UA / RU
Поддержать ZN.ua

Вертикальный выход из замкнутого круга

Уже весной 2006 года в Украине может начаться новый цикл ценовых кризисов на рынке нефтепродуктов. Е...

Автор: Валентин Землянский

Уже весной 2006 года в Украине может начаться новый цикл ценовых кризисов на рынке нефтепродуктов. Единственный шанс прекратить практику регулярных топливных кризисов — вывести на рынок сильного вертикально интегрированного игрока, подконтрольного государству.

«Свято наближається»

Согласно прогнозу известной брокерской компании Goldman Sachs Group Inc., средняя стоимость нефти в 2006 году вырастет до 68 долл. за баррель. Главные причины — дальнейшее увеличение потребления энергоносителей в Китае, Индии, Японии, США и ухудшение ситуации в ключевых регионах мировой нефтедобычи: активизация сепаратистских движений в Ираке, рост политической нестабильности в Нигерии и непредвиденность шагов антиамериканского руководства Венесуэлы. Более того, по прогнозам австралийского Commonwealth Bank, нефть может подорожать до 75 долл. за баррель в течение ближайших лет, если спор вокруг ядерной программы богатого нефтью Ирана перерастет в новый конфликт в Персидском заливе.

Этой ситуацией может воспользоваться Россия. И повторить для Украины сценарий весны 2005 года. Во-первых, уровень импорта нефти из России на украинские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) останется крайне низким. Это подтвердил и министр промышленности и энергетики России Виктор Христенко, пообещав, что поставки нефти на украинские НПЗ в 2006 году сохранятся на уровне этого года. Напомним, что за 11 месяцев текущего года импорт нефти из России на украинские НПЗ снизился на 28% — до 13,68 млн. тонн.

Во-вторых, все НПЗ, где контрольный пакет принадлежит российским нефтяным компаниям, — Лисичанский, Херсонский и Одесский (в сумме они обеспечивают более 50% всей нефтепереработки Украины) — продолжат работать при минимальной загрузке мощностей (Одесский нефтеперерабатывающий, принадлежащий российскому «Лукойлу», уже остановлен на длительную реконструкцию, как и Херсонский НПЗ).

В-третьих, Россия будет использовать даже незначительные колебания мировых цен на рынке нефти для серьезного повышения экспортных пошлин.

Наиболее вероятно, что упомянутые удары обострятся накануне посевной. Ведь в следующем году сезонный рост цен на топливо совпадет с финальной стадией парламентских выборов. И Москва несомненно воспользуется этим козырем в надежде добиться желаемого для нее результата парламентских выборов.

При этом и украинское правительство, и депутаты Верховной Рады вместо разработки пакета шагов для избежания этого кризиса, наоборот, делают все, дабы он прошел наиболее болезненно для Украины. В частности, в очередной раз повышена ставка рентных платежей с добычи нефти в Украине.

Не реагировать на кризисы,
а предупреждать их

В этом году ситуацию на рынке нефтепродуктов удалось стабилизировать прежде всего малоэффективными попытками «ручного» управления (в частности, созданием ценового потолка, запретом экспорта), а также за счет увеличения импорта готовых нефтепродуктов.

Такая шоковая терапия помогла временно стабилизировать рынок, однако она не может быть основой для его роста, для долговременной стабилизации цен и объемов нефтепродуктов на рынке.

Во избежание новых топливных кризисов правительству и депутатам необходимо не просто восстановить импортные пошлины на ввоз готовых нефтепродуктов (как это предлагают сделать депутаты фракции Литвина), а прежде всего усвоить главный урок: государству намного выгоднее не давить на рынок нефтепродуктов, а иметь возможность его регулировать, в том числе за счет своего сильного игрока на этом рынке.

Чтобы этот игрок мог полноценно влиять на рынок, он должен быть вертикально интегрированным, то есть владеть «цепочкой»: скважина — нефтеперерабатывающий завод — автозаправочная станция.

Опыт последних 50 лет развития мирового нефтяного бизнеса свидетельствует, что наиболее оптимальной моделью развития нефтекомпании является именно вертикальная интеграция (ВИНК). Подобно тому, как сейчас опасность нефтегазового кризиса подталкивает Украину к созданию ВИНК, в 1970-х годах мировой нефтяной кризис стал стимулом для госпредприятий нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности Франции и Италии создать полноценную «нефтяную цепочку», включая добычу и розничную сеть автозаправок (АЗС). Да и главная цель была аналогична: преодолеть зависимость от поставок сырья из-за границы.

