UA / RU
Поддержать ZN.ua

Тепло в большом городе

Как олигархи «нагревают» украинцев в городах

Автор: Александр Сергиенко

За большим шумом, поднятым из-за роста стоимости газа в Украине, подорожание централизованного отопления как-то выпало из поля зрения экспертов, политиков и рядовых горожан. Вероятно, потому, что платежки с новыми расценками за январь придут лишь в начале февраля, и вот тогда нас может накрыть новая волна народного недовольства. А может и… нет, потому что жители многоэтажек давно адаптировались к заоблачным суммам за отопление и растягивают плату за него на весь следующий год, — отдельную квартиру от отопления все равно отключить невозможно.

Однако в эпоху пандемии, когда доходы неопределенно большого количества людей упали, однозначно сказать, что народ платить не перестанет (вообще!), весьма рискованно…

 

Что было в 2020-м с тарифами и платежами

Прежде всего следует отметить, что только слепой аналитик не мог спрогнозировать последствия новогоднего поднятия всевозможных тарифов, а таких в правительстве и офисе «зеленых человечков», вероятно, нет (невольно начинаешь думать, а есть ли они там вообще).

Всего за месяц, с октября по ноябрь прошлого года, задолженность населения по оплате жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) подскочила на 10 млрд грн (!) — до 66,1 млрд. Прошлой зимой задолженность достигла такого уровня лишь в январе, а тут — уже осенью. Чего же тогда ожидать за декабрь 2020-го и январь 2021-го? Такими темпами, да еще и на фоне массового недовольства и пандемии сумма задолженности может вырасти до 75–85 млрд грн.

За коммуналку в ноябре не заплатила почти половина украинцев (48%), а структура задолженности четко указывает на тарифы, по которым не соглашаются платить люди. Если за водоснабжение и канализацию, содержание жилья и вывоз мусора заплатили 96–99% семей, за электричество — 88%, то за газоснабжение — всего две семьи из пяти (39%), а за отопления — одна из четырех (27%). И эта тенденция проявилась уже осенью: уровень платежей упал с 120% летом (в июле) до 81% в октябре. Так что поднимать тарифы на 2021 год было шагом самоубийцы или, извините, дурака.

Здесь следует отметить, что тарифы на ЖКУ и без того постоянно повышались весь 2020 год: в ноябре 2019-го суммарные начисления населению страны составляли 15,3 млрд грн, а за ноябрь 2020-го — уже 22,1 млрд, рост почти в 1,5 раза!

Так что, если исключить из перечня причин новогоднего тарифного скачка «дурака», то получится некая экономическая пиар-операция, о цели которой можно лишь догадываться.

 

Кто живет в тепличных условиях

Нужно начать со значения, которое имеет централизованное теплоснабжение (ЦО) в жизненных ценностях и удобствах украинцев. В стране почти половина населения (47%) греется благодаря ЦО, особенно оно важно для городов, где почти у трех четвертей (73%) семей нет других источников отопления, чтобы пережить хоть холодную, хоть теплую зиму. В крупных городах эта доля может доходить почти до 100%, в Киеве, например, это 99%.

Отказаться от ЦО можно лишь всем домом, что практически нереально, к тому же за собственные средства надо будет установить свою котельную, которую потом придется обслуживать и ремонтировать, то есть обеспечить себе дополнительную головную боль и тратить деньги. Буржуйку или камин теоретически можно поставить, но соседи могут побить, но и это не избавит от необходимости платить за ЦО.

Таким образом, предприятия теплокоммунэнерго (ТКЭ) крепко держат людей за горло (и за карман), а работают в тепличных условиях, — не потому, что у них на работе тепло, а потому, что у них нет конкурентов. В Киеве, например, на левом берегу Днепра есть Дарницкая ТЭЦ, где тарифы намного меньше, чем на ТЭЦ-5 и ТЭЦ-6, но при всем желании получить от нее тепло на правом берегу невозможно. Так что все ТКЭ — естественные монополисты. Но как тогда государство, то есть правительство, Антимонопольный комитет и национальный регулятор (НКРЭКУ), контролирует их монопольное положение?

 

Какие основания для роста стоимости ЦО

В декабре 2020-го нацрегулятор принял ряд постановлений, которыми установил новые тарифы на тепловую энергию, производимую на 23 предприятиях-лицензиатах. Они имеют разные мощности и обслуживают разное количество потребителей, поэтому возьмем для анализа лишь областные центры, Киев (с двумя мощными производителями тепла) и город Каменец-Подольский, который когда-то был облцентром, но сейчас по другой, деликатной, причине.

