UA / RU
Поддержать ZN.ua

УРАНОВЫЙ КЛОНДАЙК В СТЕПЯХ УКРАИНЫ

Разработка Новоконстантиновского уранового месторождения позволит Украине войти в лидирующую т...

Автор: Константин Зварыч

Разработка Новоконстантиновского уранового месторождения позволит Украине войти в лидирующую тройку уранодобывающих стран мира

От «холодной войны» к теплым батареям

Поиск урановых месторождений в Украине начался в 1944 году, сразу после освобождения от немецких оккупантов. Советский Союз был единственной страной, которая могла составить США «ядерную компанию». Для урановой отрасли нашли источники финансирования в стране, экономика которой была разрушена войной. И ученые-геологи не подвели. Уже в 1945 году в Северном Криворожье было обнаружено первое промышленное месторождение урана - Первомайское. Вслед за ним в 1946 году неподалеку нашли Желтореченское месторождение. А через год здесь уже функционировало специализированное предприятие по разведке урановых недр с невинным названием Кировская экспедиция. Понятно, поиск урана в те годы никак не связывался с обеспечением страны электроэнергией. (Первый энергетический реактор промышленного значения был запущен только в 1971 году на Нововоронежской АЭС.)

Цели преследовались военные, но независимая Украина может быть благодарна Союзу хотя бы за развитую урановую инфраструктуру. Во многом благодаря атомным электростанциям наша энергетика держится на плаву. АЭС, обеспеченные отечественным топливом, производят около 40% электроэнергии.

«Плохиши» меняются,

а «страшная тайна» остается

Конечно, первые - Первомайское и Желтореченское - месторождения десятки лет назад были исчерпаны, но за полстолетия геологи обнаружили в этом регионе огромные залежи урановой руды. Конечно же, эти данные тщательно засекречивались. Но когда в 1991 году побеждающая перестройка и торжествующая гласность добрались и до святая-святых отечественной оборонки, мировому сообществу было официально открыто 21 месторождение урана в Украине. Кстати, и сегодня данные эти более известны любому клерку МАГАТЭ, чем украинской общественности. Учитывая, что некоторые из преданных гласности месторождений уже отработаны, а некоторые не представляют значительного промышленного интереса, необходимо, однако, заметить, что количество их несколько превышает официально известные Ватутинское, Мичуринское и Новоконстантиновское месторождения.

Впрочем, сейчас государственный коммерческий интерес наступает на горло песне гласности: в связи со стратегической важностью урановой отрасли соответствующие ведомства решили упрятать эти данные под замок, по крайней мере, предавать их огласке как можно меньше. Нешутейность решения проявляется даже в мелочах: к примеру, в музее Госкомгеологии, где стены увешаны «наглядной агитацией» обо всех наших запасах полезных ископаемых, скромно решили не демонстрировать уже готовые плакаты с «урановыми цифрами». Официальные лица на вопросы, связанные с урановой отраслью: «Сколько?», вежливо отвечают: «Много, достаточно много, очень много» (нужное подчеркнуть) либо дают различного рода числовые эквиваленты. Забывая, что за четыре года урановой гласности информация по месторождениям всплывала и оседала по записным книжкам, что, как говорил Михаил Задорнов: «Ум у нашего мужика пытливый», а посему многие косвенные показатели он может пересчитать-перевести в удобоваримые тонны или тонны в год.

Понятно, самым страшным секретом является добыча урана и запасы как отдельных шахт, так и Украины в целом. Особенно интригует Новоконстантиновское месторождение: в этом-следующем году оно только вводится в эксплуатацию, а о его запасах уже ходят легенды. Довольно частые упоминания о невероятных запасах Новоконстантиновки - скорее всего умышленная утечка информации. Своего рода отраслевой патриотизм, дескать, пусть все знают, ЧТО у нас есть. По словам Николая Гавриленко, председателя Госкомгеологии, Новоконстантиновское месторождение уникально: его разработка удвоит объемы добываемого урана и позволит сэкономить 30 млн. тонн угля в год. Несложные подсчеты, при которых используются:

1. Информация АЭС о сэкономленном страной угле за счет эксплуатации атомных реакторов;

2. Масса обогащенного урана, используемая при работе энергоблока;

3. Содержание изотопа урана-235 в природном уране и топливных таблетках,

позволяют утверждать, что эксплуатация Новоконстантиновского месторождения принесет Украине около 1500 тонн урана (см. таблицу 1).

И эта оценка объемов добычи - не максимальна. Один высокопоставленный чиновник Госкомгеологии, который непосредственно связан с разведкой урановых месторождений, сказал, что форма и расположение пластов на Новоконстантиновском руднике позволяют при использовании передовых методов горной выработки выдавать на-гора до 3 млн. тонн руды в 2002 году. А это около 3 тысяч тонн урана (содержание урана в руде около 0,1%). При любом раскладе шахта войдет в шестерку лучших в мире.

Даже исходя из минимальной базовой цифры добычи на Новоконстантиновском месторождении в 1500 тонн, данные Николая Гавриленко позволяют утверждать, что совместная эксплуатация Новоконстантиновки и ныне действующих шахт позволит довести добычу урана в Украине до 3 тысяч тонн в год. Правда, в этом нет пока потребности и необходимо подготовить соответствующие мощности для переработки руды. Однако сам факт ввода в действие Новоконстантиновского рудника, который позволит Украине занять второе место среди уранодобывающих стран мира, по меньшей мере, сенсационен (см. таблицу 2).

Видимо, подразумевая эти данные, председатель Госкоматома Михаил Уманец сказал, что разработка Новоконстантиновского месторождения «будет иметь мировое значение».

Что такое хорошо и как

с ним бороться?

