UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украинский «Штокман»: много интриг и — ноль кубометров газа

В этом году Одесское газовое месторождение на шельфе Черного моря должно выдать на-гора первый миллиард кубометров голубого топлива...

Автор: Иван Гонта

В этом году Одесское газовое месторождение на шельфе Черного моря должно выдать на-гора первый миллиард кубометров голубого топлива. Для энергозависимой Украины это весомое подспорье. С учетом нынешних цен на импортный газ получается почти миллиард гривен экономии.

Однако, если почитать новости последних месяцев, становится ясно: освоение последнего открытого крупного месторождения в Украине откладывается в долгий ящик. Кулуарные интриги вокруг того, кто будет партнером единственной государственной компании по работе на шельфе Черного моря — ГАО «Черноморнефтегаз» — при освоении Одесского месторождения, полностью заслонили вопрос непосредственной работы. И это, похоже, мало кого волнует. И руководство добывающих компаний в том числе.

Весь прошлый год Минтоп­энерго и НАК «Нафтогаз України» рапортовали о подписанных с инвесторами меморандумах и соглашениях по изучению и освоению месторождений и нефтегазоносных структур на шельфе Черного моря. Американская Marathon, российский «Газпром», британская CBM oil — названия только тех компаний, которые упоминались официально. Председатель правления ГАО «Черноморнефтегаз» Анатолий Присяжнюк в одном из интервью вообще заявил, что из-за потока инвесторов дверь в его кабинет практически не закрывается. Приход же на шельф Черного моря ЗАО «УкрГаз-Энерго», дочернего предприятия скандально известного «РосУкрЭнерго» (вместо дочерней компании НАКа — «Укргаздобычи»), был преподнесен как попытка срочно спасти ситуацию с освоением стратегически важного Одесского газового месторождения.

Что имеем на выходе? Нас настолько напугали инвесторами с тугими кошельками, что добыча газа на шельфе… сократилась. Может быть, в ожидании роста? А скорее всего, из-за того, что заниматься добычей газа и подписывать меморандумы, разглагольствуя при этом перед объективами телекамер о перспективах Украины как второго Кувейта, — это вещи по сути своей разные.

Пусть и не сразу, но поняли это, наконец, и в секретариате президента Украины. На этой неделе указом главы государства создана специальная комиссия, которая к ближайшему заседанию СНБО должна подать предложения по исправлению ситуации с добычей газа в стране. А она, как зафиксировала статистика, впервые за десять лет упала — с
21 млрд. кубометров в 2006 году до 20,6 млрд. в прошлом.

Сократилась добыча газа и на самом перспективном участке Украины, который должен постепенно прийти на смену истощающимся месторождениям на суше, — на шельфах Черного и Азовского морей. По сравнению с 2006 годом объем извлеченного в прошлом году природного газа из морских кладовых сократился на 2,7% — до 1,241 млрд. кубометров. Если принять во внимание, что из Одесского газового месторождения планируют добывать не менее миллиарда кубометров в год, становится понятной его важность для увеличения всей газодобычи в стране.

Одесское месторождение расположено в северо-западной мелководной части шельфа Черного моря. Среди открытых оно является последним крупным месторождением природного газа в Украине. Его промышленные запасы составляют около 30 млрд. кубометров.

Действующие месторождения на шельфе Черного и Азовского морей сегодня либо истощаются, либо имеют ограниченные запасы. Поэтому введение в эксплуатацию Одесского месторождения должно было и перекрыть падение добычи на других, и нарастить общий объем добычи газа.

В 2006 году началось его практическое освоение. Тогда же был подписан договор о совместной деятельности между ГАО «Черноморнефтегаз» и ДК «Укргаздобыча». По плану, крымская нефтегазодобывающая компания должна была построить нежилую платформу (блок-кондуктор), установить на ней технологическое оборудование, пробурить эксплуатационные скважины и с помощью оборудования по подводному обустройству скважин и газопровода подсоединить их к платформе. Роль ДК «Укргаздобыча» заключалась в строительстве подводного 90-километрового газопровода.

