Почему грандиозные планы "Газпрома" взять если не под абсолютный монопольный, то под максимально возможный контроль все существующие и создаваемые транзитные маршруты поставки энергоресурсов, прежде всего природного газа в Европу, считают дальновидной перспективой, а попытки Украины диверсифицировать маршруты и источники получения того же газа - утопией и "какими-то мошенническими схемами"? Предлагаю особо рьяным "доброжелателям" украинских планов не ерничать, а спокойно относиться к тому, что каждая страна и ее нефтегазовые компании имеют право выбирать свою стратегию развития. В зависимости от того, чего они пытаются достичь и чего добиваются.
ZN.UA рассказывает о наметившихся тенденциях на европейском и мировом энергорынках и описывает связанные с этим шаги по их реализации не только основного экспортера - российского "Газпрома", но и других участников рынка, прежде всего украинских компаний, что вполне логично. А кто из сторон, в частности, если говорить об Украине и РФ, окажется более дальновидным и последовательным в достижении своих целей в краткосрочной и долгосрочной перспективах, - рассудит время.
Будь я гражданкой РФ, возможно, я бы даже гордилась газотранзитно-монопольной тактикой и стратегией "Газпрома". Возможно. Если бы жила в российских реалиях и на клеточном уровне прониклась великодержавной российской пропагандой… И даже будучи гражданкой Украины, признаю масштабность мысли российских газополитических стратегов и идеологов "Газпрома" и их изобретательность. Но это не значит, что я должна или тем более обязана соглашаться (и восхищаться) с избранной агрессивной тактикой "Газпрома" и Кремля в отношении Украины, а тем более с неуважительными высказываниями в наш адрес. Это касается не только российских чиновников и политиков. Это относится ко всем. Если есть в чем конкретно упрекнуть кого-то в Украине, аргументируйте. И не надо обобщать - как гласит, к слову, русская поговорка, "в семье не без урода". Причем не только в украинской семье (в данном случае речь не о той или не только о той Семье, которую пишут с большой буквы…), но и в российской, как и во всех других. Не нужно сводить все к примитивному уровню "сам дурак". Ханжей прошу, как говорится, "заткните уши поскорей". Мы продолжим цивилизованный разговор о том, кто к чему и как стремится на рынке газа.
Россия и "Газпром" : "Как нам "обойти" Украину? Бестранзитный вариант!"
В предыдущих номерах ZN.UA подробно рассказывалось о том, чего стремится достичь "Газпром" на газовом рынке Европы, включая Украину. В телеграфном стиле долгосрочные и краткосрочные задачи и цели следующие. Долгосрочные: добиться и закрепить за собой статус сверхдержавы, монопольного поставщика, транзитера и продавца энергоносителей на энергорынке ЕС; добиться контроля над основными партнерами в Таможенном союзе, включая вхождение в него Украины, создав таким образом региональный политико-экономический противовес ЕС и Энергосообществу.
Краткосрочные в отношении Украины: если Украина не сдает "Газпрому" свою ГТС через двусторонний консорциум (СП, аренду, лизинг или другие формы "прихватизации"), то попытаться ее "обойти газопроводами". Через "Северный поток" по дну Балтийского моря в Германию. Реализуя проект "Южный поток" совместно с европейскими странами. Через "Голубой поток" по дну Черного моря в Турцию Через Беларусь ("Белтрансгаз", оператор ГТС, практически принадлежит "Газпрому") в Польшу и далее в зону ЕС. Как выразился глава "Газпрома" Алексей Миллер, "фактически это бестранзитный вариант".
