UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украинский миллиард – Сыктывкару!

С каждым днем тают сомнения в действии невиданной по своему размаху схемы контрабандных поставок нефтепродуктов.

Автор: Сергей Куюн

Любопытная история поставок нефтепродуктов с Феодосийского предприятия по обес­печению нефтепродуктами (ФПОНП), о которой ZN.UA писало в начале ноября, продолжает развиваться. Напомним, речь идет о том, что с каждым днем тают сомнения в действии невиданной по своему размаху схемы контрабандных поставок нефтепродуктов. На это, в частности, указывают повышенные объемы вывоза топлива с терминала, которые в два-три раза больше показателей Гостаможслужбы (ГТСУ) по этому региону. Свежие октябрьские данные только усиливают уверенность в этом, так как по железной дороге с Феодосийской нефтебазы ушло бензина в 20 (!) раз больше, чем значится в отчетности таможни. Наихудшие предположения косвенно подтверждают и причастные к процессу госведомства. В свою очередь, новое прикосновение к документам открывает поражающую своей примитивностью картину происходящего.

Для начала коротко изложим содержание «предыдущей серии». С июня 2011 года наблюдается активизация поставок неф­тепро­дук­тов через Феодо­сийскую нефтебазу, находящуюся в управлении Мин­энергоуголь­прома. Предприя­тие принимает топливо с моря и перегружает на железнодорожный транспорт (автоналива у предприя­тия нет). Сопостав­ление данных о таможенном оформлении импортируемых неф­тепродуктов в Феодо­сии за июнь-сентябрь текущего го­да с заходом танкеров под разгрузку в Феодосийском порту показало, что из 162 тыс. тонн поступившего бензина А-95 таможня зафиксировала только 80 тыс. тонн (50%). По дизельному топливу картинка еще ярче: за четыре месяца в Фео­досию по морю приш­ло 151,7 тыс. тонн, а оформлено в режиме импорт (т.е. растаможено) всего 50 тыс. тонн (30%).

Это заставило еще раз исследовать прошлогоднюю статистику, которая показала еще более впечатляющий результат: во втором полугодии 2010 года с государст­венной нефтебазы выехало к пот­ребителям 127 тыс. тонн бензина А-95, тогда как таможня… В общем, не было там импорта по официальным данным.

Необходимо отметить, что приведенные выше сопоставления базируются на собранной по крупицам из разных источников информации, на которой, разумеется, нет мокрых печатей. Но может ли это служить запретом для попытки элементарного поиска причин и следствий?!

Серьезность расхождений в данных заставила нас обратиться в Государственную таможенную службу Украины и Мин­энерго­угольпром с официальными запросами, в которых мы попросили в общем, без указания субъектов предпринимательской деятельности, сообщить объемы оформления импорта, транзита, отгрузок и ос­тат­ков нефтепродуктов в Феодосии в 2010-2011 годах.

Надежды на Закон «О доступе к публичной информации» не оправдались: оба ведомства отказались предоставить хоть какую-то. В Гостаможслужбе отгородились грудой подзаконных актов, первый из которых датирован 1992 годом. Замминистра энергетики и угольной промышленности г-н Макуха написал, что минис­терство обратилось с запросом к ФПОНП. (Имея некоторый опыт работы с Юрием Бойко, могу уверенно сказать, что по запросу его приемной такие данные были бы у него на столе максимум через час).

Правда, некоторые новости от ГТСУ есть. Первый заместитель начальника департамента таможни по борьбе с контрабандой и противодействию коррупции Ярослав Прокопенко, ознакомившись на международной конференции Petroleum Ukraine 2011 с соответст­вующей презентацией феодосийс­ких событий, сообщил, что в ведомстве эту ситуацию изучают, сделаны запросы в ФПОНП и «Укрзалізницю».

Миллиард за бортом

Впрочем, озаботились таможенники как-то своеобразно. Как и в слу­чае с очевидной легкостью предоставления статистических данных, не вызывает сомнений, что если бы руководство ГТСУ реально прониклось необходимос­тью решить проблему, один звонок остановил бы все.

На практике видим следующее. Свое заявление г-н Про­ко­пенко сделал 12 но­ября, а 19 ноября, по данным СМИ, в Фео­до­сийский торговый порт из болгарского Бургаса прибыл танкер Ca­pe Blanc с грузом бензина марки А-95. «В порту заявили, что было выгружено 14,9 тыс. тонн бензина RON 95. В то же время участники рынка на условиях анонимности отмечают, что этот ресурс уже распродан и небольшими партиями вывозится с нефтебазы», - сообщило «Дело», отмечая со ссылкой на участников рынка, что груз снова миновал таможню.