Концентрация капитала и производства, создание единой инфраструктуры дали французам и итальянцам широкое поле для маневров капиталом, мощностями переработки, потоками сырья и продукции. Это привело к сокращению удельных затрат в производстве, увеличению сбыта нефти и нефтепродуктов, росту прибыли. В результате в мире появились такие крупные нефтяные компании, как французская Total и итальянская ENI, входящие ныне в двадцатку лидеров мирового нефтерынка.

При этом, как свидетельствует опыт крупнейших в мире ВИНК, наиболее эффективно работали те компании, в которых государство владело контрольным пакетом, но открывало частному капиталу доступ к мелким пакетам вертикально интегрированной нефтяной компании. Поэтому еще с конца 1980-х годов в мире наблюдается тенденция к созданию открытых вертикально интегрированных компаний.

Последним удачным примером является создание китайских ВИНК — Китайской национальной нефтяной корпорации (КНПК) и Китайской нефтехимической корпорации. Еще в 1998 году руководство КНР объединило в этих двух компаниях разрозненные предприятия по добыче, переработке нефти и продаже нефтепродуктов. Уже к началу 2000 года многие подразделения КНПК смогли привлечь миллиарды долларов портфельных инвестиций. В частности, одно из подразделений — PetroChina сумело привлечь 3 млрд. долл. через размещение 15% акций на биржах Гонконга и Нью-Йорка. Причем за пакет соревновались крупнейшие европейские и американские компании — BP, Shell, ExxonMobil.

Создание вертикально интегрированных компаний и привлечение за счет них инвестиций также позволило КНР успешно осваивать богатые нефтяные месторождения за рубежом и диверсифицировать поставки нефти из разных регионов мира. По данным департамента энергетики США, к началу 2005 года КНПК удалось снизить долю ближневосточной нефти в импорте до 50% (ранее этот показатель составлял 70%).

Выгодность этой модели уже поняли и на постсоветском пространстве. По этой модели уже работают большинство частных российских нефтяных компаний (в частности, «Лукойл», ТНК-ВР), а также начинает переходить российский «Газпром», контрольный пакет которого находится в государственной собственности. «Газпром» быстро наращивает и добычу, и переработку, и продажу нефти (в частности, недавно купил «Сибнефть»).

Осталось лишь одно звено

Наиболее перспективной площадкой для создания вертикально интегрированной компании в Украине является ОАО «Укрнафта», поскольку эта компания уже обладает двумя полноценными звеньями готовящейся цепочки. Во-первых, на компанию приходится более 90% украинской добычи нефти и 40% газоконденсата (в 2005 году «Укрнафта» планирует увеличить добычу углеводородов до 3,07 млн. тонн). И, во-вторых, компания уже владеет сетью из 391 автозаправочной станции, а в ближайшие месяцы собирается приобрести еще 197 АЗС.

Все, чего недостает компании, — это среднего звена, то есть собственных мощностей по переработке нефти. Но и здесь появляется реальный шанс: на 25 января 2006 года запланирован аукцион по продаже 32,86% акций НПК «Галичина». Учитывая, что государство уже владеет 25% акций этого завода, купив новый пакет, государство через компанию «Укрнафта» смогло бы де-факто распоряжаться контрольным пакетом предприятия. А значит, и более мощно влиять на процесс принятия менеджментом «Галичини» решения о переработке на этом комплексе нефти, добытой в Украине.

Ведь сейчас «Укрнафта» не может быть уверена, что, добыв нефть, она сможет ее переработать или продать по рыночной цене. В уходящем году нефтеперерабатывающие заводы нечасто выходили на аукционы по продаже нефти. А выходя, не спешили торговаться. В частности, на аукционе 24 ноября из заявленных 50 тыс. тонн нефти компании «Укрнафта» удалось реализовать всего 9 тыс. тонн. При этом цена реализации снизилась на 8,7% по сравнению со стартовой и ценой предыдущего аукциона — до 2100 грн. за тонну, это ниже стоимости российской нефти, которая поставляется на украинские НПЗ.

Аналогично и с переработкой: хотя почти все нефтеперерабатывающие заводы, расположенные в Украине, работают не в полную силу, очень часто руководство заводов отказывается от переработки украинской нефти. И позиция российских владельцев НПЗ вполне понятна: их предприятия уже являются вертикально интегрированными компаниями и ориентированы на переработку собственной нефти. Даже когда перерабатывающие мощности НПЗ остаются незагруженными, их владельцы продолжают получать прибыль, перераспределив доходы по всей цепочке «от скважины до автозаправки».

Понятно, что такая ситуация, наряду с непредсказуемостью ставок ренты (за 2005 год ставка изменялась дважды) и чрезвычайно длительным процессом получения разрешений на разработку новых месторождений, не может стимулировать добычу нефти в Украине.

