UA / RU
Поддержать ZN.ua

Урезанная монетизация

Удастся ли получить реальную экономию в виде 1,8 млрд кубометров газа в год от внедрения с 2019-го новой схемы расчетов за потребленные газ и электроэнергию?

Автор: Людмила Симонова

Правительство Гройсмана заявило о начале монетизации субсидий путем внедрения новой схемы расчетов за потребленные газ и электроэнергию для получателей субсидий.

Инициатива правительства по монетизации может коснуться 1,5 млн домохозяйств, которых хотят мотивировать к экономии газа и электроэнергии. В качестве важного стимула предложена монетизация, но не всей субсидии (почти как и должно быть): в случае экономии 100 кубометров газа или 150 кВт∙ч электроэнергии на отопление субсидианты получат текущую рыночную стоимость газа или электроэнергии на свой счет. Однако в "Нафтогазе" говорят, что при предложенных правилах достичь существенной экономии невозможно. Так возможно или нет и почему, попробуем разобраться.

Согласно правительственной инициативе, утвержденной постановлением №300, предполагается, что домохозяйства смогут получить около 700 грн как одноразовую выплату в результате монетизации остатков неиспользованных субсидий на оплату отопления ("Положение о порядке назначения и предоставления населению субсидий для возмещения затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива", утвержденное постановлением Кабмина №300).

Сэкономленные средства перечислят на лицевой счет, открытый получателем субсидий в банковском учреждении, или выплатят через отделение почтовой связи ПАО "Укрпочта" после окончания отопительного сезона.

О чем говорится в постановлении №300?

Суть постановления - в стремлении правительства отыскать механизм экономии для получателей субсидий, поскольку на сегодняшний день экономить субсидиантам нет смысла. Как известно, текущий механизм начисления субсидий связан не с объемом коммунальных услуг, а с доходами (пенсией или зарплатой) субсидианта. Правительство говорит: у тебя есть доходы, из которых ты платишь за коммунальные услуги всего 15% от общего дохода (минимальный взнос субсидианта), и именно эти 15% будут покрывать потребление "социальной нормы коммунальных услуг", независимо от их стоимости. Имеется в виду, что изменение тарифов на газ/воду/электроэнергию не повлияет на размер минимального взноса, но фактически увеличит величину субсидии.

В зависимости от площади жилья социальная норма рассчитывается в кубометрах газа на количество квадратных метров квартиры или дома. Она никоим образом не связана со стоимостными показателями услуг, а ограничивается количеством газа или электроэнергии в зависимости от общей площади. Так вот, в упомянутом постановлении №300 указано, что в случае, если потребитель сэкономит газ или электроэнергию, правительство предлагает зачислять на счет субсидианта стоимость сэкономленного в текущих ценах. При этом будет учитываться экономия именно социальной нормы газа/электроэнергии в кубометрах/киловатт-часах. А поскольку сама по себе субсидия, выделяемая на оплату коммунальных услуг, не монетизирована и получается за счет того, что потребитель просто не платит разницу между рыночной стоимостью коммунальных услуг и минимальным взносом, то предлагается перечислять экономию социальной нормы на его личный счет. Такое перечисление сэкономленного предлагается называть монетизацией экономии субсидий.

При этом в упомянутом постановлении Кабмина отмечается, что получение денежной выплаты (монетизация) не повлияет на право получения субсидий в будущем.

Правило начисления помощи остается неизменным: субсидия для возмещения затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг назначается, исходя из среднемесячного совокупного дохода лица или семьи в зависимости от социальной нормы, определенной в соответствующем постановлении Кабинета министров №409 "Об установлении государственных социальных стандартов в сфере жилищно-коммунального обслуживания".

Следует отметить, что социальная норма потребления, например, природного газа начиная с апреля 2016 г. постоянно уменьшается. Средние по областям социальные нормы для газа в кубометрах на квадратный метр посчитаны, как и проанализировано, каким образом менялись установленные правительством такие социальные нормы (см. табл. 1).

Очевидно, для одно-двухэтажных зданий, в наибольшей степени использующих газ для отопления, социальная норма начиная с 2016 г. уменьшилась почти вдвое. И где гарантия, что она не будет снижена еще? Но именно в таких домах сложнее всего экономить энергоносители, особенно зимой.

Сначала стулья, а деньги - потом, после отопительного сезона

Итак, начать монетизацию субсидий планируется с 1 января 2019 г., в качетсве базовых будут использованы данные 2016–2017–2018 гг.