Сдавать свою ГТС украинские власти пока не решаются, видимо, из чувства самосохранения, весьма неуклюже пытаясь лавировать между ЕС, Европейским Энергосообществом и Таможенным союзом (см. ZN.UA №11 от 23 марта 2013 г., "Детали", скрывающие дьявола"). Тем более что ультиматум "Газпрома" - "все или ничего" сделал невозможным быструю сдачу ГТС. Сначала придется выйти из Энергетического сообщества (ЭС), что нынешняя пророссийская власть Украины делать пока побаивается (надолго ли их "боязни" хватит? Еще лет на двадцать?). Хотя "газовый" вице-премьер Юрий Бойко как куратор российского энергонаправления и продолжает переговоры с "Газпромом". Идет ли речь о пересмотре принципиальных положений долгосрочных (до 2019 г.) контрактов от 19 января 2009 г., а не о способах сдачи ГТС? И надеется ли Бойко, что свет в конце многолетнего переговорного туннеля забрезжит уже в ближайшем будущем? Пока киевский суд еще не привлек к ответственности Кабмин за бездеятельность по расторжению как минимум одного контракта с "Газпромом" - на поставку газа в Украину…
Заседание суда по иску к Кабмину назначено на 12 апреля. А 5 апреля появилась информация о прекращении переговоров по созданию газотранспортного консорциума с "Газпромом" на базе украинской ГТС. По инициативе российской стороны…
"Газпром"-"Белтрансгаз": абсолютное поглощение
Тактика российской стороны известна: "кто не с нами, тот против нас". Она проверена на Беларуси. В ходу тогда тоже был информационный прессинг. Еще в ноябре 2012 г. глава "Газпрома" А.Миллер сообщил, что российская госкомпания планирует вложить в увеличение транзита газа через Беларусь около 2 млрд долл. Обещал увеличение объема транзита на 30%. Начать работу над этим компания намеревалась в 2013 г. Миллер рассказал, что даст поручения разработать ТЭО наращивания объемов транзита. Он полагал, что целесообразно начать с реконструкции компрессорных станций и линейной части газопровода…
В результате тактической жесткой обработки А.Лукашенко и Беларуси В.Путин ратифицировал соглашение с Беларусью об условиях купли-продажи акций и дальнейшей деятельности "Белтрансгаза", включая модернизацию, реконструкцию и развитие ГТС "Белтрансгаза", а также о транзите газа через Беларусь. Совет Федерации ратифицировал данное соглашение 26 декабря 2012-го, Госдума одобрила 21 декабря.
А 31 декабря 2012 г. РФ ратифицировала соглашение о поставках газа в Беларусь, в котором определяется формула цены газа для Беларуси. Цена привязана к цене газа для потребителей Ямало-Ненецкого автономного округа. Соглашение определяет порядок расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по газопроводам "Белтрансгаза" для внутреннего потребления и за пределы Беларуси.
С учетом этих обстоятельств поручение Путина главе "Газпрома" Миллеру вроде и не выглядит, как ответная реакция на попытки Украины диверсифицировать источники и маршруты реверсных газопоставок. Это все вкладывается в логику поведения российской стороны.
Как только Украина начала в ноябре 2012 г. получать газ в реверсном направлении через Польшу, глава российской газовой монополии заявил, что, мол, Украина не потянет спотовые цены, которые нестабильны и выше цен газа по долгосрочным контрактам с "Газпромом".
Начало реверсных поставок газа из Европы в Украину еще и через Венгрию, Миллеру напомнило "какие-то мошеннические схемы. С ними просто-напросто надо разбираться" (см. ZN.UA №12 от 30 марта 2013 г., "Диверсификация реверса как способ для Украины стать полноценным участником газового рынка Европы").
"Что касается вопроса реверсных поставок газа с территории Европейского Союза на Украину. Мы хорошо знаем об этих планах, но у нас есть подозрение, что никаких реверсных поставок нет. Вообще-то, де-факто физически газа не предполагается, предполагается использовать "газпромовский" газ в некий виртуальный реверс, - сказал он. - То есть "газпромовский" газ заходит в Европу и тут же поворачивается на Украину. Он не просто так закачивается: на границе делается закольцовка, и на газоизмерительной станции показывается, якобы определенные объемы "газпромовского" газа в реверсном режиме поставляются в Европу, а соответственно, на европейский рынок".
В принципе, Миллер не далек от истины в технологии схемы. Если не считать существенных деталей - перехода права собственности на газ, но об этом чуть ниже. Но почему это "мошеннические схемы"? Только потому, что в них не участвует "Газпром" в той мере, в какой ему бы хотелось?
Похоже, реверсные намерения Украины и первые хоть и скромные, но зато практические результаты не на шутку разозлили В.Путина и, соответственно, А. Миллера. Уже 3 апреля президент РФ поручил "Газпрому" вернуться к проработке проекта газопровода Ямал-Европа-2 для поставок в Польшу, Словакию и Венгрию. "Мы в связи с "Северным потоком" и "Южным потоком" фактически отказались от проекта Ямал-Европа-2. По "Южному потоку" мы уже практически начали работы, и я просил бы вернуться к проекту Ямал-Европа-2", - заявил Путин.
