UA / RU
Поддержать ZN.ua

Управление государственными активами: корпоративное ноу-хау

Каждое новое правительство в Украине в начале своей деятельности объявляет об открытии нового, более прогрессивного и эффективного метода управления государственными активами...

Автор: Евгений Смирнов

Каждое новое правительство в Украине в начале своей деятельности объявляет об открытии нового, более прогрессивного и эффективного метода управления государственными активами. За последние шесть лет таких методик было использовано более чем достаточно: начиная с продажи контрольных пакетов украинских НПЗ российским нефтяным компаниям и заканчивая составлением списков отечественных предприятий, подлежащих реприватизации. Но, похоже, бизнес сам готов пойти на создание цивилизованных правил игры. Ответ, как всегда, за государством.

Эпоха расцвета правящей коалиции стала «экзистенциальным периодом» для отечественного бизнеса. Еще полгода назад подписанты коалиционного соглашения обещали украинскому народу построить конкурентоспособную национальную экономику путем повышения доходов, оплаты труда на основе роста его производительности. Обещали обеспечить условия реализации человеческого потенциала нации в соответствии с европейскими стандартами через гарантирование (!) государством неприкосновенности прав собственности и укрепление института собственности как основы рыночной системы хозяйствования.

Вторым постулатом парламентской коалиции было обеспечение эффективного использования государственного имущества, внедрение прозрачного и эффективного механизма реализации государством своих прав владельца и повышения качества управления госимуществом. Намерения государства более чем благие и могли остаться таковыми до конца срока пребывания у власти нынешнего правительства. Но нет, поскольку ни для кого не секрет, что любая попытка украинского правительства (как нынешнего, так и предыдущих) воплотить в жизнь свои программные постулаты приводит к «пограничному состоянию» практически все сегменты украинского бизнеса.

Именно так и сложилось несколько дней назад, когда премьер Виктор Янукович начал заседание Кабмина с риторических вопросов: «Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, мы с вами имеем право управлять государственным имуществом, если государство имеет 50% и больше собственности предприятия? Тогда скажите, пожалуйста, почему мы не управляем? Акционеры, которые имеют незначительную часть акций и руководят предприятием, заботятся о национальных интересах или о собственных?»

Необходимость участия государства в управлении предприятиями премьер-министр аргументировал тем, что «эффективное использование государственного имущества позволит не только получить прибыль в бюджет, но и позиционироваться в мире как государство, которое заботится о национальных интересах». Впрочем, большинство экспертов до сих пор достаточно скептически относятся к деловым качествам государственных менеджеров и их способности гибко реагировать на изменения конъюнктуры рынка. В частности, нефтяного. Сколько «бензиновых кризисов» потребовалось пережить различным составам украинского правительства, чтобы правительственной команде удалось в итоге если не научиться предотвращать кризисные явления, то как минимум информировать широкую общественность о тенденциях роста или падения цен на рынке горюче-смазочных материалов.

Эксклюзив «собственного» интереса…

Мы неслучайно заговорили о ситуации на нефтяном рынке и эффективности управления государственными активами, поскольку последние события вокруг ОАО «Укрнафта» заставляют несколько иначе взглянуть на развитие корпоративных взаимоотношений в Украине. Напомним, что в компании государству принадлежит пакет 50%+1 акция, которым управляет НАК «Нафтогаз України». Остальные более чем 49% акций принадлежат миноритарным акционерам, из которых 42-процентный пакет акций принадлежит компаниям, аффилированным с собственниками Приватбанка.

В последнее время в отдельных СМИ появилась информация о якобы непонимании между владельцем контрольного пакета акций в лице НАК «Нафтогаз України» и частными акционерами. Аналитики рынка высказывают достаточно много версий по этому поводу, однако каждая из сторон соблюдает номинальный нейтралитет, воздерживаясь от каких-либо выпадов или недружественных жестов в адрес друг друга. На этом фоне в преддверии собрания акционеров компании достаточно резонным и обоснованным стало обращение миноритарных акционеров «Укрнафти» к председателю правления НАК «Нафтогаз України» Владимиру Шелудченко.