Потому неудивительно, что рост добычи нефти в Украине замедляется. В то время как контрактные цены на российскую нефть для Европы за девять месяцев 2005 года выросли на 65%, добыча нефти в Украине увеличилась только на 2,6%, а добыча сопутствующего газового конденсата даже сократилась на 4,4%, что, естественно, не позволяет говорить о снижении сырьевой зависимости от Российской Федерации.

И это при том, что президент Украины Виктор Ющенко одним из главных элементов энергетической безопасности Украины назвал увеличение добычи и переработки нефти в 2006—2010 годах в 1,5 раза.

Нефтетрейдеры против здравого смысла

По подсчетам специалистов, вертикально интегрированная компания, созданная на основе «Укрнафти», могла бы контролировать до 30% рынка продажи горючего и существенно влиять на его розничную цену. Вероятно, поэтому своим распоряжением от 18 мая 2005 года президент В.Ющенко признал, что оптимальным является построение вертикально интегрированной компании на базе «Укрнафти».

Позитив заключается также в том, что для создания ВИНК на основе «Укрнафти» не нужны средства из госбюджета. Все финансирование можно осуществить в пределах банковских кредитов. В частности, кредит на формирование третьего «звена» в вышеупомянутой цепочке — то есть на покупку автозаправочных станций — «Укрнафти» предоставил «Дойче Банк» (объем кредита составил 240 млн. долл.). Учитывая процент по кредиту, уровень прибыли (в среднем прибыль одной АЗС по Украине в месяц составляет 15 тыс. долл.), количество запланированных АЗС (до конца года их должно быть 947), объем налогов и т.д., эксперты подсчитали, что приобретение автозаправочных станций окупится за четыре года. Но уже через год-два государство получит своего мощного игрока на рынке продажи горючего и сможет реально влиять на уровень и стабильность цен на отечественном рынке нефтепродуктов.

Однако появление нового серьезного игрока на отечественном нефтерынке, контрольный пакет акций которого принадлежит государству, устраивает далеко не всех частных нефтетрейдеров. А потому создание вертикально интегрированной компании пробуют заблокировать в стенах парламента. В частности, один из собственников НПК «Галичина» депутат Игорь Еремеев (контролирующий 41% акций НПК и разветвленную сеть АЗС «Западной нефтяной компании») уже развернул политическую атаку на ВИНК.

Депутат утверждает, что «Укрнафта» покупает себе АЗС по слишком высокой цене. В то же время «Дойче Банк», предоставивший «Укрнафті» кредит на приобретение АЗС, фактически подтвердил справедливость цены залоговой стоимостью уже купленных станций.

Вторая линия наступления на ВИНК связана с продажей 32,86% акций НПК «Галичина». Здесь те же заинтересованные лица также пытаются выдвинуть обвинения по поводу цены. В частности, И.Еремеев уже заявил, что стартовая цена пакета завышена втрое. А учитывая, что нынешним владельцем 32,86% акций НПК является группа «Приват» (она же владеет 42% акций «Укрнафти»), делается вывод, что таким образом «Приват» занимается элементарным вымыванием государственных средств из «Укрнафти».

В то же время, как стало известно автору, в ответ на эти обвинения «Укрнафта» готова предложить выкупить пакет акций самого депутата И.Еремеева по озвученному им предложению. Опосредованно эта информация подтверждается и тем, что один из высокопоставленных акционеров «Укрнафти» после собрания акционеров 20 декабря отметил: чтобы принимать участие в хозяйственной деятельности НПК «Галичина», компании «Укрнафта» было бы очень желательно приобрести порядка 72% акций той самой «Галичини».

Третья линия наступления на ВИНК — намеки упомянутого депутата на то, что создание вертикально интегрирорванной компании на базе «Укрнафти» приведет к усилению группы «Приват». Мол, сейчас «Приват», не имея контрольного пакета, тем не менее доминирует в «Укрнафті», а создав ВИНК, будет доминировать и в новообразованной структуре. Но вот только это проблема не «Укрнафти» и не «Привата».

Кроме того, уже просматриваются механизмы усиления роли государства в ВИНК посредством расширения полномочий наблюдательного совета в таких чувствительных вопросах для защиты государственных интересов, как отчуждение имущества ВИНК, утверждение контрактов.

К тому же нефтетрейдерам стоит задуматься о стабильности и прогнозируемости всего рынка. Ведь чем дольше они будут блокировать создание вертикально интегрированной нефтяной компании, тем дольше они сами же будут терять деньги из-за сезонных всплесков государственного желания «подрезать» их прибыли во время уборочной и посевной.

Создание компании с государственным контролем — это уникальный шанс для всех игроков рынка договориться о цивилизованных правилах игры без давления. Это шанс для украинской экономики бескровно перейти на рыночные стандарты и существенно детенизировать жизненно важную отрасль.