UA / RU
Поддержать ZN.ua

СВЕТ ПРОГОРЕВШИХ МИЛЛИОНОВ

В это сложно поверить, но на очередной коллегии Черновицкой облгосадминистрации, посвященной ито...

Автор: Светлана Исаченко

В это сложно поверить, но на очередной коллегии Черновицкой облгосадминистрации, посвященной итогам работы области за текущий год, ее председатель Михаил Романив, исключительный образец элегантности и непринужденного аристократизма, внезапно произнес во всеуслышание (и при женщинах!) не совсем приличное слово «бардак». Причем в адрес буковинских таможен. Что вообще повергло всех в состояние легкого шока. (Впрочем, расшифровывать, что и кто именно создает на таможнях этот «бардак», губернатор не стал.)

Не успели присутствующие прийти в себя, как господин Романив, войдя в раж, подверг сокрушительной критике еще одну организацию, которая принадлежала (во всяком случае, до начала коллегии) к касте неприкасаемых и на которую никто не осмеливался даже косо посмотреть, — ОАО «Черновцыоблэнерго». Мол, не в последнюю очередь из-за неудовлетворительной работы энергетиков область оказалась, по комплексной оценке социально-экономического развития регионов, обнародованной недавно Минэкономики, аж на 21-м месте. Хотя в прошлые годы находилась в таких мониторингах в первой десятке. Что, понятно, обидно для нынешнего руководства. Уровень оплаты за потребленную электроэнергию наихудший в стране, сказал Михаил Романив, инвестиционная программа не выполняется, специалистов нет. Зато множество нареканий и жалоб на облэнерго и от населения (за романтические вечера при свечах, перегоревшие бытовые приборы и полностью испорченную проводку), и от промышленников (прежде всего за чрезмерно высокие тарифы). Короче говоря, будем наводить в энергетике порядок, констатировал губернатор.

От этих слов вздрогнули многие, только представив возможную цепную реакцию на убийственную губернаторскую характеристику самого мощного предприятия области — монополиста. Спокойствие среди всеобщего волнения сохранили только два человека — сам Михаил Романив и директор «Черновцыоблэнерго» Ярослав Кобеля.

Для Ярослава Антоновича — а его на той исторической коллегии, к сожалению, не было (как говорили потом в кулуарах, поэтому губернатор и позволил себе критику) — рейтинговый показатель о самой низкой оплате потребленной в области электроэнергии, как выяснилось, стал большим откровением. И только свежий факс из Минтопэнерго убедил руководителя областной энергоснабжающей компании, что статистика Кабмина таки правдива.

— Что ж, вполне объективные показатели, учитывая особенную структуру потребителей на Буковине, — спокойно отреагировал на статсводку господин Кобеля. — Как ни в одной другой области, у нас львиную долю электроэнергии — все 58% — использует бытовой сектор. Для сравнения, в индустриальном Донбассе эта цифра составляет всего несколько процентов. К тому же многие наши абоненты расположены в горных карпатских селах. Проконтролировать показания бытовых счетчиков очень сложно. А потребители, что называется, на самосъеме — выписывают себе квитанции как хотят и когда хотят. Так же их и оплачивают. Прибавьте к этому легкий доступ к току, минуя счетчик и целую армию народных умельцев, способных «запустить» его в обратную сторону, которые дешево и безнаказанно продают свои приборы и услуги на базарах, — вот вам и миллионные долги.

Послушать Ярослава Антоновича, так ни у губернатора, ни у кого-либо еще нет особых оснований обвинять «Черновцыоблэнерго» в неудовлетворительной работе. Недостатки, конечно, есть. Кто же без них? Но во всем виновато население, задолжавшее за потребленную электроэнергию 145 миллионов с лишним, которые и формируют общий долг области перед «Энергорынком» почти в четверть миллиарда гривен, а с ним и ее плохие рейтинговые показатели. И вообще, искренне удивлялся господин Кобеля, что такое долг Черновцов по сравнению с 2,6 млрд. Донецка или 1,4 млрд. Днепропетровска?

