UA / RU
Поддержать ZN.ua

В поисках выхода из энерготупика

Осенние холода уже не за горами. В унисон с прохладным дыханием золотой поры прозвучал первый сигнал об угрозе остаться зимой без «теплых» услуг, то есть без отопления и горячей воды.

Автор: Наталка Прудка

Осенние холода уже не за горами. В унисон с прохладным дыханием золотой поры прозвучал первый сигнал об угрозе остаться зимой без «теплых» услуг, то есть без отопления и горячей воды. Центральные СМИ дружно трубили на всю страну, что у киевлян в квартирах нет горячей воды, так как из-за долгов столичной компании «Киевэнерго» за газ (порядка 600 млн. грн.) его подачу отключили практически всем энергоблокам киевских ТЭЦ. Однако за кадром осталась информация о том, что в аналогичной ситуации находятся практически все города Украины, ведь из-за долгов за газ остановлены все теплоэлектроцентрали страны — Харьковская, Лисичанская, Херсонская, Николаевская и др.

Печально, но случилось это в разгар ремонтной кампании, проводимой с целью подготовки оборудования ТЭЦ к осенне-зимнему сезону, то есть к режиму повышенной нагрузки. Когда ТЭЦ не производят товар, то и денег за него не получают. К примеру, на Лисичанской ТЭЦ работают 770 человек, но теперь им не из чего платить зарплату. Хорошие специалисты из энергетики уходят, а угроза срыва теплоснабжения, высокий уровень аварийности — остаются. Еще свежи в памяти воспоминания об Алчевске 2006 года, когда из-за аварии на теплотрассе в 30-градусный мороз мерзли 70 тысяч его жителей.

Стоит напомнить, что теплоэлектроцентрали — это генерирующие электростанции, одновременно производящие и тепло, и электроэнергию для больших и малых городов страны. И если с остановкой ТЭЦ дефицит электричества покроют другие производители — тепловые, гидро- и, в основном, атомные электростанции, то огромный недостаток тепла в городских квартирах не смогут ликвидировать ни вышеупомянутые станции, ни обычные городские котельные, кстати, тоже работающие на дорогом российском газе (в год теплокоммунальный сектор Украины сжигает порядка 13 млрд. кубометров импортного газа). Однако теплоэлектроцентрали поражают своей экономической неэффективностью. И это не удивительно, ведь построены они были 50—60 лет назад и давно отработали свой проектный ресурс. «В летнее время, когда нет нужды в отоплении, когда резко сокращаются объемы производства на ТЭЦ с целью экономии газа, коэффициент их полезного действия падает до 20%», — говорит бывший министр энергетики Алексей Шеберстов.

Понятно, что остальные 80% идут на обогрев атмосферы! ТЭЦ не предназначены для производства одной лишь электроэнергии — они должны производить в комплексе тепло и электроэнергию. Но в связи с низким уровнем загрузки цена реализации электроэнергии ТЭЦ в оптовый энергорынок Украины чрезвычайно высокая: в первой декаде августа она превысила 62,5 коп.
— это в 4,5 раза дороже, чем электроэнергия АЭС, и в 1,7 раза, чем электричество от ТЭС.

Справка:

Теплоэлектростанции (ТЭС) продавали свой товар по 37,1 коп. за киловатт-час, атомные станции (АЭС) — по 13,9 коп., чуть дороже обходилась электроэнергия гидроэлектростанций (ГЭС) — 14,5 коп. На оптовом энергорынке цена усреднялась и составляла примерно 24,7 коп. (столь низкий уровень достигается за счет того, что половину произведенной электроэнергии поставляют АЭС). Затем электроэнергия продавалась энергоснабжающим компаниям (облэнерго) по регулируемому тарифу, а другим поставщикам — по нерегулируемому. В среднем цена закупки в энергорынке в начале августа составляла 29,2 коп. — на базе этой цены формируется розничный тариф для населения и промышленности.

