Накануне годовщины своего рождения ОАО «Укртранснафта» пополнила свое нефтетранспортное хозяйство первым буксиром, который предназначен для обслуживания морского нефтетерминала «Южный» (Одесская область). 10 июля в Николаеве был подписан акт приемки «первенца», построенного Госакционерной холдинговой компанией (ГАХК) «Черноморский судостроительный завод». Правда, «первенец» — это для нефтетранспортников, а николаевские судостроители уже давно освоили в принципе не традиционный для них вид деятельности. Буксиры — это, конечно, не крейсеры, но коль на них есть спрос (а «Черноморский судостроительный» уже получает заказы и от россиян, и от прибалтов), судостроители попытались, что называется, душу вложить в свое произведение. Я не весть какой знаток в судостроении, но когда этот многотонный буксир буквально по мановению капитана исполнил на воде самый настоящий вальс, смею заверить, что в его маневренности не сомневаются теперь даже скептики.
Буксир «Львов» был заложен по заказу «Укртранснафты» на «Черноморском судостроительном заводе» 25 декабря 2001 года. Уже 11 июня 2002 года он был спущен на воду для продолжения пуско-наладочных работ, которые и были закончены к 10 июля. «Укртранснафта» заплатила за свое приобретение 17568600 грн. И ее представители, которые очень скрупулезно рассматривали и принципиально изучали покупку перед подписанием акта о приемке буксира, остались довольны — оснащение и возможности буксира соответствуют всем принятым в Европе стандартам качества. И как заметили заказчики, приятно знать, что в Украине есть компании, способные выпускать такую высококачественную продукцию.
Казалось бы, ну что буксир, это же не танкер. Однако и его создатели, и нынешние владельцы рассматривают это событие в качестве еще одного шага на пути реализации проекта создания Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК). Так вот, глядишь, и приобщатся судостроители к нефтетранспортному бизнесу. Словом, начало положено. И как заметил председатель правления ОАО «Укртранснафта» Александр Тодийчук: «…Если не непосредственно, то через создаваемый международный консорциум по управлению нефтепроводом Одесса—Броды николаевский завод получит шанс стать подрядчиком строительства и танкеров. Это важно, так как сегодня формируется новое направление транспортировки нефти: Каспий — Черное море — «Південний» (Одесса) — Броды, а дальше два направления — Центральная и Северная Европа через порт Омишаль и Гданьск». А.Тодийчук пожелал николаевским судостроителям, чтобы их танкеры и буксиры работали и в этих портах.
Председатель правления ГАХК «Черноморский судостроительный завод» Вячеслав Полтавцев в свою очередь выразил надежду, что первые заказы на строительство буксиров — это первые шаги перед началом масштабной судостроительной программы государства. Украина, увы, не занимается фрахтом, на чем ежегодно теряет до 40 млн. долларов, отметил В.Полтавцев. И судостроители надеются, что такой порядок вещей изменится в пользу Украины.
А пока что ГАХК «Черноморский судостроительный завод» готовится передать заказчику через неделю-другую второй буксир, который и будет носить его имя — «Укртранснафта».
Тем временем на Севастопольском морском заводе ведется закладка еще двух суден для нефтетранспортной компании — так называемого буксира-пожарника «Південний» и боноустановщика-нефтесобирателя. В сентябре и эти суда пополнят пока еще только растущую флотилию «Укртранснафты».