых по отдельным категориям потребления превышает 60%.

Из-за отсутствия у большинст­ва игроков рынка солидных резер­вуарных парков для хранения неф­тепродуктов они вынуждены периодически пополнять свои запасы, вследствие чего влияние европейских тенденций ценового тренда со все меньшим временным промежутком находит свое отображение на стелах украинских АЗС. Цены на внутреннем рынке сегодня в первую очередь определяются стоимостью литовского, белорусского, российского, румынского, а также казахстанского топлива. Так, в первом квартале 2008 года нефте­продукты в рознице фактически только дорожали, хотя в январе—марте 2005—2007 годов стоимость бензина и дизельного топлива, наоборот, только снижалась. В частности, согласно данным Государственной инспекции по контролю за ценами, по состоянию на 7 апреля 2008 года дизельное топливо подорожало по сравнению с началом года на 11,8%, до 5,68 грн./литр, бензин марки А-95 — на 11,9%, до 5,72 грн./литр.

Между тем эксперты и аналитики подчеркивают, что одним из немаловажных факторов, повлиявших на ценовую политику рынка, является демарш, который устроили подконтрольные «Привату» сети АЗС — «Укрнаф­та», «Укртатнафта», «Сентоза», «Авиас», «Мавекс» и т.д, прекратив реализацию топлива. Этот шаг мог стать очередным кризисом, если бы украинский рынок не был столь открытым для импорта. В то же время, по данным наших источников, остановка этих сетей позволила «приватовцам» накопить немалый дешевый ресурс. Это позволит предприимчивым днепропетровцам и в дальнейшем диктовать свои условия на рынке и фактически манипулировать им для достижения тех или иных целей.

Хотя ситуация на мировых биржах нестабильна, существующая схема ценообразования в Украине гарантирует сохранение розничных цен на текущем уровне и позволяет ожидать некоторого снижения на протяжении еще нескольких недель.

Корпоративное оживление

Еще одной характерной особенностью отечественного топливного рынка стало изменение структуры его наполнения. Нефтепродукты в страну стало завозить намного выгоднее, нежели их производить, что послужило толчком к пересмотру политики развития розничных сетей игроками рынка. Лакмусовой бумажкой, свидетельствующей о грядущих переменах, стали заявления дочерних предприятий всемирно известных нефтяных компаний.

Для многих, как снег на голову, свалилось заявление ООО «ТНК-ВР Коммерс» о завершении в конце минувшего года сделки по продаже своих корпоративных прав в нескольких компаниях, осуществляющих операционную деятельность на рынке нефте­продуктов Украины. Компания продала свои корпоративные права в нескольких компаниях, которые распространялись на пять нефтебаз и 29 АЗС на территории Кирово­градской области.

В частности, речь идет о долях и акциях ТНК-ВР в ЗАО «РУР групп С. А.», ООО «Оникс-нефть», ЗАО «Интеком», ОАО «Светловодская нефтебаза». Согласно данным системы раскрытия ГКЦБФР, крупнейшими акционерами ЗАО «РУР групп С. А.» (Кировоград), ОАО «Светловодская нефтебаза» и ЗАО «Интеком» (Киев) является компания Eastenergy S.A. (Люксембург), которой принадлежат, соответственно, 40%, 60,0121% и 100% акций. Примечательно, но внеочередные собрания акционеров «РУР групп С. А.» и «Интеком» 15 мая в Кировограде рассмотрят вопрос о присоединении «Интекома» к «РУР групп С.А.». Наблюдатели связывают эти компании с депутатом Верховной Рады, креатурой Александра Третьякова Эдуардом Зейналовым. По информации участников рынка, доли в этих компаниях ТНК-ВР купило именно с его согласия.

