О реформировании коммунальной теплоэнергетики
Американцы, по словам нашего соотечественника, долгое время прожившего в США, отличаются от украинцев тем, что не говорят, а делают. Мы же говорим, говорим и… ничего не делаем. Говорим на бесчисленных конференциях, на телеканалах, в парламенте, правительстве. Но это практически ничего не меняет.
С 1 мая 2015 г. в Украине введены новые тарифы на услуги по централизованному отоплению и горячему водоснабжению. Изменит ли повышение тарифов финансовое состояние предприятия? Изменит, но только на короткое время, так было не единожды. Так, скорее всего, будет и на этот раз. Чтобы не повторять ошибок, необходимо провести реформу коммунальной теплоэнергетики.
Что необходимо изменить
Система централизованного теплоснабжения сформировалась в советское время, когда существовала так называемая гигантомания. Она присутствовала во многих отраслях народного хозяйства, в том числе и в коммунальной теплоэнергетике. Раздутые штаты, малоэффективная система управления, не свойственные предприятию функции, отсутствие конкуренции.
С того времени ничего не изменилось. Кто-то называет такие предприятия естественными монополиями. Однако есть примеры, когда рядом с "естественными монополиями" существуют районные системы централизованного теплоснабжения, в которых все экономические показатели выше, а тарифы на тепловую энергию на 20–30% ниже. В качестве примера можно привести Роганский микрорайон г. Харькова.
Во главу всех реформ необходимо ставить экономику. Начинать с экономического прогноза, который и должен просчитать и предопределить экономический результат.
Эффективность тепловых сетей в значительной степени определяется затратами и объемами отпущенной теплоэнергии. Летний режим теплосетей, длящийся шесть-семь месяцев в году (производство и потребление тепла за этот период составляет не более 15–20% от общего годового потребления), не эффективный и дотационный за счет отопительного периода. По сути, теплосеть является предприятием с сезонной работой. Исходя из этого, первое, что необходимо сделать в коммунальной теплоэнергетике, - сократить затраты.
Уменьшить численность работников теплосетей минимум в десять раз. Это можно сделать, оставив за тепловыми сетями их основную функцию - транспортировку тепла от котельных, ТЭЦ до потребителя.
Отказаться от котельных, ТЭЦ, входящих в состав теплосетей, выставив их на продажу инвесторам. Наличие нескольких независимых источников выработки тепла при технической возможности позволит теплосетям выбирать тот, который экономически выгоден. Появится конкуренция между предприятиями по выработке тепла.
Нельзя объединять продавца и покупателя, у них разные интересы. Потребитель, в отличие от тепловой сети, заинтересован сокращать потребление тепла - устанавливать "погодные" регуляторы, систему солнечных коллекторов на крышах, не допускать утечек, следить за состоянием теплоизоляции трубопроводов в доме, выполнять гидравлическую наладку домовой системы, так как он обязан будет возвращать теплоноситель в тепловую сеть по температурному графику. Сокращение потребления тепла потребителем уменьшает доход предприятия.
Система централизованного теплоснабжения рассчитана таким образом, чтобы потребитель, тепловая сеть, котельная, ТЭЦ строго придерживались расчетных параметров. При нарушении установленного режима эффективность системы теплоснабжения снижается. Поэтому необходимо не только закрепить установленный режим техническими параметрами, но установить экономическую и юридическую ответственность. После этого появится взаимоконтроль, исключив так называемый внутренний договорняк.
Отказаться от тех работ, которые могут выполнять подрядные организации, - монтаж и капитальный ремонт котлов и котельного оборудования, насосных станций, замена и строительство теплотрасс, проектные и пуско-наладочные работы. В советское время эти работы выполнялись специализированными организациями, такими, как котломонтажными, спецмонтажными организациями и другими, показывавшими намного большую эффективность. Подразделения, выполняющие такие работы, необходимо выделить из состава теплосетей и выставить на аукцион.
Допускаю, что и сами теплосети, если технически возможно, стоит разбить по районам и выставить на продажу или передать в концессию. Во всем мире бизнес по оказанию услуг (сервис) считается выгодным и недостатков в инвесторах не испытывает.
Для оперативного сбора данных и контроля параметров теплоносителя у источника тепла и потребителя обязательно необходимо внедрить автоматизированную систему коммерческого учета и технических параметров энергоносителей, например АСКУЭ, широко используемую в электросетях.
На вырученные деньги от проведенных аукционов создать городской фонд восстановления и развития системы теплоснабжения, который бы под невысокие проценты (5–7% годовых) кредитовал работы по ремонту и реконструкции теплосетей, котельных, ТЭЦ, ремонт и реконструкцию домовых систем теплоснабжения, установку приборов учета. На это сегодня денег катастрофически не хватает.
Любой инвестор, точно так же, как и теплосеть, заинтересован в повышении тарифов. Чтобы прекратить спекуляции по вопросу тарифов, необходимо установить базовые тарифы на срок не менее 3–5 лет, которые должны изменяться автоматически только при изменении цены на энергоносители и средней зарплаты по стране (минимальной зарплаты). Если инвестор будет знать, что тарифы в течение этого времени изменяться не будут, у него появится стимул к экономии, внедрению энергосберегающих технологий. Энергосбережение должно стать основным источником средств, необходимых для развития и модернизации коммунального предприятия. Если хотите, это звено в цепи накопившихся проблем, которое может вытянуть все проблемы. В этом направлении у предприятий коммунальной теплоэнергетики есть большие резервы.
Для привлечения долгосрочных инвестиций в целях модернизации основных производственных фондов, повышения уровня надежности и качества реализуемых услуг, а также создания стимулов для сокращения операционных расходов применить методику RAB-регулирования тарифов.
Необходимо прекратить порочную практику неплатежей. Государство задолжало местным советам, город - предприятиям, предприятие - другим предприятиям, плюс неплатежи потребителей. Независимый инвестор найдет способ, как прекратить эту порочную практику.
Одновременно со структурными изменениями необходимо проводить техническую реформу в коммунальной теплоэнергетике. В первую очередь, решить те основные проблемные вопросы, которые не позволяют эффективно работать системе централизованного теплоснабжения. Например, отказаться от системы централизованного горячего водоснабжения. Перейти на модульные емкостные установки нагрева воды электроэнергией, или на квартирные емкостные электробойлеры, или на то и другое. Централизованное горячее водоснабжение, предложенное в середине прошлого века, когда были совершенно другие технические возможности, с появлением квартирных электроводонагревателей уже неактуально, оно свое отслужило и требует нового подхода. Отказавшись от системы централизованного горячего водоснабжения, удастся исключить дотационный летний режим теплосетей, а также избежать перегрева отапливаемых зданий в теплый период (переходной) отопительного сезона.
***
Структурные изменения в коммунальной теплоэнергетике устранят монополию в системе теплоснабжения, повысят экономическую эффективность тепловых сетей, котельных, ТЭЦ, создадут конкуренцию. Без этого мы останемся в советском прошлом.
Повышением тарифов, даже до уровня "экономически обоснованных", не удастся изменить сложившуюся ситуацию в коммунальной теплоэнергетике.
Одновременно со структурными изменениями необходимо проводить техническую реформу в системе централизованного теплоснабжения. Тогда будет реально ощутимый результат.