UA / RU
Поддержать ZN.ua

Услуга или обман "Киевводоканала"?

Если обратить внимание на места обслуживания граждан "Киевводоканалом", то можно увидеть очереди взволнованных, в основном пожилых людей, составление каких-то списков, напряженное ожидание в течение нескольких часов беседы с работником этого предприятия. У всех посетителей "Киевводоканала" почти одинаковая ситуация: никто не может понять, почему надо платить деньги за неполученные услуги по нормативам (нормам) потребления, а не по показателям приборов учета холодной воды, установленным в квартирах?

Автор: Сергей Коваль

Реформой в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг предусмотрено установление непосредственных гражданско-правовых договорных отношений между гражданином как физическим лицом и предприятием как юридическим лицом и исполнителем коммунальных услуг. С этой целью Верховная Рада в 2014–2015 гг. внесла соответствующие изменения в Закон Украины "О жилищно-коммунальных услугах". Но что происходит реально с установлением таких договорных отношений, способны ли граждане защитить свои права, определенные законодательством, учитывая то, что между ними и предприятиями-монополистами уже нет посредников наподобие жилищно-эксплуатационных участков?

Понятно, что законодательство "работает", когда его все выполняют. А если должностные лица и работники предприятия, к которым относится Публичное акционерное общество "Акционерная компания "Киевводоканал", пренебрегают нормами законов Украины? Тогда в обществе возникает не только непонимание, которое может завершиться социальным сопротивлением.

Если обратить внимание на места обслуживания граждан "Киевводоканалом", то можно увидеть очереди взволнованных, в основном пожилых людей, составление каких-то списков, напряженное ожидание в течение нескольких часов беседы с работником этого предприятия.

У всех посетителей "Киевводоканала" почти одинаковая ситуация: никто не может понять, почему надо платить деньги за неполученные услуги по нормативам (нормам) потребления, а не по показателям приборов учета холодной воды, установленным в квартирах?

Статьей 19 Конституции Украины установлено, что правовой порядок в Украине базируется на принципах, согласно которым никого нельзя заставить делать то, что не предусмотрено законодательством.

Законы Украины и подзаконные акты в сфере коммунальных услуг, касающиеся такой услуги, как "централизованное снабжение и водоотвод холодной воды", содержат следующие положения:

- в соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона "О жилищно-коммунальных услугах" отношения между участниками отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг осуществляются исключительно на договорных началах. Таким договором может быть публичный договор, который согласно ч. 1 ст. 633 Гражданского кодекса является договором, в котором одна сторона (предприниматель) взяла на себя обязательства осуществлять продажу товаров, выполнение работ или предоставление услуг каждому, кто к ней обратится. Таким договором может быть и договор, заключаемый непосредственно между гражданином и предприятием в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Украины и законов Украины. Следует отметить, что согласно ст. 627 ГК стороны являются свободными в заключении договора, выборе контрагента и определении условий договора;

- в соответствии с ч. 2 ст. 32 Закона Украины "О жилищно-коммунальных услугах" в случае наличия приборов учета оплата коммунальных услуг осуществляется исключительно на основании их показателей на конец расчетного периода согласно условиям договора, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Такими случаями являются временный (не более месяца) демонтаж счетчика с целью его поверки или же выход его из строя;

- гражданин должен ежемесячно рассчитываться за полученную услугу по централизованному снабжению холодной водой с учетом того, что в соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона "О жилищно-коммунальных услугах" плата за жилищно-коммунальные услуги начисляется ежемесячно согласно условиям договора в порядке, определенном Кабмином. Постановлением от 21 июля 2005 г. №630 КМУ утвердил Правила предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей водой и водоотводу и Типовой договор о предоставлении услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей водой и водоотводу (далее - Правила). Согласно п. 10 Правил взыскание платы по нормативам потребления при наличии квартирных средств учета без учета их показаний не допускается за исключением случаев, предусмотренных абзацем пятым п. 16 этих Правил. Исполнитель и потребитель не имеют права отказываться от учета показаний средств учета;

- счетчики воды должны быть поверенными - это требование Закона Украины "О метрологии и метрологической деятельности", а в соответствии с ч. 4 ст. 17 этого закона периодическая поверка и ответственность за ее проведение, а также обслуживание и ремонт (в том числе демонтаж, транспортировка и монтаж) средств измерительной техники, являющейся собственностью физических лиц, осуществляются за счет субъектов хозяйствования, предоставляющих услуги по водоснабжению. Периодическая поверка проводится за счет тарифов на водоснабжение. Порядок предоставления средств измерительной техники на периодическую поверку, обслуживание и ремонт утвержден постановлением КМУ от 8 июля
2015 г., т.е. ответственность и проведение мероприятий по периодической поверке счетчиков возлагается на ПАО "АК "Киевводоканал". Граждане никакого отношения к этому организационно-техническому мероприятию не имеют, кроме обеспечения доступа работников указанного предприятия к счетчикам;

- граждане на основании ч. 1 ст. 18 Закона "О жилищно-коммунальных услугах" в случае нарушения исполнителем услуг условий договора имеют право вызвать его представителя для составления и подписания акта-претензии потребителя, в котором отмечаются сроки, виды, показатели нарушений и т.п. Пунктом 33 Правил установлено, что в случае ненадлежащего предоставления или непредоставления услуг исполнителем потребитель сообщает об этом исполнителю в устной форме с помощью телефонной связи или в письменной форме по адресам, указанным в договоре.