В масштабах страны 237 млн., даже при постоянном и едва ли не наибольшем среди всех областей приросте задолженности, возможно, и вправду несущественные деньги. Но для области этот долг превращается в большие убытки. Во-первых, он приводит к росту розничных тарифов на электроэнергию (даже при низких закупочных ценах рынка), что грузом ложится на и без того хилую буковинскую промышленность, в частности товаропроизводителя, увеличивая себестоимость продукции и снижая ее конкурентоспособность до катастрофического уровня. Во-вторых, ежегодно лишает область 20 миллионов гривен (для дотационной Буковины это неслыханная сумма), которые, при условии удовлетворительного расчета с «Энергорынком», автоматически должны были бы возвращаться облэнерго по специально разработанному алгоритму для реализации инвестиционной программы. Сейчас «Черновцыоблэнерго», не имея достаточной прибыли именно из-за неполного сбора средств за потребленную электроэнергию, осуществляет крайне необходимые мероприятия этой программы только на 10—15% от запланированного. А на такое важное ее направление, как снижение сверхнормативных потерь, в прошлом году вообще была израсходована какая-то мелочь из каких-то трех тысяч гривен, которые смогли собрать с небольшой прибыли на амортизационные отчисления.

По словам Петра Пую, начальника механизированной колонны, на хозрасчетных принципах ремонтирующей электрические сети области, практически все они в ужасном состоянии, что и приводит к большим потерям электрической энергии. И не только ее. «Нужно лет десять интенсивной работы, чтобы привести в порядок наши сети», — уверяет Петр Васильевич.

Вопиющая бесхозяйственность облэнерго в вопросе состояния электросетей нивелируется, с согласия, как это ни странно, множества контролирующих органов, в том числе и соответствующих отделов облгосадминистрации, в частности, высоким тарифом на передачу энергии по внутренним сетям. То есть потери — технологические, нормативные и даже сверхнормативные, причем с немалым запасом — в установленных облэнерго тарифах уже учтены и оплачиваются из существенной разницы, более чем троекратной, между закупочной и отпускной ценой электроэнергии. Иначе говоря, опять-таки из кармана многострадальных черновицких производственников. (Попутно отметим — тех, кто добросовестно оплачивает по показаниям честно опломбированных и не заменяемых в нужный момент счетчиков.) И тем производственникам отнюдь не легче от того, что довольно высокие розничные тарифы в Черновицкой области — на уровне западных облэнерго, чем успокаивают себя и других местные чиновники с подачи руководителей областной энергоснабжающей компании. Они могли бы быть намного ниже.

Однако в снижении тарифа «Черновцыоблэнерго» как раз не заинтересовано. Даже наоборот. Ведь стоило, например, из-за искаженных (якобы ошибочно) базовых данных экономических коэффициентов увеличить розничный тариф только на одну копейку для І и ІІ класса напряжения (что зафиксировано в проверочных актах Черновицкого территориального представительства НКРЭ), как сразу же энергоснабжающее предприятие-монополист получило на свои собственные счета дополнительные полмиллиона гривен в месяц.

В легенду о потребленном и неоплаченном (следовательно, если называть вещи своими именами, украденном) буковинцами 21 миллионе киловатт верят практически все — от заместителя председателя облгосадминистрации Николая Романюка, ведающего проблемами энергетики, до представителей силовых структур края, призванных следить за порядком на энергорынке и не допускать сверхнормативных потерь электроэнергии. Хотя на самом деле те нагоревшие (и уже, можно считать, бесповоротно прогоревшие) миллионы — нечто абсолютно эфемерное. (Даже сами энергетики говорят, что если сейчас одновременно снять у всех бытовых абонентов показания счетчиков, они и близко не покажут сумму, которую абсолютно безосновательно называют долгом.) Они не подтверждаются никакими документами. Только голословными заверениями руководства «Черновцыоблэнерго», которое вывело их простым арифметическим способом. От общего количества отпущенной «Энергорынком» и потребленной в области за определенный период электроэнергии (а эта цифра зафиксирована на входном электронном счетчике) отняли энергию, потребленную предприятиями, бюджетной сферой и зафиксированную документально. По такой же схеме высчитывалась и процентная структура потребителей. Нет никаких подтверждений, кроме словесных сотрясений воздуха, что 58% ее принадлежит быту. А это означает, что в эти проценты можно списывать все что угодно.