Не менее интересен тот факт, что проданы они были снова предыдущему владельцу. Причем, по данным наблюдателей, с довольно сомнительной выгодой для российско-британской дочерней компании. Между тем в «ТНК-ВР Коммерс» объясняют этот шаг весьма просто: несоответствием АЗС стандартам компании. «После создания ТНК-ВР и утверждения новой стратегии развития розничной сети в Украине мы пришли к выводу, что эти объекты не соответствуют нашим требованиям и стандартам», — говорит пресс-секретарь ООО «ТНК-ВР Коммерс» Дмит­рий Зверев.

Между тем аналитики склонны полагать, что основной причиной, которая повлияла на пересмотр стратегии развития, стали структурные изменения отечественного розничного рынка. В частности, стагнация отечественной нефтеперерабатывающей отрасли привела к недостатку отечественного нефтяного ресурса и перераспределению потоков в пользу импорта. По отдельным категориям нефтепродуктов его доля составляет от 50 до 65%. Участники рынка констатируют, что сегодня выгодней завозить готовые нефтепродукты, нежели сырую нефть на переработку. По сути, Лисичанский НПЗ, принадлежащий ТНК-ВР, сегодня стал в некоторой степени обузой для компании. «Лиси­чан­ский НПЗ работает с убытками и конкурирует с зарубежными производителями не столько за расширение, сколько за сохранение существующей доли рынка», — заявляют в «ТНК-ВР Коммерс». По всей видимости, все эти факторы подталкивают компанию минимизировать возможные потери и влиться в работу по новым правилам игры, которые диктует рынок. По сути, первым шагом можно назвать покупку ТНК-ВР премиальной сети АЗС «Золотой Ге­пард», которая находится в самом лакомом для трейдеров регионе — Киеве и области.

Подобные поползновения были отмечены и в рядах совместного предприятия «Альянс-Холдинг». Детище Shell и нефтяной компании «Альянс-Украина» не исключает продажи части АЗС, вошедших в СП. По оценкам экспертов, основной причиной, которая подталкивает компанию на эти меры, является переход на мировые стандарты, используемые британской нефтегазовой компанией. В частности, стандарты Shell предусматривают ребрендинг лишь тех станций, среднегодовая реализация которых составляет не менее 750 тыс. литров, а потенциал — 1500 тыс. литров. Как оказалось, именно по этой причине из состава СП уже исключено 10 АЗС «Альян­са», пять из которых находятся в Крыму.

Примечательно, но именно этот регион в последнее время прочно закрепился на ведущих позициях страны в рейтинге самых высоких цен и присутствия некачественного топлива.

Более того, СП «Альянс-Холдинг» пересмотрело в сторону продления и сроки реализации программы ребрендинга АЗС «Альянса», который должен завершиться до конца 2008 года, мотивируя это недостаточным уровнем инжиниринговых компаний в Украине, способных удовлетворить требования Shell. Сегодня в Украине уже функционируют 74 АЗС под брендом Shell, однако, по данным экспертов и участников рынка, исходя из сложившейся ситуации, их число едва ли перевалит за 100. Ранее компания намеревалась провести ребрендинг 150 АЗС, вошедших в это СП.

По словам наблюдателей, виной всему все те же структурные изменения рынка, влияние на которые усиливает торможение добывающих проектов Shell в Украине. Стоит напомнить, что именно по этой причине компания в 2006 году ушла с отдаленно напоминающего отечественный румынского рынка.

Можно отметить, что подобные действия столь именитых игроков являются некой лакмусовой бумажкой отечественного роз­ничного рынка нефтепродуктов, которая свидетельствует о начале новой вехи в его развитии. Во главу угла теперь ставится не количество АЗС, а их месторасположение, логистические решения и качество продуктов. Эксперты констатируют, что эта тенденция вскоре докатится и до отечественной элиты розничного бизнеса, которая во многом и сегодня живет по законам 1990-х годов: дать взятку и получить хорошее место под застройку, «разбодяжить» топливо и получить сверхприбыли и многое другое. Новые условия игры на рынке могут привести к его структурным изменениям, в частности, к появлению «маргинальных» игроков на местном уровне, которые скупят «отвергнутые» крупными игроками АЗС.