Украина ожидает от России реакции на предложение продолжить обсуждение 15-летнего соглашения по транзиту нефти, которое было приостановлено в связи с тем, что правительство Украины принимало решение о направлении транспортировки нефти по нефтепроводу Одесса — Броды. Об этом сообщил министр топлива и энергетики Украины Сергей Ермилов в ходе «горячей линии» в редакции газеты «Комсомольская правда в Украине».
По словам С.Ермилова, во время встречи в Москве 5 февраля с министром энергетики РФ Игорем Юсуфовым он проинформировал коллегу о том, что решение относительно использования нефтепровода Одесса — Броды уже принято, и теперь ничто не сдерживает подписание указанного соглашения.
И.Юсуфов, по словам С.Ермилова, пообещал проинформировать о предложении Украины продолжить переговоры по поводу долгосрочного соглашения о транзите нефти премьер-министра РФ Михаила Касьянова.
При этом, как сказал С.Ермилов, Украина рассчитывает на подписание этого документа «на ближайшем саммите».
Министр напомнил, что первоначально 15-летнее соглашение о транзите нефти по территории Украины планировалось подписать в июле 2003 года на саммите глав государств СНГ, однако по предложению М.Касьянова подписание этого документа было отложено до решения судьбы нефтепровода Одесса — Броды.
С.Ермилов также отметил, что Украина и Россия 13 февраля начнут переговоры на уровне экспертов относительно предложения Украины, которое С.Ермилов обнародовал в ходе упомянутого визита в Москву, об увеличении транзита нефти через ее территорию на 20—25 млн. тонн. По его словам, в настоящее время мощности украинской трубопроводной системы используются только на 50%, и предложение увеличить прокачку нашло в России положительный отзыв.
Как уже известно читателям «ЗН», Кабинет министров Украины 4 февраля 2004 года принял решение об использовании нефтепровода Одесса — Броды в прямом направлении. В рамках этого решения правительство создало рабочую группу, которая будет решать с владельцами нефти вопросы совместного использования нефтепровода. При этом правительство поддерживает законопроект о передаче в концессию нефтепровода Одесса — Броды и морского нефтетерминала «Южный» (Одесса).
По данным С.Ермилова, уже в этом году ожидается транспортировка по нефтепроводу 4—5-млн. тонн каспийской нефти.
С.Ермилов на днях заявил, что эксперимент по последовательной транспортировке разных сортов нефти по участку Броды — госграница системы магистральных нефтепроводов «Дружба», мощности которой в настоящее время полностью загружены российской нефтью сорта urals, и далее — по участкам «Дружбы» в Словакии и Чехии на НПЗ «Кралупы», пройдет в феврале текущего года. Эксперимент предусматривает перекачку пробной партии легкой украинской нефти в объеме 20 тыс. тонн компанией ООО «Транс-Юг». Эта компания купила необходимый объем украинской нефти на аукционе в ноябре, однако не оплатила его, поэтому эксперимент был отложен.
А тем временем Министерство транспорта Украины и «Укрзалізниця» объявили о готовности установить льготные тарифы на первые три месяца реализации проекта по транспортировке нефти железнодорожным транспортом от железнодорожной эстакады на линейной производственно-диспетчерской станции (ЛПДС) «Броды» до польского Плоцка (расстояние — 900 км, 132 км — по территории Украины).
Как сообщил министр транспорта Георгий Кирпа журналистам в среду, министерство изучило вопрос транспортировки нефти из Брод до Гданьска железнодорожным транспортом и до конца февраля готово начать ее транспортировку совместно с железнодорожниками Польши.
«Мы предоставим самые льготные тарифы, какие только можно, на первые три месяца запуска системы», — сказал он.
Министр также проинформировал о том, что на встрече с вице-премьером Польши Мареком Полем 10 февраля обсуждались все возможные варианты железнодорожных перевозок из Брод. В частности, это и цистернами польской фирмы «Дэц», которые уже приспособлены под разные колеи, и перестановка вагонных тележек в Мостиской и Ковеле, перелив в Перемышле на польской стороне, в Славкове, где колея украинского стандарта ширины заходит на 400 км от границы. Кроме того, обсуждался вопрос использования новой системы автоматического изменения колеи (в январе 2003 года она опробована на пассажирских поездах маршрута Киев — Краков).
«Все варианты возможны, и их можно запустить одновременно», — сказал Г.Кирпа, подытожив, что объем нефти, который можно перевезти из Брод до Гданьска, не ограничен.
По его словам, с М.Полем достигнута договоренность о создании польско-украинской рабочей группы по отработке вопросов не только технологии, но и тарифов в рамках данного проекта.
Для Украины и Польши, по мнению Г.Кирпы, это не просто новый транзитный путь и альтернативное топливо, но и решение еще одной стратегической проблемы — перебои в работе морских портов в связи с нерегулярным пропуском судов через пролив Босфор.
Министр добавил, что для урегулирования проблем с Босфором сегодня решается вопрос открытия там украинского транспортного представительства.
Как сообщалось, правительство Украины поставило перед Министерством топлива и энергетики, НАК «Нафтогаз України» и компанией «Укртранснафта» задачу запустить в работу нефтепровод Одесса — Броды в течение двух-трех месяцев. В качестве одного из основных способов транспортировки нефти по Одесса — Броды на период достройки нефтепровода до Плоцка рассматривается транспортировка железной дорогой на польские НПЗ.