UA / RU
Поддержать ZN.ua

Словацкий реверс

Вариант, на котором настаивает Украина, позволяет получить через ГТС Словакии доступ к европейскому рынку, объем которого несоизмерим с нынешними реверсными ручейками в Украину.

Автор: Алла Еременко

Украина призывает ЕС к решительным действиям для обеспечения стабильных поставок газа. Еврокомиссия считает, что на кону - контрактная надежность России как газопоставщика. 18 стран Евросоюза могут разрешить газовую проблему не только в формате ЕС-РФ, но и между "Газпромом" и "Нафтогазом Украины", если решатся покупать газ на российско-украинской границе. Сегодня "Газпром экспорт" продает "газпромовский" газ на границе Украина-ЕС. Оператор газотранспортной системы (ГТС) Украины - компания "Укртрансгаз" - в этом процессе выполняет исключительно транзитные, транспортные функции. Грубо говоря, "Укртрансгаз" - статист.

Государствам ЕС Путин пригрозил прекращением поставок российского газа. Разумеется, заранее всю ответственность возложив на Украину. Европейские компании имеют долгосрочные контракты с "Газпромом", согласно которым в 2013 г. получили 86 млрд кубометров газа через территорию Украины. Это свыше 53% импорта российского газа в ЕС, без учета российского газового экспорта по "Северному потоку" (в Германию) и "Голубому потоку" (в Турцию).

Готовы ли европейские газовые компании расторгнуть контракты с "Газпромом" и добиться заключения новых, на новых условиях - получать российский газ у газотранспортного оператора "Укртрансгаза", разумеется, просчитав свою выгоду? Это было бы логичным решением. Даже без учета демонтированной в Болгарии части газпромовского трубопровода "Южный поток". И тогда бы проблема реверса через словацкую ГТС при согласованных действиях ЕС, направленных на снижение российского энергодавления, в частности на Украину, не существовала или была бы не столь болезненной.

Но, похоже, что Еврокомиссия и ЕС еще (или уже?) не готовы ставить ультиматум "Газпрому". Хотя уже не так беспечны, как осенью 2008-го.

Президент Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу в ответ на почти ультимативное письмо Путина ответил, что поставки газа Евросоюзу и Украине тесно переплетены. Он отметил, что ЕС готов обсуждать, как выполняются контракты, со всеми сторонами, на основе рыночных цен, международных норм и правил с тем, чтобы убедиться, что транзит через украинскую территорию, закачивание газа в подземные хранилища Украины и поставки газа Украине осуществляются прозрачно и надежно. "Сотрудничество между ЕС и РФ в энергетической отрасли основывается на общих интересах... Контрактная надежность РФ как поставщика газа - на кону в этом деле", - подчеркнул Баррозу.

Украина-Словакия: попытка
реверсного контакта

Оператор словацкой ГТС - компания Eustream a. s. и оператор украинской ГТС - ПАО "Укртрансгаз" четвертый год ведут затяжные переговоры о реверсе газа в Украину через словацкую ГТС и о прямом контакте операторов при транспортировке газа.

Почти год назад, 8 апреля 2013 г., "Укртрансгаз" подписал стандартное Соглашение о подключении (Interconnection agreement) и направил его словацкой Eustream a. s., предложив при этом оператору словацкой ГТС свести контакты с его клиентом - ООО "Газпром экспорт" "до заказа газотранспортных мощностей в соответствии с действующими европейскими нормами и потребовать от российской стороны наладить обмен стандартной информацией с "Укртрансгазом" в полном объеме". Дерзко, но пока безрезультатно.

Возможно, Eustream и согласилась бы. Но, очевидно, не согласился "Газпром" и его стопроцентное газоэкспортное дочернее ООО "Газпром экспорт". В результате Eustream не подписала ни Соглашение о подключении, ни дополнение к нему. Договорились о согласовании Меморандума о взаимопонимании.

Словакия-Украина:
на чьем поле мяч?

"Укртрансгаз" отправил словацкому оператору ГТС проект Меморандума о взаимопонимании еще 5 декабря 2013 г. Не дождавшись ответа, еще раз спросил словацких коллег, что они намерены предпринять.

13 января 2014 г. Eustream сообщила, что намерена внести изменения в меморандум и пригласила украинских партнеров в Братиславу - для согласования деталей… Затем прислала свой вариант Меморандума о взаимопонимании, в котором четко указала, что ее интересуют в основном технические аспекты мини-реверса.

