UA / RU
Поддержать ZN.ua

В ТИХОМ ХАРЬКОВЕ…

На розничном рынке нефтепродуктов Харькова в начале апреля развернулись боевые действия. В сети автозаправок «Тюменской нефтяной компании» цены на бензин снизились на 30—35 копеек...

Автор: Сергей Уманский

На розничном рынке нефтепродуктов Харькова в начале апреля развернулись боевые действия. В сети автозаправок «Тюменской нефтяной компании» цены на бензин снизились на 30—35 копеек. Величину падения подчеркивает тот факт, что цены на харьковских АЗС ТНК стали минимальными по всей Украине.

Однако не на столь отрадный для автомобилистов и прочих потребителей нефтепродуктов факт обратили внимание независимые владельцы харьковских АЗС, выступившие на пресс-конференции в Киеве. По их расчетам, установленные в регионе цены ниже себестоимости топлива, которая существует на сегодняшний день в Украине. Это позволяет им делать вывод относительно преднамеренного демпингового давления на независимые АЗС с целью увеличения розничной сети ТНК в Харьковском регионе.

Харьковский рынок нефтепродуктов никогда не обращал на себя внимание какими-либо резкими ценовыми изменениями и редко давал повод о нем говорить. Близость к границе и наличие на территории области Шебелинского газоперерабатывающего завода делали этот регион малопривлекательным для новых участников рынка из-за сложной конкуренции не только с шебелинским топливом, более дешевым в силу отличного по себестоимости от технологии переработки нефти и меньших транспортных расходов, но и с контрабандой из России и попросту «бодягой». В отличие от большинства других украинских областей, на сегодняшний день в Харьковской нет какой-либо доминирующей структуры на розничном рынке. Т.е. стремительное вхождение нефтяной компании через одного крупного оператора затруднено. В силу этих причин Харьков сегодня стал последним украинским регионом, до которого докатилась волна передела розничного рынка между владельцами НПЗ.

История развития ТНК в Харькове берет свое начало с открытия офиса «Аль-Ями Интернешнл» в 2001 году. Изменение конъюнктуры рынка тогда коснулось лишь оптового сегмента рынка области и смогло оказать незначительное влияние на его уровень цен. Летом 2002 года ТНК официально презентовала фирменную сеть АЗС, в которую вошло 49 станций, принадлежащих 9 компаниям. С того времени и вплоть до февраля текущего года сеть сине-белых заправок ценами от остального рынка не отличалась.

Первые симптомы изменения ситуации наступили в феврале. Вплоть до 11 февраля цены на заправках Харьковской области были следующими: А-76/80 — 1,45—1,50 грн./л, А-92 — 1,75—1,85 грн./л, А-95 — 1,80—1,95 грн./л и ДТ — 1,35—1,45 грн./л. С 11 по 17 февраля цены на джобберских АЗС упали на 20—30 коп. Это вызвало реакцию, и тогда впервые участники рынка сели за стол переговоров. Основной результат был достигнут — уже на следующий день цены установились на уровне среднеукраинских.

С точностью февральских событий, 28 марта АЗС ТНК опять снизили стоимость своего топлива до минимального уровня. Местные операторы, не добившись успеха прежним способом, создали Ассоциацию независимых предпринимателей, занимающихся торговлей нефтепродуктами, и 9 апреля провели пресс-конференцию в Киеве, обвинив «Аль-Ями Интернешнл» в стремлении монополизировать харьковский розничный рынок.

Как сказал генеральный директор ООО «ИнтерСаб» Мурад Атабалов, «сегодня нам не понять уровень цен «Аль-Ями Интернешнл», который, по нашим расчетам, гораздо ниже заводских цен».

Вадим Фомин, директор одной из крупнейших розничных сетей «Орбита» заявил: «Мы ничего не имеем против развития сети компании ТНК в области, но конкурентные методы должны быть добросовестными. Сегодня ситуация абсолютно противоположная». По словам выступавших, такой ценовой демпинг вызван стремлением представителя ТНК привлечь под свои знамена независимых собственников АЗС. Также харьковские предприниматели обратились в Антимонопольный комитет Украины, Харьковскую государственную областную администрацию, прокуратуру Харьковской области, Харьковскую областную государственную налоговую администрацию, государственную инспекцию по контролю за ценами в Харьковской области и Харьковское областное территориальное отделение АМК Украины с просьбой обратить внимание вышеназванных служб на эти события в их области.

В «ТНК-Украина» «Зеркалу недели» сообщили о том, что считают данное заявление несостоятельным, поскольку топливо региональному оператору продается на условиях комиссии. Исходя из этого, все вопросы надо адресовать «Аль-Ями Интернешнл». В свою очередь ТНК формирует цену для оператора, исходя из рыночной конъюнктуры.

В ТНК также заявили, что отслеживать ситуацию на каждой из 920 АЗС нереально, и такую задачу компания перед собой не ставит, считая это прерогативой владельца.

По словам заместителя директора департамента маркетинга и продаж ПИИ «ТД ТНК-Украина» Марка Эпштейна, никаких специальных, тем более демпинговых, акций для вытеснения конкурентов с рынка или же их присоединения к джобберской программе ни ТНК, ни региональный представитель компания «Аль-Ями Интернешнл» в Харькове не планировали. И причиной выступления остальных участников Харьковского рынка является снижение рентабельности торговли контрабандным и некачественным топливом и крушение старых схем работы.

Харьковский конфликт еще далек от разрешения, однако переговоры между «Аль-Ями Интернешнл» и местными операторами продолжаются. А пока стало известно, что в ближайшее время тут появится первая АЗС российской компании «Лукойл».