UA / RU
Поддержать ZN.ua

Троянский конь на пороге Киева

На примере грубого внедрения в Киеве "Комплексной программы повышения энергосбережения и развития жилищно-коммунальной инфраструктуры города Киева на период 2015–2020 гг." можно сделать выводы о том, что правового государства у нас как не было, так и нет, что коррупция откровенно приобретает катастрофические масштабы и формы, законы и нормативно-правовые акты не являются продуктом общественного договора, а все риски переводятся на владельцев жилья.

Автор: Тарас Кинько

3 февраля 2016 г. в Киевской городской государственной администрации состоялся круглый стол под названием "Реформа жилищно-коммунального хозяйства: риск перекладывания ответственности на население". На нем рассматривался вопрос практической реализации "Комплексной программы повышения энергосбережения и развития жилищно-коммунальной инфраструктуры города Киева на период 2015–2020 гг.". Если энергосбережение - дело благое и понятное, то развитие ЖКХ столицы - вещь такая же опасная для киевлян, как и троянский конь для троянцев, и нужно заглянуть к нему внутрь, прежде чем вкатить этого "коня" в Киев руками депутатов на ближайшей сессии Киеврады 25 февраля.

В названии круглого стола совсем не случайно упомянуто о рисках перекладывания ответственности на население. Программа предусматривает предоставление неоправданно больших средств новообразованным частным и коммунальным управляющим компаниям для выполнения ее задач и в нынешних общественно-политических условиях действительно содержит реальную возможность для массового ограбления и доведения до банкротства владельцев жилья в многоквартирных домах частного жилищного фонда.

Опасность для населения в этой программе представляет использование средств компаниями, созданными во исполнение п. 51 Закона "Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме" для управления жилищным фондом. Следует напомнить, что эти компании, доверия к которым в обществе априори нет, местная власть назначает принудительно в случае, если совладельцы многоквартирного дома добровольно не создадут ОСМД (ЖСК) и не возьмут его на баланс без выполнения перед ними обязательств государства по проведению капитального ремонта или выделению на него средств.

В программе речь идет о выделении миллиардов гривен управляющим компаниям, которые сначала, как можно понять, будут тратить их по собственному усмотрению для содержания частного жилищного фонда, а потом будут взимать эти средства с владельцев квартир даже без оформления с ними гражданско-правовых договоров обслуживания, действуя по мошенническому по своей сути "договору присоединения". Этими "договорами", в которых представлена только одна сторона - сама управляющая компания, и согласных, и несогласных с ними такие управляющие компании будут загонять к себе в долговую кабалу. Следует только хотя бы раз по ошибке или незнанию оплатить их счет, чтобы юридически признать такой "договор присоединения" и стать его стороной. Впрочем, его пытаются автоматически распространить и на тех, кто такой юридической ошибки не допускает. При этом сознательно игнорируется даже норма гражданского права, согласно которой услуги, предоставленные в одностороннем порядке, создают обязательство лишь для стороны, которая их предоставляет, но не для стороны, которой они предоставлены, не говоря уже о соблюдении свободы договора и фундаментальных прав владельцев содержать свою частную собственность по собственному усмотрению.

Экспертная среда предостерегает инициаторов этой крайне опасной для киевлян программы от ее практического воплощения и считает, что так счастливо найденные сотни миллиардов гривен должны быть переданы в Киеве на выполнение обязательств государства перед владельцами частных и приватизированных многоквартирных домов с персональным распределением этих средств между всеми участниками процесса приватизации. После этого приватизацию можно будет считать проведенной в этой части без вопиющих нарушений со стороны государства. Более того, часть этих средств следовало бы выделить тем киевлянам, которым не дали возможности реализовать свое право на бесплатную приватизацию государственного жилищного фонда только потому, что они уже обеспечили себя жильем за собственные сбережения. Этих жителей столицы просто грубо дискриминировали, потому что их не допустили к приватизации не только государственного жилищного фонда, но и объектов государственной и коммунальной собственности на их "жилищные чеки", которые остаются непогашенными до сих пор. Не допускали чиновники, которые сами делили все имущество с учетом личных интересов.

Стоило бы спросить у авторов этой программы, почему нет средств на выполнение обязательств государства перед теми, кто приватизировал государственный жилищный фонд в невосстановленном виде, но они легко находятся для специально созданных под раздачу денег управляющих компаний.

Такой парадокс можно объяснить только версией о скрытой мощной коррупционной составляющей указанной инициативы. Потому что частные управляющие компании, получающие право тратить огромные суммы без ведома и без согласия владельцев квартир и совладельцев домов, могут сначала по коррупционным схемам их вымыть, а потом еще и взыскать с владельцев под видом стремительно созданной задолженности.