Вполне очевидно, что спонсором дорогостоящих теплоэлектроцентралей выступают другие участники энергорынка — АЭС и ГЭС, сами, кстати, остро нуждающиеся в финансах на поддержание безопасной работы оборудования, не говоря уж о необходимости развития отрасли. Возникла дилемма: отказаться от неэффективных ТЭЦ Украина не сможет, но и продолжать работать в таком режиме — это значит потуже затягивать петлю на шее других участников энергорынка. К тому же дотировать приходится не только теплоэлектроцентрали, но и тепловые электростанции. Их рентабельность в период кризиса упала до минус 15—22%. Изношенное до предела оборудование давно требует коренной модернизации, необходимо внедрение более экономичных технологий. Однако за годы независимости об этом много говорили, но ничего не сделали — энергоблоки станций постепенно приходят в негодность. И даже в период стремительного роста нагрузки — в 2007 году — Украина на время превратилась в импортера электроэнергии из России, якобы с целью накопления запасов угля на складах ТЭС. Видимо, сейчас наступает час расплаты за бездействие на протяжении всего периода независимости.

Системный экономический кризис в стране усугубил и без того сложную ситуацию в тепловой и атомной электроэнергетике, которой всерьез озаботились в правительстве. Созданная по поручению премьер-министра рабочая группа из представителей Минтопэнерго, Минфина, Минэкономики, НКРЭ, ГП «Энергорынок», НАЭК «Энергоатом» и других пришла к пессимистическому заключению. Если на правительственном уровне не будут срочно приняты антикризисные меры, в Украине произойдет критическое снижение надежности работы оборудования генерирующих компаний и линий электропередачи, что угрожает срывом энерго- и теплоснабжения всех отраслей украинской экономики и населения. Однозначно это будет иметь катастрофические последствия для экономики государства.

На краю бездны

С осени прошлого года, когда стремительно растущий спрос на электроэнергию, наблюдавшийся в Украине в последние годы, вдруг сменился резким торможением, генерирующие компании были вынуждены сокращать производство, а значит, упали и доходы. Одновременно снизился и уровень расчетов за потребленную электроэнергию — до 98%, что на 2,1% меньше, чем за аналогичный период 2008 года. Всего за семь месяцев потребителям отпущено электрической и тепловой энергии на сумму 33,6 млрд. грн., однако оплачено только 31,2 млрд. грн. Разница тяжким бременем легла на энергетические предприятия. Стало уже традицией, что хуже других оплачивают энергопотребление промышленные регионы — Днепропетровская, Донецкая, Запорожская, Николаевская и Луганская области. Под ударом оказались все проекты по модернизации и развитию деградирующей электроэнергетической отрасли.

По официальным данным Минтопэнерго, за семь месяцев 2009 года электростанции Украины сократили производство электроэнергии на 15,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (всего за семь месяцев произведено 97 млрд. кВт-час, что на 17,6 млрд. меньше, чем за аналогичный период 2008-го).

В правительстве уверены: от резкого снижения потребления электроэнергии больше других пострадала тепловая генерация. Объемы производства ТЭС в первом полугодии сократились на 21% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. Чуть лучше ситуация в атомной энергетике: за январь—июль АЭС произвели почти половину всего объема электроэнергии — 47,5 млрд. кВт-час, что на 11,8% меньше показателя прошлого года.

Тепловые электростанции теряют оборотные средства, рентабельность стала отрицательной — четвертый квартал подряд ТЭС работают убыточно. Отсутствие средств не позволяет своевременно оплачивать приобретенный у шахтеров уголь — энергетики задолжали им 1 млрд. грн. Впрочем, долг угольщиков за потребленную электроэнергию превышает задолженность энергетиков. Но все же склады ТЭС переполнены запасами угля на зиму: накоплено более 3,9 млн. тонн, что на 1,5 млн. тонн больше, чем в 2008 году. Уголь отгружают без оплаты, надеясь, что в будущем ситуация улучшится.

