UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТЕНДЕР ПО-УКРАИНСКИ

Наступившая весна принесла наконец долгожданное тепло, и полуживая энергосистема Украины получила временную передышку...

Автор: Игорь Маскалевич

Наступившая весна принесла наконец долгожданное тепло, и полуживая энергосистема Украины получила временную передышку. Этой зимой от развала ее спасло только использование 7,5 млн. тонн угля и 12 млрд. кубометров газа из госрезерва. Теперь все это топливо предстоит возвращать в тот же госрезерв, и, как всегда, не ясно, за чей счет. Энергетическая отрасль - по существу, банкрот. Затраты на производство энергии стоимостью 10 млрд. грн. составляют 10,6 млрд. грн. Увеличение тарифов на электроэнергию для населения погоды не сделает, в лучшем случае это позволит сохранить нынешнюю неблагоприятную ситуацию.

Провалилось и январское решение о вводе обязательной 35% оплаты за электроэнергию деньгами; в новом постановлении Кабмина от 18 апреля говорится уже об уровне денежной оплаты в 22%, и то как о перспективной задаче к 4-му кварталу (сейчас деньгами оплачивается 16%).

В этих условиях по инициативе Минэнерго предпринята уже третья попытка реанимации адресных платежей. Аккурат к началу мая председатели большинства областных госадминистраций получили интереснейшую правительственную телеграмму.

«С целью обеспечения выполнения программы подготовки энергетической отрасли к работе в осенне-зимний период 1998/99 г., восстановления запасов природного газа, угля и топочного мазута, использованных из госрезерва, приобретения свежего и вывезения отработанного ядерного топлива, своевременного проведения ремонта... Кабинет министров обязывает Вас обеспечить энергопоставки предприятиям, список которых приведен в приложении...

При этом запрещается вносить какие-либо изменения в список без согласования с Кабмином».

А дальше идет самое интересное. Оказывается, что: «Операторов -поставщиков электроэнергии, согласно заключенным договорам, определяют Государственный комитет Украины по материальным резервам и Минэнерго Украины». И подпись: первый вице-премьер-министр Украины А.К.Голубченко».

Фактически речь идет о том, чтобы «выделить» группу предприятий, выпускающих ликвидную продукцию, и за счет прибыли от ее реализации пополнить госрезервы. Чтение приложенного списка из 78 предприятий впечатляет. В основном это элитные предприятия украинской экономики, выпускающие экспортную продукцию. По определению одного из операторов энергорынка, они еще живы: 17 металлургических предприятий (в т.ч. «Азовсталь», «МК им.Ильича», «Запорожсталь» ), 3 ферросплавных и 3 трубных завода, 19 предприятий химической отрасли.

Вскоре стали известны и имена операторов - в частности ими стали НАЭК «Энергоатом» и ОАО «Добробут» и еще один газотрейдер.

Львиную долю рентабельной продукции «выделенных» предприятий получат «атомщики». На их долю пришлось 47 предприятий, в т.ч. 27 будут поставлять товар в расчет за энергию только «Энергоатому». ОАО «Добробут» поставит электроэнергию на 11 предприятий, включая Кременчугский НПЗ.

Вышеназванные документы готовились явно в спешке. В результате возникли забавные казусы. Например, концерну «Стирол» предписано приобретать ядерную энергию. Причем, согласно телеграмме, он не имеет право менять оператора поставок. Между тем сам концерн является крупным производителем электроэнергии (арендуя на Углегорской ТЭС блок на 300 тыс. кВт.), которую он поставляет на собственные предприятия и другим потребителям. Куда он теперь будет девать выработанный ток, вероятно, его проблема?

Естественно, что энерготрейдеры, поставляющие энергию этим предприятиям, мягко говоря, не в восторге от такого поворота событий. Фактически их в одностороннем порядке выбивают с рынка. Тем более многие из них уже заключили контракты на поставку продукции, которой у них теперь не будет, а значит, вполне возможны штрафные санкции. Кроме того, энерготрейдеры, работающие с предприятиями, имеют налаженные связи с потребителями, схемы реализации продукции. Все это им придется создавать заново. Ассоциация независимых поставщиков электроэнергии уже направила открытое письмо Анатолию Голубченко, в котором сообщила, что расценивает принятое решение как противоречащее статьям 5 и 25 закона Украины «Об электроэнергетике», в которых закреплено право потребителей на свободный выбор поставщика. Впрочем, по мнению представителей ассоциации, подобные документы действуют 2-3 месяца, а затем тихо отмирают. К тому же речь идет даже не о постановлении Кабмина, а о документе более низкого ранга.

