После распада Советского Союза Украина и Россия продолжили сотрудничество в атомно-промышленном комплексе, несмотря на границы новообразованных стран, — у экономики свои законы. Украина была обречена на использование российского ядерного топлива, а успех компании ТВЭЛ (производителя этого топлива) в значительной степени зависел от украинского рынка. Россия же импортировала украинский уран, продукцию машиностроения для ремонта и строительства своих реакторов. О едином рынке труда для атомщиков на территории Украины и России, совместных научных разработках нечего и вспоминать. Недавняя встреча в Киеве первых лиц атомной промышленности Украины и России и подписание ими протокола о намерениях — это громкое публичное признание необходимости тесного сотрудничества в современных условиях с соблюдением национальных интересов Украины.
После Чернобыльской катастрофы и осознания разрушительной роли сжигания углеводородов для естественной среды Земли в мировой атомной отрасли произошли стремительные реформы. Скачкообразно возросли объемы международного сотрудничества по обеспечению безопасности атомных технологий. Перед перспективой глобального потепления мир по-другому смотрит на атомные станции. Сейчас он видит в них путь спасения от угрозы оказаться в огромном парнике под названием «Земля». Атомная отрасль в мире перестала быть военной и превратилась в одну из отраслей глобальной экономики. Этому способствовало также завершение холодной войны и подорожание углеводородов, наблюдаемое нами в последнее десятилетие, и углубление международной экономической интеграции вследствие осознания преимуществ либеральной экономической политики перед протекционизмом и закрытостью.
Зависимость или взаимозависимость?
В начале июня Украина принимала «атомный десант» из России. Сначала прибыл председатель Федерального агентства по атомной энергии Российской Федерации («Росатом») Сергей Кириенко. 4 июня он подписал от лица «Росатома» протокол о намерениях сотрудничества между предприятиями атомного энергопромышленного комплекса Украины и России. С украинской стороны протокол подписал генеральный директор государственного концерна «Укратомпром» и президент ГП НАЭК «Энергоатом» Андрей Деркач. Состоялась совместная пресс-конференция С.Кириенко и А.Деркача. Также глава «Росатома» встречался с премьер-министром Украины и председателем Верховной Рады — планы атомщиков будут зависеть от решений Кабмина и Верховной Рады.
Следует отметить, что ГК «Укратомпром» и федеральное агентство «Росатом» — не организации-аналоги. «Укратомпром» создан согласно постановлению Кабинета министров Украины в марте 2007-го как государственный концерн, объединяющий под одной крышей генерирующие мощности (ГП НАЭК «Энергоатом»); мощности по добыче урана; машиностроительные предприятия, задействованные в процессе производства оборудования и строительства АЭС; проектные организации. В соответствии с решениями украинского правительства, НАЭК «Энергоатом» представляет интересы участников концерна в отношениях с органами государственной власти, предприятиями и организациями.
Структура же, возглавляемая С.Кириенко, — это государственный орган, созданный вместо бывшего министерства РФ по атомной энергетике. В украинской системе власти такой орган не предусмотрен. В то же время подобная «Укратомпрому» структура в России только создается и ее регистрация запланирована на 1 июля. Предприятие будет называться ОАО «Атомный энергопромышленный комплекс» («Атомэнергопром»). В уставной фонд этой вертикально интегрированной компании будут переданы акции около 30 акционерных обществ, в частности «ТВЭЛ» и «Атомэнергомаш», а до 1 декабря планируется акционировать 55 федеральных государственных унитарных предприятий и тоже передать их акции в уставной капитал новой структуры.
На следующий день после визита главы «Росатома» в Киев началось заседание координационного комитета по сотрудничеству ГП НАЭК «Энергоатом» и концерна «Росэнергоатом». «Энергоатом» в Украине и «Росэнергоатом» в России являются эксплуатирующими организациями — операторами АЭС — и составляющими соответственно «Укратомпрома» и «Атомэнергопрома», находящихся на этапе становления. Эксплуатирующие организации подписали рамочный договор о научно-техническом сотрудничестве еще в 1999 году, а в 2000-м была принята для реализации сторонами первая программа сотрудничества, насчитывающая сейчас (по информации пресс-службы «Энергоатома») 18 разделов. Программой предусмотрен обмен опытом по эксплуатации энергоблоков, организации и планированию ремонтов, внедрению системы качества, общей подготовке персонала и пр. Существуют также прямые партнерские соглашения между отдельными АЭС обеих стран.
Как же на фоне столь тесных отношений с Россией, задекларированных «Укратомпромом» и «Росатомом» 4 июня, выглядит требование Энергетической стратегии усилить энергетическую независимость Украины? Напомним, что это требование касается увеличения собственного производства сырья для ядерного топлива — урана; налаживания производства собственного ядерного топлива; роста ядерной безопасности и расширения энергогенерирующих атомных мощностей как с целью обеспечения возрастающих потребностей экономики в энергии, так и с целью обеспечения экспорта электроэнергии в страны ЕС.
