UA / RU
Поддержать ZN.ua

Теплогазовая петля

Недавно министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик существенное подорожание газа (кроме льготной цены для религиозных организаций) вложил в золотую обертку, объяснив действия правительства необходимостью устранить все схемы и махинации с разницей в ценах для разных категорий потребителей, и призвал развивать собственную добычу газа. Эти благородные намерения содержат немало рисков и вызывают сомнения.

Автор: Петр Ландяк

Новое правительство начало деятельность с так называемого упорядочивания оплаты стоимости природного газа, установив с 1 мая 2016 г. единую его цену для населения, предприятий коммунальной теплоэнергетики для потребностей населения и минимальную цену для промышленности на уровне 6879 грн за тысячу кубометров. Недавно министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик существенное подорожание газа (кроме льготной цены для религиозных организаций) вложил в золотую обертку, объяснив действия правительства необходимостью устранить все схемы и махинации с разницей в ценах для разных категорий потребителей, и призвал развивать собственную добычу газа. Эти благородные намерения содержат немало рисков и вызывают сомнения.

С конца ноября 2015 г. Украина не закупает российский газ для собственных потребностей. Только транспортирует по территории нашей страны газ, транзит которого в европейские страны своевременно оплачен. Для потребностей населения и коммунальной теплоэнергетики она использует газ собственной добычи и - частично! - газ, импортированный из Польши, Словакии и Венгрии.

По информации первого заместителя министра экономического развития и торговли Юлии Ковалив, на сегодняшний день Украина импортирует газ из стран Европы по цене 257 долл. за тысячу кубометров, которая включает цену голубого топлива на немецком хабе в размере 146 долл. С доставкой к украинской границе стоимость газа возрастает до 185 долл. Прибавьте сюда тариф на распределение природного газа и НДС - и получится 257 долл.

А себестоимость газа собственной добычи составляет 50–70 долл. Следовательно, стоимость смешанного - импортированного и украинского - газа получается 154–164 долл., а в пересчете на гривни - 3850–4100 грн за тысячу кубометров, но вовсе не 6879, как определило правительство.

Повышая цену газа и в очередной раз залезая в карманы граждан, чиновники самого высокого ранга не забывают позаботиться об интересах олигархических групп, которые владеют газоснабжающими предприятиями, являются "смотрящими" над добычей газа и т.п. Ведь большая часть из 40,3 млрд грн, предусмотренных в государственном бюджете-2016 на финансирование субсидий, будет прямо или опосредованно выплачена олигархам.

За так называемым выравниванием стоимости газа для различных категорий потребителей (конечно, в направлении подорожания) торчат уши хорошо продуманных коррупционных схем. А когда эти схемы приобрели размах, вошли в плоть и кровь чиновников, то их трудно остановить. Неудивительно, что с октября 2016-го и с апреля 2017-го ожидаются две очередные волны подорожания газа. Легко догадаться, кто будет зарабатывать миллионы на населении, в том числе на социально уязвимых категориях граждан.

В себестоимости тепловой энергии, как известно, свыше 70% приходится на его величество газ. Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), 9 июня почти в два раза повысила средневзвешенный тариф на тепло для населения. С 1 июля этот тариф увеличится с ныне действующих 534 грн до 1043 грн за 1 Гкал.

Регулятор мотивирует это решение существенным подорожанием газа, используемого при производстве тепла для населения, и частично ростом тарифа на электроэнергию и зарплат. Чиновники НКРЭКУ убеждают: если раньше на топливо приходилось 75% стоимости тепла (400 грн), то с 1 июля - уже 84% (874 грн)!

Для КП "Тернопольгортеплокоммунэнерго" стоимость отопления и горячей воды для населения вырастает более чем в два раза. Закономерно, что Тернопольский горисполком вскоре на этот самый коэффициент повысит тарифы на отопление и горячую воду из расчета на квадратный метр отапливаемой площади. Несомненно, повысить тарифы на тепло соответствующие органы не забывают.

