UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украинская энергетика: будущее за частным капиталом

Украинская энергетика остается фактически государственной, конкуренции на энергорынке практиче...

Автор: Инна Темирова

Украинская энергетика остается фактически государственной, конкуренции на энергорынке практически нет, а точнее, не может быть, поскольку в конкуренции между частными компаниями и государственными частники уже давно одержали победу нокаутом. Госсобственность в этой отрасли с устаревшими производственными фондами, долговыми обязательствами и отсутствием рентабельности не позволяет экономике динамично развиваться, тормозит развитие целого сектора. Более того, речь идет об основах энергетической безопасности страны, которые, в случае игнорирования проблем энергетиков, могут быть подорваны.

Правительство инициирует продажу акций энергокомпаний

На сегодняшний день 92% тепловых электростанций (ТЭС) страны отработали свой ресурс, и, по данным Кабмина, их модернизация в ближайшие три-четыре года потребует минимум 13 млрд. долл. Со всех трибун звучат заявления о том, что нуждающаяся в серьезных капиталовложениях энергосистема государству не по карману.

Премьер-министр Украины Виктор Янукович однозначно дал понять, что в этой теме «рассчитывать на госбюджет — все равно, что ждать у моря погоды».

В числе других сторонников приватизации — министр угольной промышленности Украины Сергей Тулуб, заявивший, что переход тепловых электростанций в частные руки (по примеру трех перешедших в частную собственность ТЭС — Кураховской, Зуевской и Луганской, управляемых ООО «Востокэнерго») позволит создать прозрачный конкурентный рынок электроэнергии, что положительно скажется и на работе углепрома.

Теоретически Кабмин (верхушка власти) согласен на приватизацию энергокомпаний. В госсобственности собираются оставить только НАЭК «Энергоатом», управляющую атомной энергетикой, и НЭК «Укрэнерго», обслуживающую магистральные линии электропередачи. Все остальные энергоактивы государство планирует продать частным инвесторам. Однако на практике реализация этого намерения дается тяжело. На данный момент есть проект документа, согласно которому на продажу могут быть выставлены миноритарные пакеты 21 энергокомпании, входящих в НАК «Энергетическая компания Украины» (НАК «ЭКУ»). По словам заместителя председателя ФГИУ Дмитрия Парфененко, речь идет о пакетах акций размером 5—25%.

ФГИУ намерен продать в первую очередь миноритарные пакеты акций государства в шести облэнерго, где государство владеет менее 40% акций, и небольшие пакеты акций в остальных компаниях, в которых у государства останется контрольный пакет акций (50—60%).

Однако вице-премьер по вопросам ТЭК Андрей Клюев считает, что государству целесообразнее выставить на продажу контрольные пакеты акций. «Я — сторонник приватизации, но не такой, когда продаются 1,5—2% и от этого только снижается капитализация компании. Миноритарные пакеты будут проданы по невысоким ценам, если вообще будут проданы, и это будет неэффективной приватизацией. Уж если приватизировать энергокомпании, то приватизировать полностью», — считает А.Клюев.

Энергетика до первой волны приватизации
и после нее

Исследуя эффективность приватизации энергообъектов, обратимся к недавней истории. В 1990 году в Украине было произведено 296 млрд. кВт.ч электроэнергии. К концу 90-х этот показатель снизился до 171 млрд. кВт.ч. К началу приватизации в 1997 году производство электроэнергии в стране сократилось на 40%, потери в сетях достигли 20% (рис.1). В результате приватизации значительно увеличились объемы производства электроэнергии, но до уровня 1990 года они пока не дотягивают.

Сравнивая показатели работы государственных и частных энергокомпаний, можно заметить, что в январе—марте 2006 года три теплоэлектростанции, входящие в ООО «Востокэнерго» (генерирующее звено первой и пока единственной частной «Донбасской топливно-энергетической компании» — ДТЭК), увеличили производство электроэнергии до 4856 тыс. МВт.ч, что на 21,4% больше, чем за аналогичный период 2005 года. ТЭС, подчиненные Минтопэнерго, за тот же период улучшили свои показатели всего на 4%.

Другим весомым аргументом в пользу прихода в энергосектор частного капитала можно считать то, что сверхнормативные потери у частных компаний снижены до нуля, а начиная с 2003 года они полностью оплачивают купленную у «Энергорынка» электроэнергию.

Об эффективности вертикально интегрированных структур

Эксперты высказывают мнение, что возобновление приватизации в энергетике приведет к появлению новых вертикально интегрированных компаний — по типу созданной в 2005 году «Донбасской топливно-энергетической компании». Последняя является примером успешного внедрения европейских принципов реформирования энергорынка, и это пока единственная в Украине частная вертикально интегрированная компания (ВИК) в электроэнергетике. Привлекательным этот пример делает то, что ДТЭК объединяет предприятия всего технологического цикла — от добычи и обогащения угля до генерации и поставки электроэнергии. Учитывая серьезные темпы роста и амбициозность компании, со временем она может превратиться в сильного игрока и на европейском энергорынке — приятный факт для Украины, стремящейся к интеграции с европейским сообществом.

Что же делает вертикально интегрированные компании столь эффективными? ВИК отличает умение быстро реагировать на изменения спроса на энергорынке. Например, в первом квартале 2006 года угледобывающие предприятия ДТЭК снизили объемы добычи коксующегося угля на 20% и одновременно увеличили объемы добычи энергетического угля на 10%, тем самым уровняв баланс спроса на энергетический уголь.