Однако эта монетизация предусматривает компенсацию только части сэкономленного газа или электроэнергии. Монетизироваться (то есть выплачиваться деньгами) будет лишь стоимость сэкономленных 150 кВт∙ч электроэнергии, если этот ресурс используется для отопления, или 100 кубометров газа.

Получается, что если кто-то сэкономит больше, то монетизироваться, а следовательно, стимулировать к экономии это не будет? Вопрос к правительству: почему? Почему ограничивается уровень экономии фиксированной цифрой без привязки к величине потребления? Почему не стимулируется экономия по принципу "чем больше, тем лучше?".

И еще вопрос: а если субсидию будут получать впервые в 2019 г., тогда, выходит, экономия не будет учитываться, поскольку нет базы? А значит, и не будет стимулироваться? Снова планирование "от достигнутого"? Когда же мы избавимся от этих "совковых" принципов?

А что на самом деле означает "на базе 2016–2017–2018 гг."? Поскольку площади квартир и домов не изменились, то следует ли из этого, что если кто-то потребил меньше социальной нормы, то отсчет будет осуществляться от той меньшей величины? И таким образом выигрывают те, кто не экономил?

Безусловно, монетизация - положительное направление развития реформ в сфере коммунальных услуг. Но досадно, что о монетизации в классическом понимании, когда потребитель получает средства на свой банковский счет ежемесячно по результатам потребления, в правительственном постановлении вообще речь не идет.

Правительство предлагает все средства перечислять на единый счет в государственном банке, а оттуда - сразу предоставителям услуг (энерго- и газсбытам, тепловикам), которые ими погасят платежки жителей. Живые деньги люди смогут увидеть только после окончания отопительного сезона, - на их банковские счета обещают перебросить неиспользованные остатки…

Это подрывает доверие к реформам как таковым, поскольку фактическими получателями средств будут не потребители, которые реально экономили энергоносители, а предоставители услуг. Люди уже не верят обещаниям, они хотят получить положенные именно им деньги на руки сегодня, а не когда-то в будущем. Именно деньги (путем уменьшения потребления газа, электроэнергии или тепла) они будут экономить наиболее старательно.

Недоверие также сформировалось в результате невыполнения многих обещаний, и теперь немало граждан думает, что если они сэкономят в этом году, то на следующий им снова уменьшат социальную норму или будут рассчитывать экономию от нового, уменьшенного, потребления. А о том, что они в этом отопительном сезоне экономили, мгновенно забудут.

Это продолжает ошибочную советскую модель общественных отношений - "государство за тебя уже все решило", формирует в людях комплекс неполноценности, будто бы они не в состоянии распоряжаться собственными деньгами и отвечать за собственные решения.

Получатель жилищной субсидии должен стать равным потребителем услуг среди равных. Он должен сам оплачивать свои счета, сам принимать решение, тратить остатки на энергоэффективные меры, или же сильнее прикрутить котел и сэкономить больше денег на новый и более эффективный, либо заменить окно или утеплить дом. Но это должно быть его - потребителя - решение и ответственность.

Пример настоящей реформы

В отличие от Украины, реальную реформу монетизации субсидий провели в Индии, где свыше 180 млн семей получают субсидии сразу на свои банковские счета и покупают популярный там баллонный газ (LPG) на рыночных условиях. При реализации проекта власти Индии, кстати, верифицировали базу субсидиантов и выявили более 35 млн фиктивных счетов (или "мертвых душ"). Благодаря монетизации Индия всего за два года сэкономила свыше 3 млрд долл., а ее граждане получили больше возможностей и большую свободу (см. рис.). Но далеко не все, если вы были или слышали о реальной жизни в Индии.

Есть ли в Украине стимул экономить?

Анализ показывает, что общее потребление газа в Украине для нужд населения с момента внедрения рыночных цен на него снизилось приблизительно на 2 млрд кубометров в год. То есть потребители, которые платят реальную, полную цену за газ, стараются его экономить, поэтому общее потребление уменьшилось. Однако меньше ли стали тратить газа те, кто получает субсидию? Очевидно нет, потому что этой категории экономить нет смысла, ведь субсидия не связана с объемом потребления.

Недостатком существующей системы субсидий является и отсутствие стимулирования экономии потребления коммунальных услуг.

Предложенный Кабинетом министров порядок компенсации за экономию электроэнергии и газа вызывает много вопросов и не создает реальной монетизации, поскольку ограничивает количество средств, которые может получить потребитель за эту экономию, а также предусматривает перечисление сэкономленных средств одноразово по результатам года (отопительного сезона).