Одновременно министерство экономики Словакии заявило: "На данном этапе очень важно сосредоточиться на технических аспектах решения возможного обратного потока газа через Словацкую Республику. При их подготовке истекает драгоценное время из-за неподготовленности компании "Укртрансгаз" к переговорам и подписанию документов, которые готовились по инициативе Европейской комиссии больше года". При этом в словацком министерстве заявили, что "компания Eustream не заметила никакой заинтересованности со стороны Украины в возможности посетить словацкие газовые объекты или компрессорную станцию в Вельке Капушанах".

"Обязательным является стандартный способ подготовки реверса согласно правилам законодательства ЕС, при котором не должно быть нарушено выполнение предыдущих обязательств компании Eustream, связанных с транспортировкой газа через Словацкую Республику. Мы бы приветствовали большую гибкость компании "Укртрансгаз" в вопросе подготовки и участия в переговорах в Братиславе, ведущих к завершению этого процесса", - цитировались в сообщении слова министра экономики Словакии Томаша Малатински.

В словацком правительстве настаивают, чтобы соглашение с Украиной по реверсу не нарушало "предыдущих обязательств оператора Eustream по транспортировке газа", и предлагают украинской стороне сконцентрироваться на технических аспектах реверса. В министерстве экономики заявили, что их страна поддерживает усилия по открытию маршрута реверса газа в Украину, но требует для этого соблюдения всех необходимых процедур. А также отметили, что реализация проекта подключения между Словакией и Украиной для реверсных поставок природного газа полностью относится к компетенции операторов газотранспортных систем обеих стран - компаний Eustream и "Укртрансгаз".

При этом Украина уже провела ряд необходимых мероприятий: построила ГИС и параллельный трубопровод для организации физического реверса, таким образом сняв технические ограничения для начала реверсных поставок со стороны Словакии. И тут Словакия для продолжения переговоров потребовала от Украины предоставить финансовые гарантии прокачки минимум 10 млрд кубометров газа в год.

Словакия, являющаяся одним из крупнейших после Украины транзитеров российского газа, в 2008 г. подписала с "Газпромом" 20-летние контракты на поставку и транзит газа с гарантией прокачки не менее 50 млрд кубометров в год на условиях ship-or-pay.

"Газпром" также не остается в стороне, активно препятствуя открытию реверса через Словакию, и постоянно твердит о сомнительности реверсной схемы газопоставок в Украину. Мол, это виртуальный реверс, и получает Украина тот же российский газ.

А никто этого и не скрывает. Но если экспортируемый "Газпромом" (и "Газпром экспортом") российский газ уже пересек границу со Словакией и потом возвращается в общем реверсном газопотоке в украинскую ГТС, то это вполне законный физический реверс. Был бы. И, надеемся, будет. И "Газпром" не может запретить европейским компаниям продавать излишки своего газа или газа, приобретенного на торговых площадках ЕС, в Украину через ГТС Словакии или любой другой страны. Другое дело, что "Газпрому" такой подход невыгоден - не за это десятилетиями боролся российский газовый монополист. Ему удобнее контролировать все газопотоки, ведущие в ЕС, а в идеале - и реверсные. На то он и монополист.

В конце 2013 г. "Газпром" предупредил Словакию о возможном сокращении транзита через ее ГТС, что для энергозависимой от россиян страны крайне нежелательно. Позже еврокомиссар по энергетике Гюнтер Оттингер заявил, что разрешение на реэкспорт от Словакии получено, но соглашение Украины с Eustream так и не было подписано, причем из-за проволочек со словацкой стороны.

В частности, как уже неоднократно писало ZN.UA, словацкие коллеги из Eustream формально хоть и не возражают против реверса, но выставляют требование полного соблюдения matching-процедур (механизма согласования поставок). Суть их состоит в том, чтобы газотранспортные операторы (т.е. Eustream и "Укртрансгаз") согласовывали в обязательном порядке так называемые шиппер-коды (shipper code pairs), которые должны быть известны обоим операторам и которые "расшифровывают" не только общие объемы транспортируемого газа, но и конкретных продавца и покупателя этого газа. Эти коды Украина может получить только от российского "Газпром экспорта" (собственника газа). По известным причинам он их не предоставляет "Укртрансгазу" и предоставлять не намерен.

