«О перспективах развития угольной промышленности Украины и участии учреждений Национальной академии наук и Минуглепрома в ее научно-техническом обеспечении» — тема совместного заседания президиума НАНУ и коллегии Министерства угольной промышленности Украины, состоявшегося в жаркий июльский полдень. И хотя по укоренившейся привычке интерес к топливно-энергетическим ресурсам повышается обычно с наступлением зимних холодов, в этот раз о проблеме энергообеспечения страны со всей остротой заговорили в самый разгар лета. Видать, очень уж «припекло».
Уголь — главное богатство наших недр — должен стать основой топливно-энергетического комплекса Украины, пожалуй, впервые так кардинально был поставлен вопрос.
Угольная индустрия нынче пребывает в глубоком упадке. Нефть и газ, о дефиците которых постоянно пекутся наши государственные мужи, считаются основными и незаменимыми энергоресурсами, а уголь... Он черный и залегает глубоко, и достать его трудно, и копоти дает много... Да гори он синим пламенем!..
В последние годы в силу ряда причин добыча угля в Украине постоянно сокращалась. Так, если в 1992 г. было добыто 133,4 млн. тонн, то в 1993 г. — 115,7 млн. тонн. В 1994-м произошел дальнейший резкий спад добычи угля до 94,4 млн. тонн. В нынешнем году, по словам руководства отрасли, планируется поднять объем добычи до уровня прошлого года.
Критическое положение с энергообеспечением страны возникло не сегодня, а закладывалось еще тогда, когда было признано бесперспективной угольную отрасль в Украине. Таково мнение специалистов. Исторически развитие экономики Украины в рамках бывшего Союза происходило в условиях, когда проблема энергоснабжения решалась централизовано. На протяжении последних 20 — 25 лет союзное правительство проводило политику на ускоренное развитие топливно-энергетического комплекса в Западной Сибири, Якутии, Казахстане, Красноярском крае, в этих регионах создавались дешевые топливные базы. «Свертывание» добычи угля в Донецком бассейне началось еще в шестидесятые годы и особенно активно проводилось с 1975 года. До рокового 1986 года развитие теплоэнергетики Украины однозначно связывалось с наращиванием мощностей атомных и тепловых (преимущественно на газе) станций.
Академия наук Украины и Институт экономики промышленности (Донецк) убедительно возражали против такого подхода. Однако тогда к аргументам ученых партийно-хозяйственная номенклатура не сочла нужным прислушаться («занимайтесь там своей наукой, эйнштейны ненаглядные!..»)
Вследствие такой политики основные капитальные вложения были переориентированы на восток, что, естественно, привело к старению шахтного фонда, упадку отрасли в целом (более 70% шахт работают без реконструкции на протяжении 20 — 30 лет при нормативе 10 — 12 лет). В общем итоге после перехода на мировые цены на импортируемые из России и других стран бывшего Союза природный газ, нефть, мазут и уголь, стоимость которых с учетом транспортных затрат стала выше «дорогого» донецкого угля, при имеющейся платежной несостоятельности и резком сокращении экспорта топливно-энергетический комплекс Украины оказался в глубоком кризисе.
Анализ тенденций мировой экономики показывает, что уголь остается одним из основных энергоносителей, и в перспективе его значение еще более усилится. Мировой опыт (на который мы нынче очень любим ссылаться при этом зачастую делая наоборот), подтверждает: энергетическую политику необходимо строить, исходя из собственных энергоресурсов. Производство первичной энергии в промышленно развитых странах в значительной мере сориентировано на уголь (60 — 80%, тогда как у нас на твердом топливе работает менее 30% тепловых станций). В США, например, где добывается около миллиарда тонн угля, почти 800 млн. тонн составляет внутреннее потребление, в т.ч. более 77% идет на электростанции. При этом новые электростанции строятся с использованием прогрессивных экологически безопасных технологий сжигания угля. И это при том, что в стране имеются значительные запасы нефти и газа. Исходя из принципов целесообразности, наличия собственных природных ресурсов и рынка труда, строят свою экономику и другие страны.
В Украине же практически нет собственных запасов нефти и газа. Основное энергетическое сырье в ее недрах — уголь и сопутствующий ему газ метан. Структура запасов органического топлива в Украине выглядит следующим образом: уголь — 95,4%, метан — 1,6%, нефть — 2%, газ — 1%. Однако в топливно-энергетическом балансе страны доминирует природный газ, нефть и уран, что, понятно, ставит экономику Украины в зависимость от импорта этих видов топлива, диктата цен на поставляемые энергоносители.
