В минувшую среду не состоялось общее годовое собрание акционеров ОАО «Укрнефть». Событие, откровенно говоря, довольно-таки заурядное. Новостью (достаточно неожиданной) явилось бы именно проведение собрания с первой попытки. А так — все нормально. Все потихоньку привыкли, что собрания этого ОАО проходят в два приема. Сначала — первая неудачная попытка, а месяца через два, после поисков каких-то компромиссов, — повторное собрание. Так что ничего особо страшного не произошло. Тем более что и вообще ничего особо чрезвычайного с этой нефтедобывающей компанией не происходит, даже напротив: за первое полугодие текущего года она получила почти 100 млн. долл. чистой прибыли.
Не собирались и менять нынешнее руководство компании. Даже довольно скандальная попытка «вытащить» из «Укрнефти» 140 млн. грн. по крайне сомнительному договору уже подувяла — обеспечивать кого-то «бабками на шарик» тут явно не собираются.
Тем не менее, срыва собрания акционеров «Укрнефти» в общем ждали и неожиданным он не был. Итоги регистрации четко продемонстрировали новую расстановку сил в ОАО «Укрнефть».
Вообще-то контрольный пакет акций компании принадлежит государству, но частным акционерам тоже принадлежит немало — 49,97% акций компании. Естественно, эти акции продавались и перепродавались. И хотя общее число акционеров «Укрнефти» превышает 31 тысячу, реально всего две силы определяют развитие компании: это государство в лице НАК «Нефтегаз Украины» (50%+1 акция) и, скажем так, группа компаний, ведущих согласованную политику. Группа довольно небольшая. В начале года в нее формально входило всего три компании-акционера: «Оксидентал менеджмент компании» (Кипр) —11,7%, Varkedge Limited (тоже Кипр) — 8,4% и коммерческий банк «Приватбанк» (Днепропетровск) — 9,4%. Еще порядка 5,5% акций числились за «Альфа-Капиталом» (и своих, и как номинального держателя).
Впрочем, все эти три глубокоуважаемые фирмы получают почту на днепропетровские адреса: «Оксидентал» — на Главпочтамте, а «Приватбанк» и Varkedge — так и вообще на один адрес, их еще именуют «днепропетровской группой».
Весь этот год велась интенсивная скупка акций «Укрнефти», принявшая буквально глобальный масштаб (скупали даже выпущенные ОАО американские депозитарные расписки). Цель была довольно-таки прозаична — собрать 40% пакет акций. Это дало бы возможность при необходимости блокировать проведение собрания акционеров. Что в общем и было сделано.
Для участия в собрании, при минимально необходимом уровне 60% зарегистрировались акционеры, владеющие 52,47% акций (другими словами, НАК и немного мелких акционеров). И это при том, что акционеры в зале были. В частности, присутствовал и председатель наблюдательного совета «Приватбанка» Игорь Коломойский.
Для того чтобы собрание состоялось, акционеры поставили несколько условий. Так, они хотели бы согласия на предоставление им 5 из 11 мест в наблюдательном совете и восстановление нормы устава ОАО о прямых выборах председателя правления ОАО собранием акционеров (сейчас его выбирает наблюдательный совет). Ну и сменить регистратора акций (в прошлом году они хотели, чтобы новым регистратором был «Приватбанк»).
Часть этих требований содержалась в июльском письме «Оксидентал менеджмент». Ну а детали относительно того, сколько они хотели бы иметь, были озвучены, по словам председателя наблюдательного совета «Укрнефти», председателя правления НАК «Нефтегаз Украины» Вадима Копылова, «буквально за минуту до собрания».
Договариваться придется, хотя очевидно, что на такой пакет уступок государство не пойдет. Принятие таких требований означало бы, что собрать наблюдательный совет без частных акционеров будет просто невозможно. Но это еще ничего.
Куда хуже, что без них государству станет невозможно и снять, скажем, ненравящегося председателя правления. Фактически в этом варианте, при определенных условиях, не исключен просто перехват управления у государства. Подобный опыт по ряду энергораспределяющих компаний государство уже имеет и он ему мало понравился. Так что будет искаться компромисс. Очевидно, что существующая ситуация, когда крупнейшие акционеры не представлены в наблюдательном совете (два члена из 11), неприемлема. Однако и частники требуют слишком много. Пока что идет торг. Юридический адрес контрагента известен: Днепропетровск, до востребования.