Украинский уран
На пресс-конференции А.Деркача и С.Кириенко после подписания протокола россияне обнародовали свои планы инвестиций в добычу урана в Украине. «Объектом совместного сотрудничества будет Новоконстантиновское месторождение урана на территории Украины, — сказал руководитель «Росатома». — Мы готовы инвестировать в разработку этого крупнейшего месторождения в Европе». Он пообещал инвестиции согласно доле, которую получит Россия в этом проекте. Вместе с тем С.Кириенко отметил, что Россия готова инвестировать столько, «сколько нужно, чтобы вывести месторождение на экономически целесообразные объемы добычи в экономически целесообразные сроки». И заверил, что проект «абсолютно окупаемый, и вся логика в нем должна быть абсолютно прозрачной, рыночной и открытой».
За последние несколько лет цена одного килограмма природного урана увеличилась с 20 до 300 долл. — в 15 раз и прогнозируется дальнейший ее рост. Но Украина, которая располагает крупнейшими в Европе разведанными залежами урана и входит в десятку наиболее обеспеченных залежами урана стран мира, по данным ГП НАЭК «Энергоатом», обеспечена собственным сырьем только на 30%. В НАЭК уверены, что при условии достаточного финансирования добычи урана Украина способна уже через четыре-пять лет выйти на уровень самообеспечения. Привлечение иностранных инвестиций и частного капитала является альтернативой государственному финансированию разработки месторождения. Андрей Деркач убежден, что государственный бюджет и не может, и не должен нести эти огромные затраты.
Нормативные документы требуют от ГК «Укратомпром» создать элементы ядерно-топливного цикла — всех стадий производства топлива, кроме обогащения урана. В связи с этим С.Кириенко заявил, что «Росатом» предложил «украинским коллегам» участие в международном центре по обогащению урана в Ангарске. «Энергоатом» ведет переговоры по этому поводу. Также россияне обещают, что передадут Украине часть технологий по производству тепловыделяющих сборок — топлива для АЭС, вследствие чего половину топлива по его стоимости, которое будет использоваться на украинских АЭС, будут производить на украинских предприятиях или «предприятиях с украинским участием». «Мы будем выпускать совместное российско-украинское топливо и с ним будем совместно выступать на рынке третьих стран», — заверил С.Кириенко. По его словам, благодаря этому «Укратомпром» сможет получить «гарантированные поставки, свою долю в доходах».
Кроме того, россияне рассматривают возможность участия украинской стороны в предприятиях по производству тепловыделяющих сборок.
Защита от рисков
Глава «Росатома» признался, что Россия уже сегодня активно привлекает украинские проектные и строительные компании в третьих странах — Индии, Иране, а также в самой России. Этим он обосновывает необходимость продолжить сотрудничество в строительстве атомных объектов, их проектировании и инжиниринге. Украину, в свою очередь, ждет строительство третьего и четвертого блоков на Хмельницкой АЭС, которая проектировалась как четырехблоковая станция. Этот проект, по словам С.Кириенко, будет совместным — как и строительство станций в России. Стороны подчеркивают необходимость обязательной европейской составляющей и привлечения европейских компаний для достройки блоков по примеру Болгарии. Большие надежды на российскую программу строительства АЭС и продолжение эксплуатации уже существующих возлагает Андрей Деркач, считая, что это будет способствовать развитию машиностроительного комплекса Украины, в частности загрузке заказами харьковского «Турбоатома», который едва не остался вне процесса.
Собственно, всех совместных проектов и не счесть
Главный механизм, который, по мнению сторон, сведет на нет политические риски и желание отдельных политиков шантажировать друг друга и предупредит односторонний выход из каких-либо начатых проектов, — это «зависимость активов сторон». Этот метод можно назвать перекрестным владением активами, и он становится возможным, когда активы акционированы, а цена на акции определяется рынком. «Не важно, какими долями владеют стороны — сам факт перекрестного владения заставит одну сторону относиться к другой так же, как к себе самой», — уверен Андрей Деркач. «Укратомпром» и «Росатом» выразили готовность к подобному развитию событий, а также к тому, чтобы привлекать инвестиции в отрасль на международных рынках капитала. Для этого, собственно, и в России, и в Украине консолидируются и корпоратизируются атомные активы под крышей «Атомэнергопрома» и «Укратомпрома».
Отвечая на вопрос о требовании диверсификации источников топлива и технологий в украинской атомной энергетике для уменьшения зависимости от России, Андрей Деркач любит говорить: «Мы расцениваем диверсификацию не как цель, а как средство». Генеральный директор ГК «Укратомпром» видит в такой паритетной диверсификации путь к улучшению показателей работы отрасли, повышению рыночной цены украинских активов, привлечению необходимых инвестиций в развитие отрасли и снижению ценовой нагрузки на потребителей электроэнергии.
По словам С.Кириенко и А.Деркача, паритетная диверсификация — это процесс поэтапный и публичный, требующий согласования позиций в соответствии с действующим законодательством Украины и России.