Чтобы Украине некогда было думать о реверсе через Словакию, глава "Газпрома" Алексей Миллер 24 апреля заявил, что возглавляемая им компания выставляет счет "Нафтогазу Украины" за недобор газа в 2013 г. на сумму 11,388 млрд долл. По мнению чиновников "Газпрома", в прошлом году согласно условиям контракта от 19 января 2009 г. "Нафтогаз" должен был выкупить 41,6 млрд кубометров газа, а практически взял только 12,9 млрд. Мол, из-за этого российская газовая монополия недополучила вышеуказанную сумму.

При этом "Газпром" абсолютно игнорирует предложение "Нафтогаза Украины" о полной выплате задолженности в 2,2 млрд долл., но на условиях декабрьских договоренностей, согласно которым цена тысячи кубометров газа для НАКа составляет 268,5 долл.

Зачем нам
"виртуальный" оператор?

"Перед подписанием меморандума со Словакией Украина хочет получить четкий ответ на вопрос, что делает как оператор газа на украино-словацкой границе российский "Газпром экспорт?" - заявил 18 апреля председатель правления НАК "Нафтогаз Украины" Андрей Коболев. Украина призывает словацкую сторону, а также Энергосообщество и Еврокомиссию дать юридическую оценку существования между украинским и словацким операторами ГТС ненужного "посредника" - российского "Газпром экспорта".

"Украина просит европейскую сторону помочь вывести ситуацию из тупика, что должно позволить запустить реальный, а не виртуальный реверс газа в Украину с территории Словакии", - добавил А.Коболев. По его мнению, присутствие в качестве "виртуального" оператора на украинско-словацкой границе российского "Газпром экспорта", практически контролирующего весь газопоток через Словакию, противоречит европейскому законодательству, в частности Второму и Третьему энергопакетам. А конфиденциальность контрактов, заключенных между оператором словацкой ГТС и "Газпром экспортом", способствует манипулированию различными техническими причинами и терминами, как, например, шиппер-код, для того чтобы фактически ограничить доступ украинской стороны на европейский рынок газа.

"Мы просим не виртуальный, а реальный реверс, но на равных со всеми условиях", - заявил А.Коболев. По сути, вариант, на котором настаивает Украина, позволяет получить через ГТС Словакии доступ к европейскому рынку, объем которого несоизмерим с нынешними реверсными ручейками в Украину, и реверс может составить до 30 млрд кубометров газа в год (см. рис. 1). Причем при обоюдном согласии сторон этот вариант можно реализовать в течение нескольких недель.

Предложение Украины

Как показано на рис. 2, через территорию Словакии проходят четыре ветки газопровода. Они представляют собой по сути интерконнектор, связанный с ГТС Европы. Еще один трубопровод, идущий из Украины, законсервирован и не подключен к общей газотранспортной системе Словакии. По словам главы "Нафтогаза", максимальная загрузка действующей системы ГТС Словакии в 2011–2013 гг. составляла 63%, а сегодня - около 33%. Но использовать свободные мощности действующих газопроводов для реверса газа в Украину словацкий оператор ГТС, по утверждению его руководителей, не может. Мол, все транспортные мощности выкуплены "Газпром экспортом" наперед. И только один из четырех трубопроводов может использоваться в реверсном направлении.

А.Коболев отметил, что в конце апреля должны состояться переговоры с европейскими партнерами по вопросам реверсных поставок газа из Словакии. Он выразил надежду, что Словакия найдет юридическую возможность поставлять Украине природный газ в максимальном объеме. Однако 23 апреля министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Продан заявил, что переговоры перенесены. Значит ли это, что словаки наотрез отказались от предложения украинской стороны? Пока сказать трудно. Так или иначе, словацкий вопрос все равно будет в повестке дня. "Нафтогаз" тем временем намерен заручиться поддержкой своей позиции не только у Еврокомиссии, но и у влиятельных европейских участников рынка газа.

Кроме того, как стало известно ZN.UA, 24 и 25 апреля американские потенциальные партнеры выразили желание подключиться к разрешению проблемы реверсных поставок газа в Украину через словацкую ГТС. В пятницу, 25 апреля, американцы намерены посетить газоизмерительную станцию в Словакии Вельке Капушаны, после чего продолжить переговоры с украинской стороной в Ужгороде, а также с участием оператора словацкой ГТС.

