UA / RU
Поддержать ZN.ua

Тарифная эпопея продолжается

Осень. Падают листья, снижается температура окружающей среды. И одновременно повысились тарифы на газ, электро- и теплоснабжение. Но требования депутатов-пиарщиков о снижении тарифов в два-три раза без вразумительного разъяснения и расчетов приведут только к еще большему возмущению граждан, но не к правильному решению возникшей тарифной проблемы.

Автор: Владимир Ружинский

Осень. Падают листья, снижается температура окружающей среды. И одновременно повысились тарифы на газ, электро- и теплоснабжение. Но требования депутатов-пиарщиков о снижении тарифов в два-три раза без вразумительного разъяснения и расчетов приведут только к еще большему возмущению граждан, но не к правильному решению возникшей тарифной проблемы. Эта статья является в некоторой мере продолжением материала "Как определить тарифы на электроэнергию и тепло" (см. ZN.UA №24 от 2 июля 2016 г.).

Значительное повышение тарифов на электро- и тепловую энергию облэнерго и Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), оправдывают расчетами по утвержденной Методике, "справедливость" которой наглядно демонстрирует следующий пример. В одном из домов ("хрущевка") прибор учета потребляемой тепловой энергии установлен только для половины квартир, вторая половина осталась без счетчика. Соответственно, там, где есть прибор учета, стоимость отопления двухкомнатной квартиры согласно квитанции составила 143 грн, а для такой же квартиры из другой половины дома (без счетчика) - 1340 (!) грн.

При этом и облэнерго, и НКРЭКУ (Д.Вовк) оправдывают правильность указанных расчетов.

Из этого примера видно, что Методика расчетов тарифов преследует совсем иные цели. Даже первокласснику ясно, что в данном случае тариф на тепло должны были определять по той части квартир, где установлен прибор учета.

Есть ли выход из сложившейся ситуации? Есть, и состоит он в следующем. Во-первых, необходимо срочно организовать круглые столы по рассмотрению этой проблемы с участием НКРЭКУ, генераторов электроэнергии (облэнерго), правительства и активистов-представителей от народа.

Во-вторых, необходимо обязать НКРЭКУ постоянно вести автоматический учет электроэнергии, поставляемой ТЭС, ГЭС, АЭС и другими генераторами в общую энергосистему. Такой автоматический учет количества энергии, подаваемой в энергосистему, и ее стоимости позволит определить единый для всей Украины среднесуточный тариф, а в конце месяца НКРЭКУ должна определять среднемесячный тариф, который должен быть единым как для бытовых нужд, так и для промышленности, что полностью исключит возможность коррупционных схем.

Стоимость электроэнергии, генерируемой различными станциями, существенно отличается. Например, на ГЭС она равна 5 коп./кВт∙ч, на АЭС - 40, на ТЭС, сжигающих отечественный уголь, - 67, импортный уголь - 144, а импортный газ - 161 коп./кВт∙ч при цене 140 долл./тысяча кубометров. Усредненный среднемесячный тариф на электроэнергию будет существенно ниже по сравнению с электроэнергией, генерируемой на ТЭС, которые сжигают импортный газ.

Главным достоинством предлагаемого варианта определения среднемесячного тарифа на электроэнергию является то, что все генераторы энергии получают сполна за произведенную энергию. Кроме того, при этом отпадает необходимость в доплате из бюджета за наиболее дорогую электроэнергию ТЭС.

Приведенные выше данные относятся к летнему периоду работы электростанций.

В отопительный период топливо расходуется на генерирование электроэнергии и тепла, в связи с чем стоимость электроэнергии существенно снижается и составляет 68,8–83,55 коп./кВт∙ч при использовании импортного газа по цене 140–170 долл./тысяча кубометров. При использовании импортного угля стоимость электроэнергии составит 61,8 коп./кВт∙ч, а отечественного - 28,5 коп./кВт∙ч. Усредненный тариф на электроэнергию при этом должен определяться аналогично летнему периоду, то есть как среднемесячный.

Стоимость тепла, отпускаемого потребителю, зависит в основном от стоимости используемого на ТЭС топлива и не может быть использована для определения усредненных тарифов, то есть стоимость тепла должна определяться с учетом местных условий. Например, исходная стоимость 1 Гкал при различных видах топлива составляет 472,5–573,75 грн при использовании импортного газа по цене 140–170 долл./тысяча кубометров, импортного угля - 390,63, отечественного - 181,8 грн.

Поскольку в отопительный период топливо используется для производства как электроэнергии, так и тепла, то при этом снижается стоимость тепла, в частности при использовании импортного газа - до 284,5–345 грн/Гкал, а при использовании импортного и отечественного угля - до 253 и 117,47 грн/Гкал, соответственно.

Следует отметить, что для системы теплоснабжения используется пар, который отдал основную энергию на производство электроэнергии. При этом стоимость 1 Гкал такого пара никогда не может быть выше исходной стоимости топлива, что постоянно наблюдается в тарифах на теплоснабжение. Так, при исходной стоимости топлива 573 грн/Гкал в квитанциях за отопление 1 Гкал стоит 1403 грн.

Это вопиющая несправедливость!

В заключение нужно отметить следующее.

1. Необходимо срочно организовать круглые столы для обсуждения тарифных проблем.

2. Надо пересмотреть методику определения тарифов на электроэнергию и тепло.

3. Тариф на электроэнергию должен быть среднемесячным и одинаковым для всех потребителей.

4. Тарифы на теплоснабжение должны быть региональными с учетом стоимости используемого топлива.

5. Введение в действие Закона "О рынке электроэнергии в Украине" в нынешней ситуации приведет к созданию новых коррупционных схем. Этот закон может заработать только после завершения модернизации энергетики Украины, которая даже не намечена действующей Стратегией развития энергетики Украины до 2030 г.

6. Определение сниженных справедливых тарифов на электроэнергию и тепло позволит снять напряжение во взаимоотношениях власти и народа.

Нам необходимы справедливые тарифы!