В настоящее время себестоимость электроэнергии, произведенной из угля, на 7 — 20% ниже себестоимости электроэнергии, полученной на основе использования природного газа. Даже при современных технологиях.
Вышеизложенные обстоятельства, по мнению специалистов, достаточно убеждают в том, что стратегическим направлением развития энергетики страны должен быть уголь собственных месторождений, а значит ускоренное развитие собственной угольной промышленности.
Запасы каменного угля в недрах Украины таковы, что при годовой добыче 250 млн. тонн его хватит на 400 лет. Основные запасы и добыча угля сосредоточены в Донецком и Львовско-Волынском бассейнах. Донецкий бассейн является базовым в развитии угольной промышленности Украины (площадь около 600 тыс. кв. км). Разведанные здесь запасы каменного угля (до глубины 1600 — 1800 м) составляют 43,3 млрд. тонн.
Обострившаяся необходимость обеспечения угольным топливом тепловых электростанций Украины предопределяет приоритетность, наряду с закладкой новых шахт с коксующимися марками угля, принятия мер по наращиванию объемов добычи энергетических углей. Большие надежды при этом возлагаются на ускоренную реконструкцию шахт в Селидовском, Донецком, Лисичанском, Ровеньковском и Свердловском горнопромышленных районах. Перспективными для нового строительства шахт с энергетическими углями являются Доброполье-Александровский, Луганско-Краснодонский, Краснолучско-Антрацитовский и Енакиево-Кировский угольные районы.
По оценкам специалистов, в более отдаленной перспективе существенное значение в балансе добычи угля будут иметь ряд месторождений Левобережья Днепра (Петриковское, Царичанское и др. в Днепропетровской области), уголь которых можно будет использовать для производства жидкого и газообразного топлива, а также Северодонбасский угольный регион (Лозовский район Харьковской обл.), прогнозные запасы которого оцениваются в 8 млрд. тонн.
Кроме того, по подсчетам украинских ученых, угольные месторождения Украины содержат 2,5 — 3 трлн. куб. м шахтного газа метана — целый океан «голубого топлива», которое как «враг номер один для горняков» безжалостно выбрасывалось в атмосферу. Запасы его настолько велики, что стоит задуматься, что выгоднее добывать — трудоемкое «черное золото» или дармовое «голубое».
Как известно, во многих странах шахтный газ используется уже несколько десятилетий как самостоятельное полезное ископаемое. У нас же только теперь, по истечении эпохи дешевого топлива, кажется, постепенно приходят к такому пониманию. Хотя ученые Академии наук давно предлагали рассматривать угольные месторождения Украины как газоугольные, а их разработку осуществлять комплексно, с отдельной добычей угля и метана.
В нынешнем году впервые угольная промышленность «не получила ни карбованца от государства». Возможно, это обстоятельство послужило одним из побудительных моментов состоявшегося совместного заседания президиума НАНУ и коллегии Минуглепрома, инициатива которого исходила в первую очередь от министерства. Хронически больная отрасль, наконец, пришла к пониманию того, что спасти ее смогут только современные, научно обоснованные методы лечения, не исключая хирургического вмешательства.
Угольную отрасль никак нельзя назвать наукоемкой. Следствием ее технической и технологической отсталости является высокая аварийность: каждый миллион добытого угля сегодня оплачен 4 смертями и несколькими десятками травм и увечий. Поэтому руководство Минуглепрома очень рассчитывает на плодотворное сотрудничество с академической наукой, которая располагает многими разработками и оригинальными технологиями добычи и переработки энергетического сырья (о том, что может академическая наука дать угольной отрасли, в нашей газете уже шла речь в серии увлекательных научных обозрений Виктора Хохлачева — №№4, 10, 12 с.г.)
В ходе обсуждения ученые и специалисты угледобывающей отрасли пришли к выводу о необходимости создания координационного совета по проблемам топливно-энергетического комплекса. Развитие угольной промышленности признано практически безальтернативным стратегическим направлением преодоления энергетического кризиса в стране. Более того, вопрос получил политическую оценку. Как не единожды было сказано: проблема угольного комплекса — это проблема существования Украины как независимого государства.