Справка:

В начале 2009 года запасы топлива на складах ТЭС на 50% превысили объемы предыдущего года (3,5 млн. тонн угля и почти 78 тыс. тонн мазута против 2,2 млн. тонн и 157 тыс. тонн на начало 2008-го). За семь месяцев текущего года угольщики поставили ТЭС почти 17 млн. тонн угля (на 4 млн. тонн меньше, чем за аналогичный период прошлого года). Тепловые электростанции и теплоэлектроцентрали резко сократили потребление газа — за указанный период в котлах генкомпаний сожжено 1,8 млрд. кубометров газа, что на 1,5 млрд. кубометров меньше, чем в 2008 году.

Правительственные эксперты объясняют резкое ухудшение финансового положения тепловой генерации тем, что темпы роста цены угля опережали темпы повышения стоимости электроэнергии, что и привело к убыточности ТЭС. В результате под вопросом оказались производственные программы электростанций, а также расчеты за уголь. Нецелесообразно также наращивать кредиторскую задолженность ТЭС. «ЗН» уже писало о том, что для сбалансирования выручки от реализации и текущих затрат на производство генерирующие компании (ТЭС) взяли кредит в Ощадбанке в размере 3,2 млрд. грн. Но средств на погашение этого займа у тепловиков нет, поэтому источником его возврата могут быть только новые займы — до конца года надо взять в кредит у банков еще 4 млрд. грн. Налицо выстраиваемая финансовая пирамида, жертвами которой станут граждане Украины, так как она может обрушиться в самый разгар зимних холодов.

Вполне очевидно, что этот путь ведет в тупик безысходности. Поэтому вывод экспертов однозначен: без увеличения тарифов для потребителей сбалансировать финансовую систему тепловой генерации просто невозможно. Вопрос в том, решится ли премьер-министр должным образом отреагировать на такое предложение и принять непопулярные в народе меры накануне президентских выборов.

А повышать розничные тарифы на электроэнергию все же придется, но не для пребывающей в стагнации промышленности, а для населения. При этом для бедных слоев необходимо заранее предусмотреть в бюджете адресную дотацию. По такому сценарию успешно пошла Россия, и там давно забыли о перекрестном субсидировании населения за счет промышленности. В Украине же, в отличие от других стран, промышленность уже многие годы дотирует определенную категорию потребителей, включая и население, которое на фоне снижения энергопотребления промышленностью (на 29%) продолжает стремительно его наращивать. Домохозяйства активно используют недорогую электроэнергию для отопления домов вместо газа, а часто — и для налаживания собственного бизнеса. В результате общая сумма дотаций за счет промышленности в структуре оптовой цены электроэнергии в 2009 году может вырасти до 18,3 млрд.
грн. (в 2008-м — 12,3 млрд. грн.). Эта сумма тяжелым бременем ляжет на промышленность, тогда как дотации незаслуженно получают в основном те слои населения, которые проживают в шикарных загородных коттеджах. По подсчетам экспертов, примерно 75% дотаций на электричество получают зажиточные украинцы: чем богаче дворец, тем больше дотаций на коммунальные услуги и электроэнергию он поглощает.

Тяжелое финансовое положение в тепловой энергетике привело к тому, что энергоблоки ТЭС к зиме не готовы. Сейчас в ремонте находятся несколько десятков энергоблоков ТЭС и ТЭЦ, и вряд ли ремонт будет завершен к отопительному сезону. Поэтому дефицит генерирующих мощностей по-прежнему будут компенсировать атомщики. Хотя положение в атомной энергетике тоже заслуживает особого внимания.

Вызовы атомной энергетике

Правительственные эксперты всерьез обеспокоены финансовым положением НАЭК «Энергоатом». В этом году компания за счет прибыли осуществила не предусмотренные тарифом расходы на общую сумму почти 637 млн. грн. Из них 254,6 млн. ушло на погашение банковских кредитов, а еще 382 млн. — на закупку уранового концентрата. Но так как прибыль облагается налогом, обязательства компании перед бюджетом выросли на 210 млн. грн., а фактическое недофинансирование основных программ «Энергоатома» теперь составляет почти 850 млн. грн. Ситуация угрожающая для всей экономики страны, так как функционировать с таким шлейфом долгов отрасль практически не может.