Если у кого-то еще остались сомнения по поводу происходящего в Феодосии, то их способна развеять новая, октябрьская статистика. Так, в октябре ФПОНП отгрузило по железной дороге 41,8 тыс. тонн бензина, тогда как таможня зафиксировала… чуть более 2 тыс. тонн. Таким образом, в поле зрения подчиненных г-на Прокопенко по борьбе с контрабандой попало всего 5% оборота бензина. Лучше «результат» по дизтопливу - 33% (9910 тонн против 46054 тонн, вывезенных с терминала в октябре).

Расчеты показывают, что из-за «невнимательности» таможенников в октябре госбюджет Украины недополучил только в Феодосии около 132,4 млн. грн. акцизного сбора и 92,8 млн. грн. НДС. С учетом того, что за предыдущие рассмотренные периоды 2010-го и 2011 года расчетный размер бюджетных потерь составил около 800 млн. грн., в «фео­досийскую» дыру уже утекло более миллиарда гривен. С другой стороны, кого-то можно поздравить с неплохим по прибыльности прошедшим годом.

Удивительное рядом

Феодосия, Сыктывкар, Гужарат - как вы думаете, что объединяет эти географические названия? Гу­жа­рат - самый западный штат Ин­дии, граничащий с Пакистаном. По­ис­кать во всемирной паутине этот забытый богом уголок, а точнее, рас­положенный в нем НПЗ компании Reliance Industries Ltd заставила соответствующая пометка в графе «про­изводитель» в одном сертификате на дизтопливо. Это ДТ было принято… Феодосийс­кой нефтебазой 2 ноября 2011 года.

Поисти­не значение этого события еще необходимо осознать! Да, были поставки из Греции, Турк­менистана и даже из США, но чтоб из Индии - такого история ук­раинского топливного рынка еще не знала.

Немного омрачает сей отрадный факт невиданной диверсификации поставок энергоносителей в Украину то обстоятельс­тво, что, судя по всему, содержимое танкера MAX SCHULTE - 29,999 тыс. тонн индийского дизтоплива - прошло мимо таможни, как и подавляющие объемы ресурса в Фео­досии. Во всяком случае, октябрьская таможенная статистика его не видит. Посмотрим, может, появится в ноябре. Однако источники на рынке говорят, что это вряд ли, и рекомендуют обратить взор на другого фигуранта сертификата - Торговый дом «Альма­тея» - украинского грузовладельца этого немалого объема дизтоп­лива.

Это действительно заслуживает внимания! Начнем с того, что данный экзотический груз ориентировочной стоимостью 240 млн. грн. оформил упомянутый торговый дом с уставным фондом в 1000 (одну тысячу) грн. Дальше - больше. Едино­личным учредителем и директором ООО «ТД «Альматея» является Алевтина Вале­риевна Безрукова, гражданка России, прописанная в г. Сыктыв­кар, что в Республике Коми (всего день езды на поезде от Москвы). В Украине бизнес г-жи Безруко­вой зарегистрирован в куда более респектабельном месте - в самом центре столицы, в Пе­черс­ком районе, по ул. Кропив­ницкого, что недалеко от Бессарабки.

В доступных базах данных не удалось обнаружить ни финансовую отчетность, ни хотя бы количество сотрудников этого славного предприятия (это по-настоя­щему удивило специалистов информационной сферы, такого они давно не видели).

Не знаем, как там у вас в Сыктывкаре, Алевтина Вале­риев­на, но для классики жанра, называемой украинскими налоговиками не иначе как «фиктарем», не хватает только директора-студента (или вы студентка?).

Безусловно, «диагноз» данной ситуации должны ставить специалисты, мы лишь приводим доступные нам факты.

Не хотелось бы проводить параллели, но по иронии судьбы у печально известной фирмы «Ливе­ла» «уставняк» был аналогичный. А теперь, внимание, вопрос: если ни Анти­монопольный комитет, ни Временная следственная комиссия Верховной Рады не нашли ни «Ливелу», ни ее руководство, ни 3 млрд. грн. налогов, прошедших мимо кассы, то каковы шансы отыскать кого-то в Сык­тыв­каре?

Другая параллель: а будет ли вообще кто-то кого-то искать? По предварительным подсчетам, с июня (кстати, 9 июня 2011 года состоялась перерегистрация данного ООО) через ТД «Альматея» прошло около 180 тыс. тонн бензина и дизтоплива, т.е. фактически вся разница между данными таможни и вывозом нефтепродуктов с Феодосийской нефтебазы по железной дороге.

В августе 2011 года, когда в Пол­таве фирма «Ливела» с тремя стульями и компьютерами начала штамповать таможенные декларации, открыв путь безналоговым нефтепродуктам, ZN.UA первым написало об этом в материале «Бизо­ны против Азарова». Закрыть схему можно было в один момент, но немногочисленные стулья и компьютеры были собраны только в конце ноября 2011 года, причем без видимого силового или правового воздействия. Видимо, чего-то подобного следует ожидать и в Феодосии, только дата взмаха неведомой руки остается открытой.