По их мнению, не соответствует действительности информация о том, что в акционерном обществе якобы регулярно срывается проведение собраний акционеров, а сама компания управляется неэффективно. Миноритарные акционеры встревожены и тем, что распространение такой информации может негативно отразиться на стабильности функционирования ОАО «Укрнафта».

Для предотвращения возможности эскалации напряженности между акционерами и во избежание возникновения корпоративного конфликта миноритарные акционеры предлагают НАК «Нафтогаз України» как держателю контрольного пакета ОАО «Укрнафти» подписать соглашение о взаимопонимании и сотрудничестве между акционерами.

Основная идея документа — сохранение существующей на сегодняшний день стратегии развития предприятия, успешность которой подтверждается годовыми отчетами деятельности ОАО «Укрнафта». Ведь за последние годы экономика компании развивается более чем успешно. Объемы добычи углеводородов неуклонно растут и по итогам текущего года должны составить: нефти с конденсатом — 3180,0 тыс. тонн, газа — 3330,0 млн. кубометров (рис. 1).

За девять месяцев текущего года добыча нефти с конденсатом по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возросла на 83,1 тыс. тонн, или 3,6%, и достигла 2394,6 тыс. тонн, что больше запланированного на 78,5 тыс. тонн.

Капитализация «Укрнафти» с момента, когда ее возглавил нынешний председатель правления Игорь Палица, возросла более чем в 12 раз. Компания уверенно реализует утвержденную акционерами концепцию стратегического развития на вертикальную интеграцию.

За первые три квартала текущего года доход от реализации продукции по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возрос на 3676,8 млн. грн., или на 58%, составив 10016,2 млн. грн. Чистая прибыль за этот же период возросла на 508,5 млн. грн., или 36,9%, составив 1886,5 млн. грн., а объем платежей в бюджеты всех уровней увеличился на 1489,7 млн. грн., или 71,1%, составив 3583,7 млн. грн. (рис. 2,3).

Помимо этого, по результатам работы в 2003—2005 годах компания начала выплачивать рекордные для экономики страны дивиденды своим акционерам. В 2003 году — более 100 млн. грн., в 2004-м — 1347 млн., в 2005-м — 1870 млн. грн. И государству как владельцу контрольного пакета акций только за последний год были выплачены дивиденды в сумме более 935 млн. грн. (рис. 4).

Кстати, возвращаясь к проекту соглашения, миноритарные акционеры «Укрнафти» предлагают направлять на ежегодную выплату дивидендов не менее 60% от чистой прибыли компании.

Отметим, что согласно ст. 7 проекта соглашения между акционерами «стороны обязуются не совершать действий, ухудшающих финансово-экономическое положение компании, в связи с чем подтверждают необходимость соблюдения компанией взятых на себя обязательств перед ее контрагентами». А ст. 4 регламентирует невмешательство акционеров в текущую финансово-хозяйственную деятельность, обеспечив при этом контроль со стороны ревизионной комиссии и наблюдательного совета.

Кроме того, предлагается формула распределения должностей в органах управления компанией: председатель наблюдательного совета и ревизионной комиссии, а также простое большинство этих органов избираются из числа кандидатов, предложенных «Нафтогазом України», а председатель правления и простое большинство членов правления — из числа кандидатов, представленных миноритарными акционерами.

Однако главное, по мнению специалистов корпоративного права, — это взаимные обязательства акционеров не создавать препятствий в осуществлении акционерами своих прав, в частности, путем неявки на собрание акционеров, инициирования сторонами мероприятий, которые бы ограничивали возможность проведения собрания или работу других органов компании.

По оценкам аналитиков фондового рынка, такое обращение миноритариев может позитивно сказаться на котировке акций «Укрнафти», а в случае подписания данного документа «Нафтогазом України» — пробудить рынок после достаточно продолжительного периода спячки.

Отметим, что в истории развития корпоративных отношений в Украине документ подобного рода впервые используется для разрешения цивилизованным путем спорных вопросов между акционерами одного предприятия. По сути, проект данного соглашения, в случае его подписания, может стать прецедентом в вопросах предотвращения рейдерских атак на предприятия всех форм собственности.