Основные компоненты тарифов на 2020-й и 2021-й (см. табл. 1) — это затраты ТКЭ, которые состоят из административных и производственных, необходимых для производства 1 Гкал, и размера прибыли. Наиболее существенной составляющей производственных затрат является топливо (газ, уголь или мазут), поэтому изменение его стоимости крайне важно. Как видно из табл. 1, стоимость топлива выросла в шести городах из 13 рассмотренных, однако только в трех из них она составляет 13–22%, а в трех не превышает 6%. Более того, еще в шести городах стоимость топлива даже снизилась, а в Хмельницком — не изменилась.

Несмотря на то, что стоимость топлива существенно не изменилась, во всех городах доля топлива в затратах на производство 1 Гкал, как ни странно, снизилась (см. рис. 1), больше всего в Каменце-Подольском — на 23 п.п. и во Львове — на 18 п.п. В Киеве, на «Киевтеплоэнерго» и Дарницкой ТЭЦ (ООО «Евро-Реконструкция»), изменения минимальные — 1–3 п.п., в Чернигове — 2, в Черкассах — 4, в остальных городах — от 8 до 13 п.п.

Это означает, что незначительные по размеру в 2020 году компоненты производственных и административных затрат стремительно выросли в 2021-м, хотя очевидных и объективных оснований для этого нет, — в названных выше городах они почти не изменились. Так что, вероятнее всего, экономисты ТКЭ в других городах эти компоненты искусственно «раздули».

Не забыли о себе, красивых, эти экономисты также, когда рисовали себе размер прибыли. Так, если в коммунальном «Киевтеплоэнерго» рост прибыли составил весьма скромные 8%, а в Днепре — вообще 0%, то в остальных городах — от 12 до 18% (см. табл. 1). Но есть и «хорошие» исключения: в Кропивницком размер прибыли увеличился на 86%, в Хмельницком — на 501% (в 6 раз), а в Каменце-Подольском — на 4900%, то есть в 50 раз!

Вследствие таких арифметических упражнений получаем интересную картинку, которая изображает динамику тарифов в 2020–2021 годах (см. рис. 2). В Днепре и Киеве (КП «Киевтеплоэнерго») рост мизерный — 5–8%, но если в столице его можно объяснить ростом стоимости топлива, то в Днепре оно, наоборот, подешевело. Также стоимость топлива уменьшилась в Одессе, Кропивницком, Николаеве, Львове и Каменце-Подольском, но стоимость 1 Гкал во всех этих городах увеличилась. Учитывая, что топливо является наибольшей компонентой в размере затрат, это выглядит просто парадоксально.

Из рис. 2 также следует, что рост тарифа пропорционален увеличению затрат на производство 1 Гкал только в Харькове, Сумах и на КП «Киевтеплоэнерго» в Киеве. В Одессе, Львове и Днепре процент роста тарифа также равен проценту увеличения затрат, но там имеет место уменьшение стоимости топлива, то есть следовало бы надеяться, что в этих городах тариф уменьшится, но этого не произошло.

В большинстве городов тариф повысился в пределах 5–18%, но есть свои лидеры: Черкассы — 21%, Чернигов — 24, Хмельницкий — 27, Каменец-Подольский — 34%. Однако всех переплюнули владельцы частного ООО «Евро-Реконструкция» (Дарницкая ТЭЦ в Киеве) — 48%.

 

Куда нас ведут поводыри…

А куда же смотрит национальный регулятор? Ведь здравый смысл подсказывает, что здесь имеют место откровенные (и наглые) прихоти ТКЭ — их владельцев или менеджеров. Государство Украина в лице НКРЭКУ должно отстаивать интересы своих граждан, однако видим, что на деле оно защищает интересы, то есть прибыли, естественных монополистов.

К чему приведет такая политика, очевидно: к кризису неплатежей, к увеличению задолженности, к росту социального напряжения. И тут невольно начинаешь искать логическое объяснение этой абсурдной политики… в теории заговора: а не готовят ли «слуги народа» во главе с главным «слугой» таким образом народ к «простым» решениям? Просто надо прекратить стрелять и просто покупать дешевый уголь, электричество и газ у… России. Снова в стойло к Большому Брату. Или у кого-то есть другие варианты?

P.S. Приведенные выше данные касаются стоимости 1 Гкал на выходе с ТКЭ, для получения полной величины стоимости централизованного отопления к ней надо добавить стоимость транспортировки и распределения, так что стоимость «услуги» ЦО должна быть несколько большей. Ее определяют исполнительные органы местных рад, поэтому они хоть и не намного, но могут притормозить рост тарифа на услуги отопления. Так, в Киеве городской голова Виталий Кличко недавно пообещал, что стоимость ЦО меняться по сравнению с прошлой зимой вообще не будет. Что скажут другие мэры, пока неизвестно.