UA / RU
Поддержать ZN.ua

В ПЛЕНУ ЕВРОПЕЙСКИХ СТАНДАРТОВ

Как известно, в последнее время российская нефтяная компания «ЛУКойл» предприняла ряд шагов для усиления своих позиций на украинском рынке...

Автор: Инна Васильева

Как известно, в последнее время российская нефтяная компания «ЛУКойл» предприняла ряд шагов для усиления своих позиций на украинском рынке. И судя по тому, как ударно начался нынешний год для российского гиганта, можно говорить о его прорыве на рынке нефтепродуктов. На прошлой неделе в центре внимания был Одесский НПЗ, который после планового ремонта и реконструкции, начавшейся в конце января, возобновил свою работу.

На заводе в торжественной обстановке открывали административное здание и новый бытовой комплекс. Присутствовали президент «ЛУКойл Европа Холдингз Лтд» Ралиф Сафин, представители компании «ЛУКойл-Украина», руководство города и другие официальные лица. Этим мероприятием компания продемонстрировала прежде всего то внимание, которое уделяется работникам завода. Ведь до недавнего времени Одесский НПЗ не соответствовал нормативным требованием по охране труда, производственной безопасности и экологии. Сегодня здесь трудится более тысячи человек, и для них были построены современная столовая, новые раздевалки, душевые, прачечная, химчистка.

Особый подход на заводе и к подготовке персонала. Сегодня разработана специальная программа, которая полностью соответствует международным требованиям. В частности, внедрена корпоративная система управления предприятием, которая включает индивидуальный подход к каждому работнику.

Что важно отметить, в Одессе руководство российской компании еще раз подтвердило масштабность планов развития завода. Достаточно сказать, что «ЛУКойл» в 2002—2004 годах намерен инвестировать в НПЗ 39,7 млн. гривен — вдобавок к тем 5,8 млн. долл., которые были вложены за последние полтора года. И это не предел. Как ранее было заявлено президентом «ЛУКойла» Вагитом Алекперовым, в ближайшие пять-семь лет компания планирует инвестировать в модернизацию Одесского НПЗ не менее 70 млн. долл.

Напомним, что для самого «ЛУКойла» приобретение Одесского нефтеперерабатывающего завода стало первым масштабным инвестиционным проектом в Украине. А для НПЗ смена собственника открыла новые горизонты. Чтобы оценить глубину перемен, происшедших здесь за последнее время, достаточно сказать, что до прихода российской компании в июне 2000 года предприятие семь месяцев простаивало, капитальный ремонт не производился, более десяти лет не менялось оборудование. Долги были огромные. На тот момент они превышали 34 млн. долл. Сегодня же картина совершенно иная. В прошлом году было переработано 2,2 млн. тонн нефти. Это в два раза больше по сравнению с 2000-м. Теперь доля Одесского НПЗ в общем объеме переработки нефти в Украине составляет 15,5%.

Как сообщил председатель правления ОАО «ЛУКойл-Одесский НПЗ» Владимир Гафнер, в 2004 году глубину переработки нефти планируется довести до 79,8 %. Тогда как в 2001-м этот показатель равнялся 50,9%. Для сравнения, на заводах России он составил 67%. Ставится задача в 1,2 раза увеличить выпуск высокооктановых бензинов. В дополнение к сказанному следует заметить, что в этом году объемы поставок нефти из России планируются на уровне 15 млн. тонн.

Но сегодня, в условиях общемирового перепроизводства нефти и жесткой конкуренции на внутреннем рынке, этого недостаточно. Борьба за качество станет решающим фактором. Поэтому компания во главу угла ставит задачу довести все основные виды продукции завода до полного соответствия жестким европейским стандартам. Согласно планам, этого удастся достичь к началу 2005 года. А к июню текущего такой стандарт будет иметь дизельное топливо.

Что примечательно, в прошлом году завод стал первым среди отечественных собратьев, кто приступил к выпуску реактивного топлива марки РТ, которое по своим характеристикам превосходит самолетное. Решение о серийном производстве было принято после успешно проведенных испытаний, которые подтвердили: новая продукция соответствует международным стандартам. Традиционно этот важный рынок нефтепродуктов контролировался поставщиками импортного топлива. Поэтому сегодня есть основания считать, что первые шаги по завоеванию рынка Украины были успешными.

В конце прошлого года в аэропорту «Борисполь» был заправлен первый самолет. Этим видом услуг занялась дочерняя компания «ЛУК Авиа Ойл». В этом году, начав с чартерных рейсов и постепенно переходя к международным, она планирует реализовать более 15 тыс. тонн, а начиная с 2003-го выйти на стабильную цифру в 30 тыс. тонн. Сегодня компания ведет переговоры по выходу и на аэропорты Крыма, Одессы, Харькова и других крупных городов. В перспективе планируется создание сети бункеровки воздушных судов, с тем чтобы выйти на 100-процентную реализацию реактивного топлива, производимого на одесском заводе.

Надо сказать, что и другие, основные виды продукции завод хотел бы реализовывать на территории Украины. Поскольку предприятие, и это было подчеркнуто руководством компании, ориентировано прежде всего на отечественный рынок. В связи с этим поставлена задача иметь дополнительно 250 собственных заправок в близлежащих областях, а также в Киевской. Упор будет сделан на строительство новых или покупку уже имеющихся. Как сообщил Р. Сафин, более 60 млн. долл. уже инвестированы в украинский рынок на развитие сети АЗС. И до конца года будет освоено еще 40 млн.

Задача эта весьма непростая, учитывая жесткую конкуренцию на рынке розничной торговли. Но компании все же удалось совершить и на этом сложном направлении значительный прорыв. И в первую очередь на рынках Киева и Одессы. В частности, речь идет о совместном проекте с одним из ведущих операторов киевского рынка нефтепродуктов — компанией «Этрекс», владеющей сетью современных заправок в Киеве, которая до недавнего времени оставалась непреклонной перед предложениями о сотрудничестве. Данный проект как раз и предусматривает совместные инвестиции в развитие столичной сети АЗС. Рассматриваются также проекты покупки сетей заправок в областных центрах Украины.

Что важно отметить, параллельно ведется работа и по развитию сети газовых заправок. Компания «ЛУКойл», как известно, является крупнейшим производителем сжиженного газа. И сегодня довольно успешно работает на рынках Болгарии, Румынии, Турции. И вот теперь задача — завоевать украинского потребителя. Как показывает прогноз, на сжиженный газ есть огромный спрос, в том числе и на бытовые газовые баллоны. Поэтому программой «ЛУКойла» предусмотрено не только строительство газовых АЗС, но и терминалов. По словам руководства компании, летом будет закончено строительство в Борисполе второй очереди базы сжиженного газа мощностью 12 тыс. тонн в год. Терминал будет включать весь цикл: проверку, ремонт и наполнения бытовых газовых баллонов.

В общем, это только часть планов компании «ЛУКойл-Украина», которая обо всех своих проектах намерена рассказать в конце мая в Киеве на большой корпоративной презентации. Но они уже дали свои плоды на отечественном рынке нефтепродуктов.