По словам председателя правления ОАО «Укрнафти» Игоря Палицы, «взаимоотношения власти и бизнеса должны строиться на прозрачных и понятных обеим сторонам правилах. Государство должно нести ответственность за те правила, которые оно устанавливает для бизнеса, вне зависимости от наличия и размера государственной доли в предприятии. И эффективность деятельности менеджмента должна определяться не по принципу лояльности со стороны власти, а по степени выполнения компанией обязательств перед государством, в первую очередь — через уплату налогов».

Член наблюдательного совета «Укрнафти» Геннадий Корбан отмечает, что интересы государства в компании соблюдаются, поскольку шесть из 11 членов наблюдательного совета представляют государство. По его словам, компания работает прибыльно и регулярно выплачивает значительные дивиденды. «Мы направили акционерное соглашение в Кабинет министров и НАК «Нафтогаз України», чтобы урегулировать все вопросы с управлением «Укрнафти». Я не исключаю, что окружение премьер-министра неверно информирует его о деятельности «Укрнафти». Мы считаем, что компания действительно хорошо структурирована, ведет нормальный бизнес. Там нет воровства, откатов, протекционизма, необоснованных кредитов. Государство должно это ценить и дать работать», — отметил Г.Корбан.

…и «немного» государственного

В свое время Игорь Палица заявлял о том, что при полном содействии со стороны Кабинета министров для создания вертикально интегрированной нефтяной компании (ВИНК) потребуется не более трех месяцев. В случае подписания соглашения между акционерами столь долго муссируемая в правительственных кабинетах мысль о необходимости создания ВИНК может обрести вполне реальные черты.

Можно говорить о том, что амбициозные планы нынешнего менеджмента компании — создание мощного государственного рычага для влияния в пиковые моменты на ситуацию на рынке нефти и нефтепродуктов — успешно реализуются. Ведь собственная сеть АЗС компании на сегодняшний день насчитывает 558 станций. До конца года «Укрнафта» планирует увеличить ее еще на 30 АЗС. В результате есть все шансы получить контроль над 30% рынка розничной торговли нефтепродуктами, выступая реальным противовесом сетям, принадлежащим российским компаниям.

Кроме того, рост розничной сети позволяет увеличивать штат сотрудников компании «Укрнафта» с постоянным повышением уровня средней зарплаты в целом по предприятию. Среднемесячная заработная плата штатных работников общества, по предварительным расчетам на текущий год, ожидается в размере 1978,0 грн. В 2006-м планируется увеличение фонда оплаты труда на 161,4 млн. грн., или 28,4%, по сравнению с прошлым годом (рис. 5).

Так, может, стоит перенять опыт нынешних менеджеров «Укрнафти», имеющих возможность, и главное, рыночными рычагами, влиять на ситуацию на рынке нефтепродуктов? Ведь идея соглашения акционеров действительно может стать тем самым национальным ноу-хау, которое поможет прекратить корпоративные конфликты без вмешательства силовых структур и государства. Таким образом топ-менеджмент «Укрнафти» самым простым способом подтверждает эффективность своей работы в акционерной компании с государственной долей собственности.

И глава исполнительной власти, приняв политическое решение утвердить соглашение с миноритарными акционерами «Укрнафти», имеет все шансы подтвердить свои предвыборные обещания, которые он дал несколько месяцев назад в Харькове. «Сегодня наша задача — привлекать удачных бизнесменов в государственный менеджмент. Это будут профессионалы, которые знают, как на деле защищать интересы национального товаропроизводителя, как решать социальные проблемы. Это мировая практика. Мы ничего нового здесь не придумали».

В подтверждение этой мысли высказался и министр топлива и энергетики Юрий Бойко, сообщив журналистам в среду, что «нет необходимости менять руководство «Укрнафти», так как финансово-экономические показатели компании свидетельствуют о стабильной работе». В то же время министр отметил, что некоторые коррективы в деятельность «Укрнафти» будут внесены. Минтопэнерго подготовило свои предложения о деятельности компании. Сейчас они проходят согласование со всеми ее акционерами и будут рассмотрены на собрании акционеров.