Нынешняя ситуация с астрономическим и взятым «с потолка» долгом бытового сектора (ничего подобного, между прочим, нет ни в одной другой области) представляется странной еще и потому, что каких-то пять лет назад на Буковине вообще не существовало такого понятия, как «задолженность населения». Была энергия оплаченная (или такая, которая еще будет оплачена, добровольно или принудительно, согласно показаниям счетчика) и потерянная. По большому счету, то же самое и теперь. Так что тот показатель, который во всех отчетах, многочисленных докладных и справках разнообразных черновицких организаций и структур проходит под графой «долг населения», на самом деле является потерями. Если учесть, что разнообразные технологические потери возвращаются через накрученные высокие тарифы, то можно сказать, что значительная часть неуплаченных и нигде не зафиксированных 140 миллионов — особые потери, на официальном языке называемые «корыстными преступлениями в сфере энергетики», а на простом — кражами.

Директор «Черновцыоблэнерго» Ярослав Кобеля искренне признает, что в области таки есть возможность воровать электроэнергию. Однако дальше признания дело в его ведомстве не движется. Действенных мер, чтобы свести кражи хотя бы в быту если не до нуля, то до минимума, облэнерго не предпринимает. Практически все счетчики в домах буковинцев — старого образца. Менять их на современные, защищенные от возможности воровать ток, как это массово делается практически по всей стране, на Буковине только готовятся. И это тогда, когда, по иронии судьбы, именно в Черновцах, в советское время являвшихся своеобразной «силиконовой долиной», разработаны уникальные энергосберегающие технологии, которые делают невозможным потребление электроэнергии в обход счетчика. Их сегодня успешно используют во многих, в первую очередь западных, областях страны. Кроме, к сожалению, родной Черновицкой.

По большому счету, несколько миллионов киловатт электроэнергии, исчезнувших в неизвестном направлении, не только, как утверждают многие, на совести бытовых потребителей (выходит, что буковинцы едва ли не все — закоренелые воры), но и на совести «Черновцыоблэнерго». Это оно из-за отсутствия контроля и коммерческого учета потребленной электроэнергии (а возможно, еще по каким-то причинам) допустило кражи в особо крупных размерах. Кто хорошенько погрелся возле тех миллионов — бытовой сектор с его массовыми евроремонтами и новостройками или промышленность с подпольными цехами, пилорамами и незапломбированными счетчиками, — вопрос открытый. Ответ на него вряд ли кто-то будет искать. Долги за электроэнергию, скорее всего, спишут, как списывают долги за газ. Хотя возможен и другой вариант — когда после приватизации (а она не за горами) новый собственник «Черновцыоблэнерго» выставит счет своим дебиторам и таким образом, в частности, сможет спокойно прибрать к рукам Черновицкий водоканал, 50-миллионный долг которого за электроэнергию и равен его балансовой стоимости.

Однако, в любом случае, энергетическое хозяйство Буковины нуждается в немедленном наведении порядка. Вот только кто возьмется за его авгиевы конюшни? Это должно в конечном счете делать Минтопэнерго, которое владеет — пока — 70% акций «Черновцыоблэнерго» и на которое возложена управленческая миссия от имени государства. Как оно выполняет эту миссию — наглядно видно по результатам деятельности буковинских энергетиков. Облгосадминистрации с этим вообще не справиться. Ей не по силам даже элементарное — добиться увольнения с работы нерадивых начальников РЭС. Похоже, громкая критика губернатора Михаила Романива в адрес облэнерго — не так от смелости первого руководителя края, как от его бессилия что-то изменить к лучшему.

Тем временем к огромным долгам области прибавляются новые миллионы…