Первый газ с Одесского месторождения «Черноморнефтегаз» планировал получить осенью 2007 года, а в течение года-двух — выйти на ежегодный объем добычи в 1 млрд. кубометров. Значительное увеличение собственной добычи позволило бы крымской нефтегазодобывающей компании полностью обеспечить потребности потребителей Крыма в природном газе и начать поставки голубого топлива на материк.

Однако после смены руководства в Минтопэнерго, НАК «Нафтогаз України» и ГАО «Черноморнефтегаз» во второй половине 2006 года начались события, которые перевели ввод в эксплуатацию Одесского месторождения газа из разряда практически осуществляемого в разряд широко обсуждаемого.

При этом новый глава «Черноморнефтегаза» становится ньюзмейкером не того, как осваивается Одесское месторождение, а того, как плох прежний партнер и хорош новый. Замена ДК «Укргаздобыча» на ЗАО «УкрГаз-Энерго» становится топ-новостью информационных агентств.

Складывается впечатление, что в 2007 году Одесское месторождение газа стало для Украины тем же, что и Штокмановское для России: тасуются партнеры, обсуждаются технологии, подсчитываются суммы вложений, а на-гора выдаются лишь пачки официальной макулатуры. Для наших соседей подобное поведение понятно: освоение одного из крупнейших в мире месторождений — вопрос перспективы. Нынешний уровень добычи и наличие других, более легких для реализации проектов позволяют россиянам уверенно смотреть в будущее уже сегодня. Для Украины освоение Одесского месторождения – возможность повышения энергетической безопасности еще вчера.

О том, что по плану из месторождения в 2007 году должны быть добыты первые 145 млн. кубометров, тоже говорили. Даже указывали: четвертый квартал, только уже не 2007-го, а… 2009 года!

И неудивительно. Если в 2006 году была построена и установлена добывающая платформа, возведена конструкция для подключения к действующему морскому газопроводу «месторождение Голицыно — берег», пробурена одна и начато бурение второй эксплуатационной скважины, то в следующем году ГАО «Черноморнефтегаз» пробурило еще несколько скважин, установило конструкцию к газопроводу — и все!

Как стало известно «ЗН», технологическое оборудование для непосредственной добычи — а для освоения подводных месторождений его производят только за границей — до сих пор не ввезено даже на сухопутную территорию Украины.

Что касается ДК «Укргаз­добыча», то компания не смогла построить газопровод из-за объявленного отсутствия средств, что стало поводом для ее замены на ЗАО «УкрГаз-Энерго». Однако, по информации из Минтопэнерго Украины, «дочка» НАКа закончила 2007 год с прибылью, что вызывает сомнения в формальности причины смены инвестора.

В любом случае, с ДК «Укргаз­добыча» и без нее, с ЗАО «УкрГаз-Энерго», мы имеем в сухом остатке «нетронутое» месторождение. Его, готовое давать стране газ, при возобновлении практических работ теперь можно будет запустить не ранее следующего, 2009 года.

Кто ответит за два года простоя стратегически важного для Украины месторождения и, соответственно, потерянного как минимум миллиарда кубометров украинского газа, который придется заменить импортным? Думаю, это и должна выяснить комиссия, созданная при СНБОУ. Как, впрочем, и то, почему стоимость освоения Одесского месторождения с
550 млн. грн. в 2005 году взлетела до 3—4 млрд. в 2007-м. Неужели и здесь пройдет отговорка: энергоносители подорожали?!

Кстати, в очереди на освоение на шельфе Черного моря после газового Одесского стоит еще не менее привлекательное нефтяное месторождение Субботино. По мнению специалистов, его запасы в 100 млн. тонн позволят Украине на треть увеличить добычу собственной нефти. Тогда все обещания с высоких трибун о начале освоения шельфа Черного моря воплотятся в жизнь и это будет единственным адекватным ответом на все внешнеполитические вызовы: начиная от строительства Россией газопровода «Южный поток» в обход Украины по дну Черного моря и заканчивая достройкой и загрузкой сырьем нефтепровода Одесса—Броды—Гданьск.

Правда, произойдет это в том случае, если не только политики, но и директора производственных компаний от слов перейдут к делам. Потому что, к сожалению, и среди них «петь» под чужую дудку стало дурной привычкой. На все остальное времени просто не остается.