После двух газовых войн с Украиной (в 2006-м и 2009-м) Россия активно строит газопроводы в обход "непредсказуемого" транзитера. Хотя и без "украинского" подтекста стратегия "Газпрома" направлена на монополизацию транзита. Обсуждались два альтернативных проекта: "Северный поток" по дну Балтийского моря и вторая нитка Ямал-Европа через территорию Беларуси. Ямал-Европа-2 оценивался в 2,5 млрд долл., а "Северный поток" - в 6 млрд. Но в итоге решено было остановиться на втором варианте, чтобы не зависеть от транзитных стран. В ноябре 2011 г. была запущена первая ветка "Северного потока" мощностью 27 млрд кубометров, спустя год мощность удвоилась, а стоимость проекта достигла 7,4 млрд долл. Тогда же было объявлено о планах строительства еще двух веток (в том числе в Великобританию). В конце прошлого года также началось строительство "Южного потока" по дну Черного моря. Его общая пропускная способность к концу 2017 г. должна составить 63 млрд кубометров.
"Северный поток" построен строго по графику, а "Южный поток" начали строить, и нет никаких сомнений в том, что в декабре 2015 г. первая нитка будет завершена и газ пойдет в Европейский Союз", - отрапортовал Миллер. Он признал, что "остаются вопросы надежности и стабильности поставок" для Центральной и Восточной Европы - Польши, Словакии и Венгрии, поэтому сейчас действительно прорабатываются варианты строительства газопровода по территории Беларуси (Ямал-Европа-2). Сейчас транзит через Беларусь по Ямал-Европа-1 (33 млрд кубометров) "самый экономически эффективный", утверждает он.
По словам Миллера, "Газпром" уже провел переговоры с Польшей, Венгрией и Словакией и готов приступить к разработке ТЭО Ямал-Европа-2. Проект мог бы быть введен в строй после того, как будут закончены работы по "Южному потоку", - в 2018–2019 гг., сказал он. А прокачиваться по нему будет 15 млрд кубометров, исходя из "анализа рынка". "Это будет 100процентная надежность. Если говорить о поставках газа в Польшу, то это будут поставки из своей газпромовской трубы (в 2011 г. "Газпром" докупил 50% "Белтрансгаза" за 2,5 млрд долл., увеличив долю до 100%) на границу, фактически это бестранзитный вариант", - заключил Миллер.
И в самом деле, куда уж проще, учитывая имеющуюся у "Газпрома" в собственности инфраструктуру по этому маршруту (около 2000 км). Уже сегодня газотранспортные мощности "Газпрома" позволяют ежегодно прокачивать 255 млрд кубометров при экспорте 138 млрд (законтрактовано 158 млрд кубометров в год). После строительства "Южного потока", двух новых веток "Северного потока" и Ямал-Европа-2 они увеличатся примерно до 387 млрд кубометров. Строительство Ямал-Европа-2 планируется как альтернатива дополнительным мощностям "Северного потока" и "Южного потока". Это похоже на очередной рычаг давления на Украину.
Примечательно, что и направление (через Польшу, Венгрию, Словакию), и годовой объем потенциальных газопоставок по "новому" маршруту Ямал-Европа-2 практически полностью совпадают с маршрутом и объемом, который Украина со временем надеется получать, но в реверсном направлении.
Да и заявленные сроки строительства, по удивительному стечению, совпадают с окончанием сроков действия закупочного и транзитного контрактов между "Нафтогазом Украины" и "Газпромом" - 2019 год.
РФ-ЕС: стремясь к общеевропейскому пространству
Дожимая и одновременно удерживая в своей орбите Украину, ее рынок в целом и энергетический в частности, РФ таким образом оказывает давление на ЕС и ЕК с тем, чтобы они смягчили жесткие требования энергопакетов (европейских правил игры на едином энергетическом рынке Европы и Евразии) по отношению к своим энергокомпаниям, в частности к концерну "Газпром": увеличили долю его газа в энергобалансах стран - членов ЕС, увеличили российскую квоту в экспортных газопроводах и т.д.
И это при том, что 22 марта в Москве координаторы энергетического диалога между ЕС и РФ еврокомиссар по вопросам энергетики Гюнтер Г.Эттингер и министр энергетики РФ Александр Новак подписали "Дорожную карту энергетического сотрудничества между ЕС и РФ до 2050 года". Согласно этому документу, к 2050 г. ЕС и РФ "должны стать частью совместного энергетического рынка, охватывающего территорию всего субконтинента". Такой рынок потребует сближения правил и стандартов в энергосфере.