А вот с проведением КП "Тернопольгортеплокоммунэнерго" перерасчетов стоимости услуг централизованного отопления в отопительном сезоне 2015–2016 гг. получилась досадная трагикомедия. Тернополь - один из аутсайдеров среди областных центров Украины по количеству подомовых средств учета тепловой энергии. Счетчиками тепла оснащены менее 2% многоквартирных жилых домов. А постановление Кабинета министров от 30 октября 2015 г. №1037 обязывает в случае отсутствия подомовых счетчиков тепла проводить перерасчет стоимости отопления методом сравнения фактической среднесуточной температуры внешнего воздуха с расчетной температурой (-0,5ºС) на протяжении всего отопительного периода, которая учтена при утверждении действующего тарифа на отопление квадратного метра жилой площади. Постановление вступило в действие только 19 декабря, хотя правительство его приняло 30 октября прошлого года.

Как потом оказалось, до этого дня теплоснабжающие организации банально обманывали население.

Фактическая среднесуточная температура внешнего воздуха в Тернополе с 10 октября (т.е. в начале отопительного сезона) по 31 октября 2015 г. составляла +6,95ºС, а не -0,5ºС, на которую рассчитан действующий тариф на отопление - 14,88 грн за 1 кв. м.

Поэтому КП "Тернопольгортеплокоммунэнерго" должно было провести начисления за тепло не по утвержденному тарифу 14,88 грн и не по цене
11,04 грн, как фактически сделало по той причине, что отопительный период в октябре продолжался неполный месяц (с 10 по 31 октября), а по 6,02 грн за квадратный метр.

Вследствие таких горе-начислений тернопольчане переплатили
5,02 грн за каждый квадратный метр отапливаемой площади.

В ноябре упомянутая теплоснабжающая организация также начислила потребителям плату за отопление по полному тарифу - 14,88 грн. Но с учетом фактической среднесуточной температуры этого месяца +4,4ºС откорректированный тариф должен был составить 10,94 грн за квадратный метр. В результате он оказался на 3,94 грн завышенным.

За декабрь прошлого года КП "Тернопольгортеплокоммунэнерго" откорректировало начисление оплаты за тепло только с 19 декабря, когда вступило в действие упомянутое правительственное постановление, хотя среднесуточная температура внешнего воздуха с 1 по
19 декабря составляла не -0,5, а +2,5ºС. Отсюда вывод: откорректированный тариф декабря должен был составлять не 13,14 грн за квадратный метр, по которому жители фактически оплачивали тепло, а только 11,74 грн. То есть потребители в декабре переплатили 1,40 грн за квадратный метр отапливаемой площади.

А уже в январе текущего года фактическая среднесуточная температура внешнего воздуха резко снизилась - до -4,297ºС. В результате этого стоимость тепла выросла на 20,52%. И тариф на отопление за январь прыгнул резко вверх и составил уже не 14,88 грн, как утверждено в постановлении НКРЭКУ №1171 от 31 марта 2015 г., а 17,93 грн за квадратный метр.

Поэтому тернопольчане, получившие в феврале платежки за январь по откорректировано-повышенному тарифу, забеспокоились: почему не проведены перерасчеты стоимости отопления за октябрь, ноябрь, а за декабрь 2015 г. это сделано только частично. Многочисленные обращения по этому поводу поступили и в общественную организацию, которую я возглавляю. И наше апеллирование к руководителю КП "Тернопольгортеплокоммунэнерго" поручить соответствующим службам предприятия провести перерасчеты жителям за теплоснабжение оказалось напрасным.

Директор в устной форме открещивался от перерасчетов, ссылаясь на отсутствие соответствующих решений горисполкома или органа центральной исполнительной власти. Поэтому я обратился в Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства за разъяснением, нужны ли дополнительные решения органов центральной исполнительной власти для того, чтобы производители тепловой энергии осуществили перерасчеты за период с октября по 18 декабря отопительного сезона 2015–2016 гг.