У независимых энерготрейдеров, кроме того, вызывает сомнение и способность государственной структуры «Энергоатом» гибко построить схемы поставок. Скорее всего, считают энерготрейдеры, «Энергоатом» будет просто переуступать право требования за энергию коммерческим фирмам и в системе просто появится еще одно звено. К «Энергоатому» вообще немало претензий как у трейдеров, так и у представителей тепловых электростанций. Его постоянно обвиняют в демпинге: при цене электроэнергии на энергорынке 3,6 цента, атомщики продают ее по 2,7 цента. Вдобавок они имеют право на скидку до 30% (т.е. до 1,9 цента). Это приводит к тому, что рынок «наводняется» сверхдешевой электроэнергией за полцены и, естественно, никто не собирается покупать ее по тарифу тепловых станций, да еще за деньги. В то же время дешевизна этой энергии очень относительна уже потому, что в тарифы атомщиков не заложены расходы на будущий вывод станций из эксплуатации, а это миллиарды долларов. Все эти расходы переносятся на бюджет. Более того, трейдеры утверждают, что там нет и расходов на транспортировку отработанного ядерного топлива.

Тем не менее, если постановление «продержится» достаточно долго, то избранные трейдеры получат практически монопольные права на рынке электроэнергии. Несмотря на оптимистичные заявления о начавшемся росте в промышленности реально платежеспособных предприятий на рынке очень немного, и основная проблема в энергетике - найти платежеспособного потребителя, которому можно продать энергию. Тем более что речь идет о поставках на сумму свыше 1,5 млрд. грн., а значит, неизбежен уход с рынка многих операторов.

Интересен и региональный аспект «адресных» поставок. Свыше 70% этих предприятий размещены в Днепропетровской, Донецкой, Запорожской и Луганской областях. Впрочем, из других областей тоже «выхватили» лучшие объекты, такие, как Одесский припортовый завод, Харьковский завод имени Малышева. В Днепропетровской области происходит полное вытеснение местных нетарифных поставщиков с горнодобывающих предприятий, ранее обслуживающихся ЕЭСУ. Причем интересно, что если за пределами этих областей «большой четверки» предприятие, как правило, отчисляет продукцию какому-либо конкретному поставщику, то в пределах этих областей была, очевидно, более жесткая борьба за квоты на поставки конкретным предприятиям.

Но даже «уполномоченным на монополию» операторам «лакомых» кусочков, естественно, не хватило. ОАО «Добробут» получило, например, не те предприятия, которые хотело. Компания прежде не работала с предприятиями химической промышленности; теперь ей придется получать и реализовывать продукцию северодонецкого «Азота». По словам руководства компании, она не принимала участия в разработке плана «адресных поставок», а вынуждена была принять предложение Минэнерго, чтобы минимизировать убытки. «Добробут» является официальным поставщиком мазута на ТЭС Минэнерго, ежемесячно поставляя по 22-35 тыс. тонн мазута, причем оплата его в текущем году крайне слабая.

Тем не менее для не вошедших в привилегированную группу поставщиков и доступ к «расписанным» предприятиям становится голубой мечтой. «Нетарифщики» и так переживают не лучшие времена. Рентабельность значительно упала, а долги выросли. Из девяти фирм, занимавшихся импортом российской энергии, сейчас ее поставляют только две, которые не имеют задолженности перед Россией. «Правэкс-энергия», являющаяся официальным представителем Курской АЭС в Украине и обеспечивавшая до 60% импортных поставок, сейчас прекратила их. После выхода постановления, ограничившего возможности доступа к ликвидной продукции, рассчитаться с долгами будет еще труднее.

Между тем, не прошло и месяца после подписания плана финансового оздоровления электроэнергетики, основная цель которого в максимальном повышении прозрачности рынка, а уже имеет место очередной его передел. Причем вновь абсолютно непрозрачный, с усилением контроля над экономикой со стороны совершенно конкретных структур.

Госрезервы создавать несомненно надо, но делать это на девятом году реформ, почему-то называющихся рыночными, необходимо на основе тендеров среди тех же трейдеров и выбрать наиболее выгодные предложения. За право поставок на рентабельные предприятия многие бы поборолись. Второго мая А. Голубченко встречался с представителем Всемирного банка, речь шла о кредите этого банка на развитие энергорынка, одним из требований которого является создание конкурентной среды. Или все вышесказанное и есть образец «конкуренции по-украински»?