То есть в целом законодательство, устанавливающее гражданско-правовые отношения между гражданином и исполнителем коммунальных услуг, имеет продуманное содержание, несложное для понимания и выполнения как гражданами, так и должностными лицами и работниками ПАО "АК "Киевводоканал".

Но тогда почему граждане, прежде всего люди пожилого возраста, должны выстаивать длинные очереди в местах их приема представителями "Киевводоканала"?

У гражданина есть счетчик воды по факту, но в сообщении об уплате за услугу его нет, и в этом сообщении начислены средства по нормам потребления на одного человека, учитывая количество зарегистрированных в квартире лиц.

У гражданина своевременно не поверенный счетчик, но ПАО "АО "Киевводоканал" не собирается проводить его поверку таким образом, как это установлено постановлением КМУ №474 от
8 июля 2015 г.; никаких заказных писем за месяц по поводу поверки гражданин не получает.

Гражданин хочет сообщить через контакт-центр предприятия данные показателей счетчиков, а в ответ ему отвечают отказом, что по данным в электронных базах предприятия эти показатели должны быть другими.

Гражданин хочет вызвать представителей "Киевводоканала" для составления акта-претензии, а ему отвечают отказом в регистрации обращения со ссылкой на то, что журнал регистрации таких заявок у них не ведется, несмотря на то, что это требование п. 33 Правил.

По заказу гражданина (поскольку он считает необходимым выполнять законы Украины) в его квартире работниками ПАО "АО "Киевводоканал" осуществляется монтаж новых счетчиков воды, гражданин подписывает с этим предприятием акт монтажа (как это установлено уже названным постановлением Кабмина №474 от 8 июля 2015 г.), но... в дальнейшем "Киевводоканал"... не учитывает факт подписания с гражданином этого акта. То есть ПАО "АК "Киевводоканал" не признает того, что оно само осуществило и зафиксировало (в правовом документе - акте) монтаж счетчиков.

Когда гражданин, наконец дождавшись очереди, непосредственно обращается к работнику этого водопоставляющего предприятия, ему предлагают заключить договор, который не в полной мере отвечает законам Украины и типовому договору, утвержденному постановлением Кабмина от 21 июля 2005 г. №630, и который гражданин не имеет права изменять, поскольку в соответствии с законодательством это... договор присоединения.

Кроме того, у работников "Киевводоканала" нет доверенностей от руководства предприятия на заключение договора, т.е. как сторона договора гражданин общается неизвестно с кем. Как следствие, гражданину предлагают предоставить копии паспорта и других личных документов, подать заявление (т.е. подтвердить добровольность своих действий), в одностороннем порядке подписать договор и ждать недели или месяцы, когда его подпишет "кто-то" от ПАО "АО "Киевводоканал".

Разве Гражданским кодексом Украины именно так определен порядок установления правовых отношений между сторонами и установления договорных обязательств?

А в настоящее время десяткам тысяч жителей столицы продолжают приходить сообщения по средним показателям, словно у них никогда и не было приборов учета воды.

Реакция граждан на это разная. Но их объединяет одно - предпосылки социального сопротивления, на которые провоцирует их ПАО "АК "Киевводоканал". Понятно, что это "деятельность", развернутая указанным предприятием в Киеве относительно населения.

И что делать гражданам? Действовать так, как установлено законами Украины, помня, что в отношениях с предприятием - поставщиком коммунальных услуг они являются физическими лицами и стороной гражданско-правовых договорных отношений. То есть понимать то, что подписываете.

За все обязательства, которые гражданин подпишет с таким предприятием в договоре, в котором будут приведены другие нормы, чем установленные законодательством, он в конце концов будет нести ответственность.

Помните, что во всех случаях, если гражданин получает услугу "централизованное снабжение и отвод холодной воды", он уже заключил (сделал акцепт) публичный договор с ПАО "АК "Киевводоканал" и должен ежемесячно рассчитываться за нее в соответствии с показателями счетчиков любым удобным для себя способом (в отделениях "Укрпочты", Ощадбанка и др., даже подавая такие документы в произвольной форме, но с обязательным указанием предыдущих и текущих показателей средств учета и разницы между ними).

Следует учитывать, что в соответствии с нормами Гражданского кодекса Украины гражданин свободен в выборе стороны договора, т.е. в выборе предприятия - производителя услуги.

Следует отметить, что ПАО "АК "Киевводоканал" еще никому не доказало, что услугу "централизованное снабжение и отвод холодной воды" предоставляет именно оно, а не другое предприятие, по конкретному адресу потребителя, с учетом того, что вода является национальным богатством и принадлежит народу Украины.

Не забывайте, что есть центральные, местные органы и органы местного самоуправления, которые согласно законодательству несут ответственность за жилищно-коммунальное хозяйство, прежде всего это Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, в городе Киеве - Киевская городская государственная администрация, а в случаях явного мошенничества - Национальная полиция, осуществляющая досудебное следствие по ст. 190 "Мошенничество" Уголовного кодекса Украины. Уже давно пришло время обратить их внимание на все проблемы, возникшие с предоставлением гражданам, жителям Киева, услуг от "Киевводоканала".

В свою очередь, ПАО "АК "Киевводоканал" надо собственные внутренние и экономические проблемы ведения хозяйственной деятельности прекратить перекладывать на граждан, вызывая их возмущение в такое непростое время.