В начале мая ответ из министерства все же поступил. Высокие должностные лица подтвердили, что согласно Правилам предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей водой и водоотводу, утвержденным постановлением Кабмина от 21июля 2005 г. №630, расчетным периодом для оплаты услуг является календарный месяц. Поэтому с учетом того, что плата за декабрь начислялась потребителям в период, когда вступило в силу постановление правительства от 30 октября 2015 г. №1037 и когда расчетным периодом является календарный месяц, плата за услуги по централизованному отоплению за весь декабрь 2015 г. должна начисляться по новой методологии, предусмотренной в указанных правилах. Это означает, что теплоснабжающие организации были обязаны провести перерасчет оплаты за отопление, но они не выполнили своей обязанности.

А перерасчеты за октябрь-ноябрь 2015 г. служащие Минрегионстроя, как видно из адресованного мне письма-ответа, передали на усмотрение самим теплоснабжающим предприятиям. Убежден, что чиновники понимают, что в этот период действительно как объемы производства и реализации тепловой энергии и услуг по централизованному отоплению, так и затраты теплоснабжающих организаций на генерирование тепла меньше расчетных. Но в министерстве решили, что теплоснабжающие организации только добровольно "могли осуществлять перерасчеты с учетом фактического потребления тепловой энергии и горячей воды и проектной тепловой нагрузки дома", поскольку до принятия постановления Кабмина от 30 октября 2015 года №1037 не был предусмотрен механизм проведения такого перерасчета. Конечно, могли, но не делали перерасчеты!

В министерстве, очевидно, забыли, что тарифы на производство тепловой энергии подлежат государственному регулированию. НКРЭКУ ограничивает и уровень рентабельности.

Закономерно: в периоды, когда погода не очень морозная, фактические затраты на производство тепла, в том числе объемы использования газа, снижаются, что должно приводить к корректированию - уменьшению тарифов. Если этого не делать, то предельная рентабельность на производство тепла для населения перерастает в неограниченную.

В октябре в Тернополе тариф для населения был с 60-процентной рентабельностью, а в ноябре она составила 26,5%. Зачем же тогда принимать постановление правительства о ежемесячных перерасчетах, для чего содержать служащих НКРЭКУ, которые осуществляют контроль над формированием обоснованности тарифа на этапе его утверждения и не обращают внимания на то, что получается фактически? Зачем в законодательстве определено понятие регулированных цен и тарифов и какова их философия?

В советские времена и в начале 90-х годов, на заре независимости Украины, теплоснабжающие организации ежегодно проводили перерасчеты за тепло после завершения отопительного периода в случае сокращения этого периода, а также на основании сравнения фактической среднесуточной температуры всего отопительного периода с расчетной температурой, на которую определен тариф. Значит, и это забыли...

Поэтому логичен вопрос: почему же государство, введя меры госрегулирования в этой сфере, вместе с тем оставляет пространство для мошенничества (или занимается мошенничеством)? А если газоснабжающие организации пролоббируют в правительстве новый документ, которым будет отменено действие постановления от 30 октября 2015 г., то городская коммунальная теплоэнергетика вновь будет иметь большой люфт доходов.

Чем не коррупция, но уже распределенная между центральным и региональными уровнями, в значительной степени "спущенная" на места? Местные элиты относительно довольны, ведь существует скрытый источник для финансирования коммунальных предприятий, с помощью которого можно получить неплановую прибыл или покрыть свою бесхозяйственность. Возможно, это легче, чем думать, откуда брать средства и требовать льгот и дотаций из госбюджета.

Не протестуют и в правительстве, ведь сэкономленные ресурсы бюджета можно всегда с выгодой перераспределить на другие потребности. А украинский народ понимает, что не следует надеяться на власть, а надо полагаться исключительно на собственные силы.