Нечасто на нас сваливается такое счастье. Помните, как в недавние годы мы боролись с неожиданно хорошими урожаями. И часто успешно побеждали, оставляя их на полях. В случае с Новоконстантиновкой Украина подготовлена лучше. Хотя объем переработки возрастет вдвое, промышленники имеют и готовые задумки, и, что значительно лучше, мощности.

Было время подготовиться. Ведь к 1989 году шахты Новоконстантиновского месторождения были готовы к промышленным разработкам процентов на 60. Однако внезапная миролюбивость горбачевской эпохи резко сократила потребности в уране. К тому времени Советский Союз самостоятельно мог уничтожить мир десятки раз... Было решено заморозить все работы на Новоконстантиновском руднике. Продолжили их уже в независимой Украине в 1992 году. Не нужно говорить, что произошло за три года. Как это принято у нас, неприбитое и неприкрученное намертво попросту растащили аборигены. Многое пришлось начинать почти с нуля.

Обсуждаются два варианта первичной переработки руды с Новоконстантиновского месторождения. Первый - строительство перерабатывающего завода прямо на месте. Второй - задействовать существующие мощности. На Желтоводском гидрометаллургическом заводе, ныне обслуживающем Ватутинскую и Мичуринскую шахты, вводится дополнительная линия, а также привлекается к переработке Днепродзержинский завод, производственные мощности которого сейчас напрямую не связаны с урановой отраслью.

Завод в Днепродзержинске менее известен, чем Желтоводский. Может, потому, что работал на самых младших братьев из лагеря социализма. Добрый российский дядя свой атом, хоть и мирный, сумел расставить в Болгарии, Чехии и других странах бывшего Варшавского Договора. С распадом социалистический системы Днепродзержинский завод урановой переработкой практически не занимался. Сейчас при необходимости он может вернуться к своим прямым обязанностям.

Запас беды не чинит

Новоконстантиновский рудник - действительно надежда нашей энергетики. Ведь Ватутинское месторождение (пос. Смолино Кировоградской области) эксплуатируется с 1973 года, а Мичуринское (на окраине Кировограда) - с 1969-го. Ватутинское обещает произвести, по приблизительным оценкам, 15 - 30 тысяч тонн урана. На Мичуринском же отработаны уже 4 ствола и запасов, по оценкам экспертов, хватит еще на 10 - 20 лет, то есть будет добыто не более 12 тысяч тонн урана. Причем для этого придется проделать подземный «ход конем».

Дело в том, что на расстоянии 5,5 км от ствола шахты Мичуринская находится шахта Центральная с неистощенными запасами урана. Так как вся инфраструктура добычи находится на Ингульском горнодобывающем комбинате, возле Мичуринского ствола было решено, используя существующие штольни, под землей и водой (под речкой Ингул) пробраться к запасам соседки. Эта профессиональная хитрость и позволит при необходимости поддерживать объем добычи на прежнем уровне.

Сложно оценивать запасы остальных месторождений. Наиболее известные из них - Южное, Калиновское и Лозоватское - обнаружены в гранитах Побужья неподалеку от Первомайска. В связи с полным отсутствием сведений о работах на этих месторождениях, а также загруженностью близлежащего Смолинского горнодобывающего предприятия потоком руды из Ватутинской шахты можно предположить, что они находятся в госрезерве. Косвенно это предположение подтверждает и консервация Северинской шахты (неподалеку от Кировограда), которая по запасам не уступает Ватутинской. Верхняя оценка запасов сырья всех малоизвестных шахт - 100 тысяч тонн.

На долю Новоконстантиновки приходится 100 - 150 тысяч тонн. Правильность данной оценки подтверждают слова Михаила Уманца, что в «Украине урана хватит на 100 лет для 20 реакторов». Зная расход топлива одним реактором, эвфемизм председателя Госкоматома означает около 240 тысяч тонн суммарных запасов природного урана.

В России обогащаются не только «новые русские», но и украинский уран

Новоконстантиновское месторождение будет выходить на проектную мощность в течение нескольких лет. И чтобы не засыпаться в урановых терриконах, планируется, сокращая добычу, растягивать «удовольствие» на Мичуринском и Ватутинском рудниках. Кроме того, что сейчас не хватает мощностей для переработки всего возможного потока сырья, экспортные возможности Украины ограничены. Урановый рынок четко структурирован и поделен между тремя основными фирмами-посредниками: NUEXCO и NUKEM GmbH - по 40%, 10% - New York Nuclear Co. Украина может предлагать свой уран только на краткосрочном неограниченном рынке, который сложился в результате антидемпинговых действий правительства США, направленных против наплыва дешевого продукта из стран бывшего СССР. Сейчас это не совсем выгодно. К тому же недостаточное мировое производство урана (50 - 60% от потребности) компенсируется конверсией ядерного оружия. Сказанное объясняет необходимость постепенного увеличения объемов добычи, тем более, что Украина не планирует в ближайшее время создавать госзапас: экономически не обоснованно и хлопотно.

Однако самым слабым местом урановой отрасли является путешествие уранового сырья в далекий Ангарск. Природный уран не годится для непосредственного производства топлива для АЭС. Его сначала необходимо обогатить, а единственный завод в бывшем СССР находится в России.

Дабы обезопасить себя и не пускать уран шататься по городам и весям России, украинское правительство приняло решение осуществлять весь цикл по производству топлива на месте. Известно, что уже рассматриваются технико-экономические обоснования, представленные на тендер по строительству завода, обогащающего уран, в Желтых Водах. Наши чиновники уже усвоили, что социалистическое «авось» - не лучшее решение даже в условиях полурынка и загодя готовятся к новому урановому поступлению.