Примером эффективности работы ВИК также является низкий уровень зольности добываемого угля — одного из важнейших показателей работы угледобывающих предприятий. К примеру, в ДТЭК этот показатель уменьшается постоянно. В компании это объясняют повышенным вниманием к качеству своей продукции, ведь она идет в основном на собственные энергогенерирующие предприятия. Качество работы которых, в свою очередь, зависит от предыдущего звена.

Если говорить об используемом энергетиками природном газе, то его доля в структуре топлива, потребляемого частным «Востокэнерго», минимальна — в 2005 году она составляла 1,3%. Учитывая проблемы с импортом голубого топлива, его минимальное потребление является существенным вкладом в энергобезопасность страны. Между тем, в госэнергокомпаниях доля потребляемого на электростанциях газа сохраняется на уровне 15—29% (рис. 2, 3).

Вертикально интегрированные компании также могут позволить себе применять передовые технологии, повышающие безопасность поставок электроэнергии, что является одним из главных условий для интеграции с энергорынком Евросоюза. Соответственно, частные компании, подобные ДТЭК, всегда будут в числе первых за право работать на европейском энергорынке.

В общем и целом получается, что вертикальная интеграция позволяет управлять энергетическим бизнесом эффективно и предсказуемо, проводить разумную инвестиционную политику. В структуре ВИК средства распределяются между предприятиями с учетом их потребностей в инвестициях.

«Именно в составе единого холдинга у «Павлоградугля» (объединение десяти шахт западного Донбасса, приватизированное в 2004 году и входящее в ДТЭК. — Авт.) появилась возможность развиваться, реализовывать инвестиционные программы», — констатирует генеральный директор ОАО «Павлоградуголь» Николай Тищенко. Руководство этого предприятия также отмечает, что в случае вступления Украины в ВТО в страну будет открыта дорога углю из Польши и России, и тогда приватизация — единственный путь, который будет способствовать развитию топливно-энергетического комплекса Украины.

Еще один пример частной вертикально интегрированной структуры — созданный в этом году «Метинвестхолдинг», который объединил цепочку предприятий горно-металлургического комплекса. Как отмечают владельцы холдинга, его создали для эффективного управления горно-металлургическим бизнесом и повышения его капитализации.

Правительство признает, что модель построения бизнеса по примеру этих компаний весьма эффективна, прозрачна и, кроме прочего, отвечает европейским стандартам. Применительно к энергорынку такого рода объединение позволит энергетикам снизить цену основного сырья — угля, а угольщикам — иметь гарантированный рынок сбыта.

Глава Минуглепрома Сергей Тулуб, в частности, сообщил, что в ходе реформ на базе шахт и связанных с ними энергообъектов будут созданы вертикально интегрированные компании, после этого их выставят на продажу либо передадут в аренду трудовым коллективам. Министр считает, что, если отдельные шахты годами поставляют уголь на одну и ту же теплоэлектростанцию, то шахты и станции следует объединить. «Мы создадим две такие компании и на примере их продажи покажем преимущества подобного объединения», — заявил он.

Энергетическая стратегия и возможности
ее реализации

«Энергетическая стратегия Украины на период до 2030 года» предусматривает увеличение производства электроэнергии в 2,3 раза, ее экспорта — в 3 раза, снижение энергоемкости ВВП — в 2,6 раза и потребления импортного природного газа — в 5,9 раза. Потребности в инвестициях в электроэнергетику до 2030 года оцениваются в 108 млрд. долл. Кроме того, стратегия предполагает адаптацию законодательства Украины в сфере энергетики к законодательству Европейского Союза, а с 2010 года запланирована совместная работа с Европейской энергосистемой.

Для всех очевидно, что выполнить эту программу без привлечения частных инвестиций невозможно, и положительные прогнозы о будущем украинского энергорынка можно строить только после того, как на этом рынке появятся эффективные собственники, готовые модернизировать активы, грамотно ими управлять и открыто конкурировать. Частный капитал сыграл и продолжает играть в электроэнергетике Украины роль катализатора рыночных процессов, а значит, приближает ее к европейским нормам.

Для того чтобы энергетический комплекс соответствовал стандартам Евросоюза, по мнению главы директората Еврокомиссии по вопросам транспорта и энергетики Франсуа Ламурьо, этот рынок должен быть открытым для конкуренции, что не допускает монопольного диктата, особенно в ценообразовании. Поэтому едва ли не единственным выходом из создавшегося положения может быть реализация уже прозвучавшей из уст министров инициативы — продажа госактивов энергосистемы, которая будет способствововать участию украинских энергокомпаний в евроинтеграционных процессах.

Частные инвесторы во всем мире обеспечивают как самый быстрый оборот денег, так и заинтересованность в обкатке новейших технологий, за которыми будущее. В Америке, например, штаты Техас и Иллинойс соперничают за право владеть первой в мире угольной электростанцией с нулевым уровнем выбросов. В проекте стоимостью 1 млрд. долл. задействован консорциум из десяти энергетических компаний США, Китая и Австралии.

Украине до подобных проектов еще далеко, но необходимо объективно оценивать роль частных капиталовложений в этой сфере экономики. Если отечественный энергорынок откроется инвесторам, это даст ему возможность развиваться. Более того, аналитики не исключают, что в этом случае бизнес поддержит государство в борьбе за энергетическую независимость страны.

Для государства было бы неразумным отказываться от таких перспектив. В то же время продажа госактивов в электроэнергетике может принести в казну сразу 10 млрд. грн. (рис. 4).

Пустит ли власть частный капитал в энергетику или оставит ТЭК с массой нерешенных проблем в госсобственности — сейчас этот вопрос для Украины является одним из приоритетных. Кто и когда поставит в этой проблеме точку, которая будет символизировать окончание старого и начало нового этапа в жизни электроэнергетики Украины?