UA / RU
Поддержать ZN.ua

СТОИТ ЛИ РАССТАВАТЬСЯ С ЗОЛОТЫМИ ЯЙЦАМИ

Сегодня практически никто не сомневается, что Украина возобновит строительство стратегически важного для нее терминала в Одессе...

Автор: Дмитрий Мосиенко

Сегодня практически никто не сомневается, что Украина возобновит строительство стратегически важного для нее терминала в Одессе. По крайней мере, в этом убежден наиболее информированный человек из всех, занимающихся строительством - глава парламентской комиссии по базовым отраслям экономики Валерий Череп, под чьим руководством на днях был подготовлен проект соответствующей резолюции Верховного Совета.

Но на фоне разговоров о строительстве нового в тень ушли проблемы старого Одесского терминала. В лучшие годы (пик пришелся на 1989) через него прокачивали на экспорт до 18 миллионов тонн нефти и нефтепродуктов. В минувшем году, по словам зам. начальника порта по отгрузке нефтепродуктов Гирея Мякиева, было экспортировано чуть более 12 миллионов тонн. А в нынешнем году, когда основной «экспортный сезон» уже миновал, отгружено на экспорт 5,5 миллиона тонн нефти и 2,7 миллиона тонн мазута. И за оставшиеся 2 месяца сумма экспорта едва ли перевалит за 10 миллионов тонн.

Знающий человек, конечно, возразит: Украине-то что за дело до этого: с одесских нефтепричалов не экспортируется ни один килограмм украинских нефтепродуктов - все они являются собственностью швейцарских, чеченских, армянских, российских компаний, получающих солидные прибыли от экспорта нефтепродуктов. И это их проблема, что экспорт падает. Два миллиона тонн нефтепродуктов - это порядка двухсот миллионов долларов.

Таким знатокам можно возразить словами главного инженера одесской нефтебазы Григория Пономарчука: зачем убивать курицу, которая несет Украине золотые яйца - за этот год одесский нефтетерминал принес в бюджет Украины 10 миллионов долларов, не говоря уже о том давальческом сырье, которое Украина, с ее энергетическими проблемами, получала, перерабатывая на Одесском НПЗ на экспорт российскую нефть.

Проблемой Одесского нефтепорта является низкая пропускная способность пяти из его семи причалов. 2,3,4 и 7-й причалы нуждаются в реконструкции. По сути дела лишь 1-й и 5-й глубоководные причалы сейчас выполняют основную часть экспортной отгрузки. К тому же второй причал был недавно разрушен двумя ударами (с интервалом в одну неделю) греческого танкера «SEA WIND 2». Сейчас порт ведет тяжбу о возмещении убытков.

По словам Гирея Мякиева, уже существует проект реконструкции причалов, которая смогла бы в течение года довести пропускную способность терминала до 20 миллионов тонн в год. (Здесь, ни в коей мере не отрицая необходимости строительства нового терминала, хотелось бы напомнить, что введение в строй его первой очереди может состояться лишь через 22 месяца после возобновления строительства, в течение которых Украине тоже как-то нужно решать свои энергетические проблемы). В чем же задержка, нет финансов? Как говорит кот Матроскин: «Деньги у нас есть, у нас головы нет». Отсутствие принципиального решения о реконструкции нефтепорта явилось следствием схваток в борьбе за новый терминал, ибо его противники настаивали, что новый вообще не нужен, так как достаточно обновить и достроить старый. И от противопоставления: или новый, или старый, сейчас страдают оба: новый полгода, минимум, простоит замороженный, а на старом не ведется серьезная работа по реконструкции, которая приносила бы пользу и Украине в целом, и Одессе в частности. А почему бы не отнестись по-хозяйски к обоим. Ведь это собственность Украины.