В этом убеждает хронология предыдущих нарушений прав совладельцев жилищного фонда столицы. Сначала совладельцам жилищного фонда отказали в выделении гарантированных государством средств на проведение капитальных ремонтов. Потом рейдеры при содействии лиц, уполномоченных выполнять функции государства и самоуправления, незаконно завладели вспомогательными помещениями столичного жилищного фонда, хотя те как именно вспомогательные помещения не являются самостоятельными объектами гражданско-правовых отношений. (При этом рейдеры выплатили чиновникам немалую коррупционную составляющую.) Потом Законом "Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме" законодатели фактически узаконили кражу, уравняв рейдеров вспомогательных помещений в правах с законными совладельцами многоквартирных домов и предоставив им преимущества при голосовании по вопросам управления совместным имуществом краденными метрами вопреки норме Гражданского кодекса Украины, которым установлено равноправие совладельцев при осуществлении права собственности независимо от размера принадлежащих им долей.

А теперь на владельцев жилищного фонда планируется еще и нашествие управляющих компаний, которые получили беспрецедентное по своей уголовной сути право получать огромные средства, по своему усмотрению распоряжаться ими, а потом доводить до банкротства совладельцев многоквартирных домов, отнимая у них за искусственно созданную задолженность недвижимую собственность, что имеет признаки грандиозного рейдерства.

В нынешнем виде такую программу без широкой общественной дискуссии, без экспертной проверки на соответствие Конституции и законам Украины, без проверки на наличие коррупционной составляющей и без учета конституционных прав владельцев частного жилищного фонда - многоквартирных домов принимать голосованием недопустимо.

Следует своевременно уберечь киевлян от нового бедствия, которое чиновники КГГА планируют принести, внедрив нововведение без общественного на то согласия.

За новообразованными вместо ЖЭКов управляющими компаниями по обслуживанию жилищного фонда столицы стоят лица, которые раньше занимали должности в коммунальных предприятиях, центральных и местных органах государственной и законодательной власти и, потеряв доверие общества, пытаются продолжить свое экономическое благоденствие, а также эксплуатацию членов территориальной громады в новой форме.

Хронология ускоренного продвижения программы крайне настораживает.

3 февраля 2016 г. в КГГА состоялся круглый стол.

8 февраля продолжилось продавливание этой программы на заседании постоянной комиссии Киеврады по вопросам жилищно-коммунального хозяйства с намерением срочно вынести ее на голосование на ближайшей сессии Киеврады.

15 февраля постоянная комиссия Киеврады по вопросам жилищно-коммунального хозяйства продолжила рассмотрение крайне опасной для рядовых киевлян программы и… согласовала ее проект.

16 февраля - рассмотрение на бюджетной комиссии Киеврады.

А 25 февраля с.г. планируется утвердить на пленарном заседании сессии Киеврады.

Подобная технология принятия решений исключает возможность общественного анализа и обсуждения программы.

У КГГА нет правовых оснований выносить эту программу на голосование на ближайшей сессии Киеврады без ее предварительного тщательного изучения и оценки, без проведения общественной экспертизы, без широкой общественной дискуссии, без заключения юридического управления КГГА о соответствии этой программы требованиям Конституции и законов Украины, без заключения департамента внутреннего финансового контроля и аудита КГГА, без рассмотрения в комитете по вопросам бюджета Общественного совета при КГГА и ряда других профильных комиссий. А также без заключения правовой экспертизы этой крайне опасной, на наш взгляд, программы на наличие в ней коррупционной составляющей.

Если органы надзора за соблюдением законности, правозащитные институты и общественные организации, а также сами киевляне это предостережение проигнорируют, то в Киеве уже в который раз повторится "эффект Кассандры". Она предостерегала троянцев не пускать троянского коня за городские стены, но троянцы ее не послушались. Что с ними было дальше, известно…

На примере грубого внедрения в Киеве "Комплексной программы повышения энергосбережения и развития жилищно-коммунальной инфраструктуры города Киева на период 2015–2020 гг." можно сделать выводы о том, что правового государства у нас как не было, так и нет, что коррупция откровенно приобретает катастрофические масштабы и формы, законы и нормативно-правовые акты не являются продуктом общественного договора, а все риски переводятся на владельцев жилья.

До каких пор?!

Об авторе:

Тарас КИНЬКО, член НСЖУ, председатель комиссии Общественного совета при ГУМВС Украины в городе Киеве по вопросам мониторинга борьбы с экономической преступностью, защиты собственности и культурного наследия от преступных посягательств