В отличие от «Ливелы», которая прикрывалась решениями судов и формально, как со знанием дела отметил депутат Зубик, все было по закону, в Феодосии нет даже этого. Главный вопрос, безусловно, к таможне: на каком основании неоформленное в режиме «импорт» топливо начинает реализовываться потребителям в Украине?

Необходимо отметить, что приведенные выше сопоставления базируются на собранной по крупицам из разных источников информации, на которой, разумеется, нет мокрых печатей. Но может ли это служить запретом для попытки элементарного поиска причин и следствий?!

Пожелавшие остаться неназванными источники в Крымской таможне, видать, почуяв неладное, поспешили сообщить крымскому интернет-изданию: мол, за контрабанду приняли транзит. «Ввоз на территорию Украины нефтепродуктов без таможенного оформления невозможен, - сообщили интернет-изданию «Кафа» таможенники. - Возможно, за контрабанду приняли транзит, что является ошибкой. Эксперты сами предполагают, что разногласия в данных могли возникнуть «вследствие транзитного режима». Это же мировая практика. Транзит не проходит процедуру растаможивания, оплачивается только портовый сбор. Например, через Феодосию идет транзит нефтепродуктов Казахстана».

Прекрасно, если бы не одно «но»: практически все грузы с Феодосийской нефтебазы идут по реквизитам резидентов Украины и на нефтебазы по всей стране, включая промышленных потребителей. Какой транзит, господа в зеленой форме?

Кстати, в том же сообщении пресс-служба Крымс­­кой таможни фактически подтвердила правильность приведенных нами данных по оформлению нефтепродуктов в Феодо­сии в июне-сентябре 2011 года. Так, «Кафа» со ссыл­кой на пресс-службу Крымс­кой таможни сообщила, что «количество нефтепродуктов, указанных консалтинговой груп­пой «А-95» и в сводках Феодо­сийс­кого таможенного поста, практически совпадает».

Но данные экспертов и таможенников имеют различие во временных промежутках: таможня утверждает, что эти объемы приняты нефтебазой с января по октябрь 2011 года, а эксперты «А-95» считают, что с июня по сентябрь 2011-го. Абсо­лют­но справедливо (и не наблюдается под­воха), так как, по нашим наблюдениям, за январь-май в Феодосии оформили всего 3 тыс. тонн бензина, тогда как основной поток - импортированных нефтепродуктов - пошел с июня.

Аналогичная ситуация и с дизельным топливом: крымские таможенники говорят об оформлении в режиме «импорт» за десять месяцев 2011 года 88 тыс. тонн нефтепродуктов, тогда как по нашим «ощущениям» - 80 тыс. тонн. Погрешность существует, но это 10%, а не 50 или 70%, как при сопоставлении этих цифр с объемами вывоза топлива с Феодосийской нефтебазы (см. здесь).

Без сомнения, могла бы противостоять непонятным поставкам и сама Феодосийская нефте­база, т.е. Мин­энергоуголь­пром. Фор­маль­но терминал грузит товар сомнительного происхождения, на который, надо понимать, есть некие документы, достаточные для начала отгрузки, и, как видим, сертификаты. Но ведь все же прекрасно понимают, что происходит, сообщают источники в порту и на самом терминале. Почему не ужесточить регламент выпуска нефтепродуктов на внутренний рынок, например, требовать подтверждения уплаты всех налогов и сборов на отгружаемые партии нефтепродуктов?

Конечно, все это слегка наивно, хотя достаточно одного, но очень большого - желания бороться, чтобы защищать внут­реннего производителя от такой «конкуренции», наполнять бюджет и не рассказывать о нехватке денег для чернобыльцев и «афганцев». Зато вместо элементарных шагов по борьбе с контрабандой мы видим в исполнении главы Мин­энерго­угольпрома попытки фактического построения такой же безналоговой схемы, только на законодательной основе - путем снятия НДС на импорт нефти и дальнейшей продажи изготовленных из нее нефтепродуктов.

Не видно особого желания что-то изменить и со стороны полка других государственных ведомств, которые ежедневно рапортуют о поимке под покровом ночи «контрабандистов» с канистрами и бензовозами в луганских степях, но в упор не видят танкеров с железнодорожными составами бензина и дизтоплива.

Кстати, а что это там виднеется на горизонте? Это удаляющийся от берега танкер Osman Bey, ос­та­вивший 29 ноября на Фео­до­сийской нефтебазе 5 тыс. тонн бензина А-95. А кто это ему там машет платочком на берегу? Простите, не признал, Алевтина Валериевна!