Заявление запорожских энергетиков о критической ситуации в отрасли отнюдь не преувеличение: задолженность ОАО «Запорожьеоблэнерго» перед ГП «Энергорынок» составляет порядка 94 млн. грн. Это вызвано низким уровнем расчетов за потребленную электроэнергию, который по итогам февраля составил всего 68,7%. Поэтому прогноз технического директора облэнерго Олега Лысенко неутешительный: долги не только аукнутся финансовыми затруднениями энергетиков, но и создадут серьезную угрозу электроснабжению области.
Первые симптомы появились еще в октябре прошлого года, когда потребление электричества в регионе сократилось на 18,4%, а в промышленном секторе — без малого на четверть. В последующие два месяца проблема лишь усугублялась, причем настолько, что аналогичная тенденция середины 90-х уже представлялась едва ли не мелким недоразумением. Среди четырех крупнейших областей-потребителей электроэнергии запорожский спад оказался наибольшим.
Закономерным следствием происшедшего стали неплатежи потребителей. А ведь правила Энергорынка, как известно, не располагают к щепетильности в определении грешных и праведных. Здесь предпочитают жесткий принцип коллективного наказания. В итоге, региону, располагающему, кстати, атомной, тепловой и гидростанцией, в марте существенно ограничен лимит на электричество.
Ничуть не умаляя степени вины каждого должника, все же нелишне учесть особенность запорожской структуры потребителей электроэнергии, в которой около 80% занимают металлургические предприятия. Среди них основной вес у двух комбинатов — алюминиевого и титаномагниевого, потребляющих в денежном исчислении четверть электричества в области. Они и являются наибольшими должниками. На начало марта сумма неуплаты у ЗАлКа составила 74,5 млн., у ЗТМК — 53,7 млн. грн.
— Переговоры с руководителями этих предприятий оказались безрезультатными, — говорит генеральный директор ОАО «Запорожьеоблэнерго» Виктор Носулько. — От ЗТМК в феврале поступило письмо с просьбой рассмотреть график погашения задолженности, из которого видно, что до мая они не собираются платить за потребленную электроэнергию. ЗАлК вообще не дает никаких гарантий по оплате текущих платежей и погашению задолженности.
Важная деталь. Оба комбината долго и настойчиво добивались предоставления им так называемого дифференцированного тарифа, проще говоря — уменьшения цены на электроэнергию. Эти усилия частично увенчались успехом. С начала марта ЗТМК, имеющий статус казенного предприятия, получил дифтариф, и теперь за электричество ему полагается платить практически в два раза меньше. В декабре правительство приняло положительное решение и в отношении ЗАлКа, находящегося в собственности российского холдинга «РУСАЛ». Однако дальше декларации дело не пошло. Вероятнее всего потому, что энергетики далеко не в восторге от подобных преференций.
— В условиях рыночной экономики специальные тарифы — просто нонсенс, — считает В.Носулько. — Тарифы должны покрывать обоснованные затраты производителя и включать определенную прибыль, иначе работа утратит смысл. Конечно, проще всего выбить преференцию. Но ее же кто-то должен компенсировать. И этими «кто-то» окажутся лишь остальные потребители.
У руководства ЗАлКа на этот счет свои аргументы.
— Самые высокие тарифы на других предприятиях в мире в два раза ниже наших, — утверждает гендиректор Александр Котюк. — Мы платим по 8,7 цента за киловатт-час. Не могут тарифы для алюминиевого предприятия быть такими же, как для колхоза имени Васи Пупкина.
Подобные сравнения энергетики считают некорректными, обращая внимание на несопоставимость условий работы, принципов тарифообразования и энергозатратность отечественной экономики. Но, судя по всему, металлурги расположены не столько к дискуссии, сколько к незамысловатому шантажу. «Если вопрос по дифференцированному тарифу не решится, мы будем вынуждены полностью свернуть производство», — заявил А.Котюк.