Разработчики этого порядка выражают недоверие потребителям, дескать, они возьмут средства, а коммунальные услуги не оплатят. Это мнение ошибочно. Во-первых, можно предусмотреть предохранитель: в случае неуплаты средств экономия не будет начисляться или субсидия будет ограничиваться. Вместе с тем кто-то и не захочет ждать и экономить, он исходит из общего недоверия к правительству: неизвестно, будут ли выполнены очередные обещания?

Какая настоящая экономия может быть в Украине?

Сегодня эксперты считают, что систему монетизации субсидий необходимо сделать реальной, то есть не только перечислять сэкономленные средства потребителям каждый месяц и не ограничиваться 100 кубометрами газа и 150 кВт∙ч электроэнергии, чтобы стимулировать увеличение экономии, но и внедрить монетизацию собственно субсидий, предусматривающую перечисление потребителю именно субсидии в монетарной форме. Это будет стимулировать создание реальных конкурентов на рынке поставки коммунальных услуг, создаст доверие к государству у потребителей, позволит ввести систему конкурирующих поставщиков энергоносителей, которые смогут предложить конкурентные цены, в частности на газ, вместо установленных фактически на государственном уровне.

Сколько же может составить реальная экономия при внедрении настоящего механизма экономии субсидий по принципу "чем больше, тем лучше"? То есть без ограничения в виде 100 кубометров газа или 150 кВт∙ч электроэнергии и при перечислении экономии на счет потребителя каждый месяц?

Специалисты НАК "Нафтогаз Украины" подсчитали, что экономия может составить до 2 млрд кубометров газа за отопительный сезон. При этом они исходили из того, что в связи со снижением в этом отопительном периоде социальных нормативов использования природного газа и изменением правил назначения субсидий количество субсидиантов в 2018–2019 отопительном сезоне уменьшится по сравнению с прошлым ориентировочно до 3,6 млн домохозяйств.

Важным фактором является то, что субсидианты (если они такими являются, а не притворяются) получают низкие доходы, соответственно, именно эти потребители больше всего заинтересованы в получении дополнительных денежных средств.

В расчетах экономии учитывалось, что субсидианты будут потреблять природный газ в объемах не меньших, чем потребители, которые самостоятельно платят за природный газ полный тариф и обеспечивают для себя комфортные условия проживания.

Учитывая, что в квартирах, в которых платится полный тариф за газ, потребляется в среднем 830 кубометров газа за сезон, а в домах - 1229 кубометров, эти средние величины были использованы для получателей субсидий. Оказалось, что субсидианты при соответствующем стимулировании и монетизации смогут экономить до 27% газа по квартирам и до 31% газа по домам. Учитывая тот факт, что количество субсидиантов, использующих газ для отопления, составляет в квартирах около 552 тыс., а в домах - 3,018 млн домохозяйств, общий объем газа, который возможно сэкономить, может достигать 1,762 млрд кубометров (табл. 2).

Экономия реально возможна только в случае снятия ограничения в виде 100 кубометров газа за отопительный сезон, поскольку при наличии ограничения общая экономия может составить всего 357 млн кубометров газа, что почти вчетверо меньше.

Много это или мало для одного домохозяйства? Например, для дома, где социальная месячная норма - 700 кубометров, за сезон домохозяйство расходует 7х700=4900 кубометров газа. А в случае экономиии только 100 кубометров за сезон получаем всего 2% экономии, - больше сокращать потребление нет смысла, потому что эту экономию не монетизируют. Вместе с тем если реально возможно сэкономить 31%, то это составит 1519 кубометров! Как говорится, почувствуйте разницу. Вот откуда берутся 1,762 млрд кубометров.

При этом экономия, предлагаемая правительством, составляет 100х2,6 млн домохозяйств = 260 млн кубометров газа. Много это или мало? Конечно, это уже хоть что-то, но это "хоть что-то" почти в семь раз меньше, чем могло бы быть. Объем, если его все же ограничивать, нужно привязывать к объему потребления (например до 30%), а не устанавливать фиксированную норму экономии, которая может быть существенной только при низком потреблении.

Украина для усиления своей независимости и безопасности нуждается в значительном снижении потребления газа, переходе на максимальное удовлетворение своих потребностей газом собственной добычи, что возможно только при реальной экономии и настоящей, а не урезанной монетизации. А если подсчитать реально возможную экономию электрической и тепловой энергии… Со всем этим надо срочно что-то делать!