Советники премьера настаивают на пересмотре тарифа на атомную энергию. Сейчас он, как уже упоминалось выше, составляет всего лишь 13,9 коп. за киловатт-час выработанной энергии — это почти в 2,7 раза ниже стоимости электроэнергии, производимой тепловыми электростанциями. Правда, 13 августа НКРЭ повысила тариф до 13,97 коп. (на 1,5%), но эти деньги с 1 сентября прямиком будут идти в бюджет, поскольку включены в тариф как оплата за загрязнение окружающей среды.

Справка:

Согласно постановлению Кабмина №391 от 24 апреля 2009 г., «Энергоатом» обязан платить сбор за образование радиоактивных отходов из расчета 0,63 коп. за 1 кВт-час произведенной электроэнергии и дополнительные суммы, зависящие от объемов этих отходов и стоимости их хранения.

В ныне действующий тариф не включены средства на осуществление мероприятий по повышению безопасности действующих атомных энергоблоков и на достройку сухого хранилища отработанного ядерного топлива Запорожской АЭС. На эти цели требуется 330 млн. грн. А на приведение средней заработной платы работников АЭС до уровня первого полугодия 2008 года необходимы еще почти 284 млн. грн. В связи с изменением курса доллара стоимость свежего ядерного топлива из России выросла на 143,4 млн. грн. Понятно, что эти суммы нужно было еще в начале года предусмотреть в тарифе, тогда не пришлось бы брать их из прибыли компании. Для финансирования мероприятий по подготовке к строительству энергоблоков №3 и 4 на Хмельницкой АЭС требуется еще 234 млн. грн. — эти средства пойдут на разработку ТЭО строительства. Отсутствие в структуре тарифа вышеперечисленных расходов практически парализует нормальную работу и лишает перспективы атомно-энергетический комплекс.

Принятая в 2006 году Энергетическая стратегия Украины до 2030 года предусматривает строительство почти 20 ядерных энергоблоков. В первоочередном порядке Минтопэнерго обещало к 2016 году ввести в действие как минимум два энергоблока (по 1000 МВт каждый) на Хмельницкой АЭС, ведь в 2011-м закончится проектный срок эксплуатации первого энергоблока Ривненской АЭС, а затем настанет черед и других блоков. Из-за столь сложной ситуации в тепловой энергетике может случиться так, что в ближайшие годы в Украине просто некому будет производить элек­троэнергию в достаточных объемах. Заявлены огромные планы, однако их воплощение тормозится финансовыми проблемами.

О достройке двух блоков на ХАЭС правительство заявило еще в 2004 году, однако до сих пор в тарифе отсутствует инвестиционная составляющая на эти работы. В НКРЭ давно представлены все расчеты и предложения о включении в тариф требуемых сумм. По данным генерального директора ОП «Атомпроектинжиниринг» (структурное подразделение НАЭК «Энергоатом») Владимира Бронникова, ранее Минтопэнерго и Кабмин на этот год утвердили ряд мероприятий по подготовке к строительству двух энергоблоков на сумму 234 млн. грн. «В этом году мы должны были выполнить огромный объем подготовительных работ — восстановить строительный комплекс, отремонтировать построенные, но уже частично разрушенные объекты ХАЭС. Это необходимо было сделать до того, как будет разработан проект достройки энергоблоков. Так мы планировали до начала кризиса», — сообщил он.

Если вышеупомянутые статьи расходов будут внесены в тариф, в этом году планируется завершить ТЭО на достройку энергоблоков Хмельницкой АЭС, а в 2010-м — представить на утверждение Кабмина. Правительственная экспертиза растянется на весь 2010 год, и только в 2011-м разработчики проекта приступят к проектированию, которое продлится два — два с половиной года. После утверждения проекта — примерно в 2012—2013 годах — «Энергоатом» приступит к строительству. А строят такие блоки около семи лет.

Из-за финансовых проблем запланированный срок ввода хмельницких блоков в эксплуатацию — 2016 год — уже отодвинут на более поздний период. А это реальная угроза того, что в ближайшем десятилетии Украина может оказаться во тьме в прямом смысле этого слова. Ведь жизнь без света, как и без воздуха, сложно даже представить.