Стратегической целью является создание Общеевропейского энергетического пространства, предусматривающего "интегрированную сетевую инфраструктуру, что обеспечит открытость, прозрачность, эффективность и конкурентоспособность рынков", а также будет гарантировать энергобезопасность.
Это существенно, так как РФ является наибольшим экспортером энергоресурсов в ЕС, поставляя 36% от общего количества газа, импортируемого странами ЕС, и 31% от общего импорта нефти.
РФ-Польша: 13 лет спустя…
30 марта 2001 г. в "Зеркале недели" была опубликована статья "Дан приказ ему - на Запад, ей - в другую сторону…" "Он" - международный консорциум, "она" - скорее всего, Украина", в которой тоже шла речь о планах "Газпрома" по строительству газопровода через территорию Польши. Тогда "Газпром" надоумил проектных союзников из международного консорциума и Польшу изучить три маршрута обходящего Украину газопровода. Тот консорциум по осуществлению проекта строительства межмагистральной газовой перемычки в обход Украины (создание которого в 2000 г. инициировал "Газпром") и "Польская нефтегазовая компания" согласовали письмо о намерениях с целью изучить возможные маршруты газопровода и подготовить ТЭО проекта.
Международный консорциум в составе ОАО "Газпром", французской Gaz de France, итальянской Snam, немецких Ruhrgas и Wintershall был создан в октябре 2000 г. Его участники подписали меморандум о взаимопонимании с целью создания консорциума по разработке и осуществлению проекта строительства (так называли его в 2001 г.) межмагистральной перемычки от Бреста до Великих Капушан.
Тогда стороны определили три возможных маршрута, по которым начнется оценка проекта.
Первый маршрут - Брест (Беларусь) - Великие Капушаны (недалеко от границы Словакии с Украиной) - мог пройти восточнее польского Люблина и, в общем-то, считался самым коротким, а следовательно, наиболее экономически рациональным. Но против него выступала польская сторона. Причина несогласия поляков вполне понятна: при таком варианте маршрут газопровода должен был пройти по территориям национальных парков и заповедников.
Второй вариант маршрута мог пройти западнее Люблина вдоль существующей на территории Польши системы газопроводов. Авторы этого варианта маршрута, в свою очередь, подразделили его на два подварианта. Первый из них предполагал строительство газопровода Брест-Ясло (Польша) -Чисна (Словакия) - Великие Капушаны; второй - Брест-Ясло-Новы Сач (Польша) - Великие Капушаны (на границе с Украиной).
Третий вариант маршрута - Брест-Краков (Польша) - Чадца (Словакия) - предполагал строительство нового газопровода вдоль существующей системы к границе Чехии и Словакии.
Именно последний вариант маршрута поддерживали поляки. Впрочем, как показало время, это еще ничего не значило, потому что другие участники консорциума такой вариант обходного газопровода не намерены были финансировать.
Предварительное ТЭО всех трех вышеперечисленных маршрутов должны были подготовить к середине апреля 2001 г. и затем принять решение об одном - экономически эффективном и технически возможном - маршруте будущего газопровода.
В 2001 г. не случилось. Но кто сказал, что те планы канули в небытие? Очень похоже, что теперь "Газпром" заявил об очередной попытке, так сказать, в пику Украине. И один из вариантов очень уж похож на "свежепредлагаемый".
И что бы вы думали? Поляки очень удивились.
Министр государственного казначейства Польши Миколай Будзановский напомнил, что на строительство этого газопровода должны сначала дать свое согласие польские власти. "Необходимо четко заявить, что единственным предприятием, которое может строить магистральные газопроводы в Польше, является госкомпания Gaz-System. Это суверенное решение польского кабинета (строить вторую нитку ямальского газопровода)... Это не решение "Газпрома" или какого-то другого правительства", - заявил Будзановский, курирующий в польском кабинете вопросы энергетики.
Он также напомнил, что с 2004 г. Польша входит в состав ЕС, поэтому такие решения должны приниматься совместно с Брюсселем.
Вторым открытым вопросом является проблема обоснованности увеличения импорта российского газа в ЕС. "Если мы посмотрим на 2011–2012 гг., то увидим спад импорта российского газа в страны ЕС на 10 млрд кубометров. Так что это также сомнительно с экономической точки зрения", - подчеркнул министр.
Очевидно, польская власть не желает участвовать в газовых спорах между Украиной и РФ. Однако она заинтересована в строительстве второй ветки - газопровада Ямал-Европа-2, о чем и заявил польский вице-премьер, министр экономики Януш Пехочинский в эфире "Польского радио". Он намеревался обсудить озвученные планы "Газпрома" с Миллером 4–5 апреля на саммите Балтийских государств и 5–6 апреля в Санкт-Петербурге.