Нечто подобное уже приходилось слышать в конце октября, когда долг ЗАлКа за потребленную электроэнергию, по данным обладминистрации, зашкаливал за 14,1 млн. долл., и над комбинатом нависла угроза отключения от энергоснабжения. Правда, тогда не было ссылок на мировой кризис и падение цен ниже прогнозируемых на Лондонской бирже металлов. Возможно, потому, что еще не выветрилась из памяти июльская ситуация на бирже, когда цена алюминия составляла 3380 долл. за тонну, а прирост стоимости фьючерсов за день равнялся 6%. И как тут не сослаться на упрек бывшего гендиректора ЗАлКа Ивана Бастрыги: «Товарищи металлурги, почему, имея мировые цены на продукцию, вы не поднимали до мирового уровня зарплаты? Почему не решали вопросы о сокращении энергопотребления, а вместо этого занимались выводом денег?»
А вот на ЗТМК, похоже, биржевыми колебаниями не слишком озабочены. Скорее всего, им просто недосуг, коль уже без малого год предприятие лихорадит кадровая проблема.
Еще в середине апреля прошлого года Минпромполитики уволило генерального директора комбината Владислава Тэлина. Основаниями для этого стали не только уменьшение предприятием бюджетных отчислений и рост задолженности фондам социального страхования и Пенсионному. Проверка министерского КРУ за 2005—2007 годы выявила факты заключения контрактов на поставку титановой губки по заниженным ценам, давшим суммарную разницу на более чем 10 млн. грн. Разумеется, не в пользу комбината.
Нелестную оценку высказал и Запорожский облсовет: «Неоднократные проверки комбината за последние три года засвидетельствовали факты злоупотреблений в финансово-коммерческой деятельности. Сформировалось пренебрежительное отношение к любым научно-техническим новшествам».
К слову, состояние дел на титаномагниевом комбинате «Зеркало недели» подробно освещало в течение семи лет. В том числе и факты, на которые наконец-то удосужилось обратить внимание Минпромполитики. В подтверждение ограничимся одной цитатой пятилетней давности: «Предприятие в качестве подельника берет какую-нибудь никчемную фирму-резидента и якобы продает ей по минимально низкой цене произведенную продукцию — на бумаге, естественно, без перемещения товара со склада. А фирма затем выступает экспортером, получающим возврат НДС на совершенно законных основаниях. Остается только в интимной обстановке урегулировать неформальные партнерские отношения, предметно разрешив три вопроса, начинающиеся со слов «кто, кому и сколько».
Как знать, придай этому значение в министерстве, глядишь, смена руководства не приобрела бы столь скандальной окраски, когда бывший гендиректор и приближенные к нему управленцы увлечены протестными акциями и судебными разбирательствами, а профсоюзный лидер предприятия заявляет о выражении коллективного недоверия новому руководству. Что и говорить, «вовремя». Особенно с учетом того, что у комбината появился зарубежный инвестор, выделивший первый транш в сумме 1,5 млн. долл. и готовый вкладывать в предприятие новые средства. Ими, очевидно, и надеются на ЗТМК оплатить долги за энергоносители. Вот только нет никаких гарантий, что с учетом кризиса и лихорадочной обстановки на предприятии инвестор не передумает.
Подобную перспективу вынуждены учитывать и энергетики, которые к тому же обременены невозможностью в одночасье прекратить поставки электроэнергии должникам. Ведь ЗАлК и ЗТМК располагают согласованной технологической аварийной и экологической броней. Так что срок их полного обесточивания превышает три месяца.
Пока же «Запорожьеоблэнерго» остается лишь предлагать внедрение действенного механизма предоставления кредитов для оплаты экологической брони и приведение величины брони в соответствие с мощностью оборудования, задействованного в технологическом процессе. А еще уповать на привлечение к ответственности руководителей за неуплату потребленной электроэнергии в полном объеме. Действительно, почему бы не пофантазировать…