Очевидно, переговоры удались: председатель правления ОАО "Газпром" Алексей Миллер и генеральный директор АО "ЕвРоПол ГАЗ" Мирослав Добрут в Санкт-Петербурге подписали меморандум о взаимопонимании. Документ предусматривает реализацию проекта Ямал-Европа-2 через территорию Польши в направлении Словакии и Венгрии мощностью не менее 15 млрд кубометров газа в год.
Скорее всего, эта путинско-"газпромовская" инициатива не останется без внимания министров энергетики стран Энергосообщества, которые соберутся на очередное заседание в Вене 9–10 апреля.
Украина - "Газпрому": обойдемся без инсинуаций
Краткосрочные и долгосрочные цели Украины не секретны, как, впрочем, пока и малодостижимы: энергетическая независимость, интеграция в ЕС, равноправное партнерство в рамках ЕС, ЭК и со всеми торгово-экономическими партнерами, включая РФ. Последнюю такая перспектива Украины не устраивает, о чем свидетельствуют вышеприведенные заявления Путина, Миллера и др.
Но это не значит, что украинская сторона должна смириться и отказаться от своих газореверсных планов. Министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий ответил на заявление Миллера в тот же день. Он считает беспричинным беспокойство "Газпрома", глава которого окрестил поставки газа по реверсной схеме из Европы в Украину "мошенническими".
"Наши коллеги хотят разобраться. Они направили определенный запрос, и мы им ответили, не вижу причин для обеспокоенности, - сказал Ставицкий и добавил: - Мы выполняем все условия по транзиту, к нам нет никаких замечаний".
Вместе с тем министр подчеркнул: "Я не хочу комментировать заявление наших коллег по поводу разного рода инсинуаций о законности. В моем понимании, когда вы приходите в магазин и покупаете продукты питания, то, наверное, тот, кто вам их продал, не должен интересоваться, с кем вы будете их кушать".
Действительно, стоит ли комментировать? А то в результате следующего визита в Москву глава Минэнергоугольпрома рискует "привезти" намного больше, чем 7 млрд долл. "газпромовских" претензий… Ведь заявил же он о планах в 2013 г. импортировать по реверсной схеме из Европы 5 млрд кубометров газа и сократить его закупку в РФ до 20 млрд.
Технология реверса
Глава "Газпрома" А.Миллер, безусловно, не может не знать о ней. Как и о том, где, кем и как ведется учет экспортного российского газа на приграничных газоизмерительных станциях (ГИС) Украины. Процедура четко прописана в Техническом соглашении, подписанном между "Газпромом" и "Нафтогазом" 6 апреля 2009 г. В нем четко описана процедура учета газа и перечислены ГИС с указанием необходимых технических режимов (см. табл.).
В приложении к Техническому соглашению также определены условия работы постоянных представителей "Газпрома" и "Нафтогаза" на приграничных ГИС. Эти представители, как прописано в документах, регулярно подписывают соответствующие акты о том, сколько, когда и в каком направлении через ГИС поставлено газа.
Измерение количества и качества газа, поступающего в ГТС Украины, производится на 11 приграничных ГИС и трех на территориях Беларуси и Молдовы. Количество и качество газа, экспортируемого в Европу, измеряется на восьми приграничных ГИС и в 22 пунктах замера в принимающих газ странах.
Нюанс в том, что после пересечения ГИС право собственно на газ переходит от "Газпрома" к получателю газа. И если он тут же отправляет уже свой газ в реверсном направлении по другому (параллельному) газопроводу обратно в Украину, то этот газ юридически уже не принадлежит отправителю - "Газпрому".
Измерение количества и качества реверсного газа, поступающего в ГТС Украины, определяется на газоизмерительных станциях Венгрии (Берегдароц) и Польши (Германовичи). Эти ГИС расположены на газопроводах, работающих с другим рабочим давлением, чем украинская ГТС, хотя газомагистрали и соединены. Таким образом, экспортный и реверсный газопотоки пока не пересекаются, поэтому все обвинения и подозрения беспочвенны.
Так, если вкратце, выглядит реверсная схема (один из вариантов). И она никак не мошенническая. Иначе г-ну Миллеру нужно в мошенничестве подозревать прежде всего представителей "Газпрома", подписывающих акты "о пересечении границы" газом.