Словацкий интерес

Как напомнил глава "Нафтогаза" А.Коболев, в 2011 г. именно Словакия предлагала вариант, каким образом Украина может получать газ из Словакии по реверсной системе. Но теперь она не соглашается на такой вариант, поскольку направление газа контролирует "Газпром". Словакия готова обеспечить реверс в Украину только 2,9 млрд кубометров газа в год (см. рис. 3). Для этого она предлагает достроить 300–400 м неиспользуемого сейчас газопровода. И словаки рассчитывают, вероятно, что оплатит это строительство если не Украина, то ЕС. Это условие, по информации ZN.UA, было внесено в Меморандум о взаимопонимании. Там указаны и сроки строительства, и другие процедуры. А сам газомаршрут должен был начать работу уже в октябре 2014 г.

Это, конечно, лучше, чем ничего. Но этого явно недостаточно для Украины. Напомним, что оператор словацкой ГТС - компания Eustream только на 51% принадлежит правительству Словакии. На рынке упорно утверждают, что оставшиеся 49% акций Eustream опосредованно принадлежат "Газпрому", что является фактической причиной, не позволяющей оператору словацкой ГТС и "Укртрансгазу" - оператору украинской ГТС заключить прямое взаимовыгодное соглашение.

Украина открывает рынок подземного хранения газа

Сезон закачки газа на следующий осенне-зимний период вот-вот начнется. Но… НАК "Нафтогаз Украины" не может закупать газ по цене, близкой к 500 долл. за тысячу кубометров для закачки в подземные хранилища (ПХГ) и последующего использования в целях поддержания транзита в ЕС, заявил глава компании А.Коболев.

"Все это понимают, это объективная реальность. Необходимо найти простое, но быстрое решение, как обеспечить нам доступ к газу по рыночным ценам. Мы не просим каких-либо льгот. В Европе сейчас цена приблизительно на уровне 350 долл. за тысячу кубометров и даже ниже", - сказал он. Но к этому сравнительно дешевому газу у "Нафтогаза" доступа нет из-за позиции Словаки. Ведь именно она, причем без особых физических усилий, может обеспечить наибольший реверсный газопоток в Украину.

А.Коболев подчеркнул, что объем газа из украинских ПХГ для обеспечения пикового спроса в Европе почти вдвое превышает объем для пиковых потребностей Украины. Поэтому, считает глава НАКа, логично, чтобы европейские газооператоры формировали запас газа в украинских ПХГ, для чего они должны также получить доступ к газотранспортным мощностям в Словакии.

Он также отметил, что европейские страны заинтересованы решить проблему реверса газа через Словакию не меньше, чем Украина. И предложил европейским партнерам воспользоваться украинскими ПХГ для хранения резервного газа.

Общая активная мощность украинских ПХГ, как известно, превышает 30 млрд кубометров газа в сезон. Это вторая в Европе по объемам система подземного хранения газа после "газпромовской". Для сравнения: общая емкость ПХГ 28 стран Европы составляет 79 млрд кубометров газа. По словам А.Коболева, "Нафтогаз" уже подал заявку в Европейскую ассоциацию участников газового рынка Gas Infrastructure Europe с целью раскрытия информации по своим газохранилищам на регулярной основе. Это, кроме прочего, должно укрепить доверие потенциальных партнеров и минимизировать антиукраинские настроения, распространяемые тем же "Газпромом" относительно надежности хранения газа в ПХГ Украины.

"Большая семерка" намерена снизить энергозависимость от РФ

Правда, до сих пор, понимая степень своей энергозависимости от России, Европа этим была не особо обеспокоена. Скажем так, пару раз в году. Но сегодня энергонезависимые настроения ЕС тем более актуальны, что Великобритания готова возглавить международные усилия, направленные на то, чтобы препятствовать использованию Россией своих природных энергоносителей в качестве орудия шантажа в отношении других государств. Великобритания готова взять на себя инициативу по выработке "семеркой" (G7) новой энергетической программы, направленной на сокращение зависимости ведущих стран Запада от поставок природного газа из России. Такое мнение высказал министр энергетики Соединенного Королевства Эд Дэйви на страницах газеты The Times.

"В последнее время было два, если не три случая, когда Россия пыталась использовать свой статус энергетической супердержавы в довольно агрессивной манере", - заявил Дэйви в преддверии запланированной на май встречи "большой семерки". Европа получает не менее четверти своего газа из России, половина этого объема идет через Украину. При этом "Газпром" заявил в апреле, что цена на газ для Украины может возрасти на 44%.

"Нельзя мириться с тем, чтобы Россия выкручивала руки конкретным странам. Мы не должны допустить, чтобы эта проблема ушла из повестки дня", - считает британский министр энергетики.

В этом британский министр несомненно прав: российский президент привык к тому, что как только он достает свою козырную "газовую" карту, все вокруг почтительно склоняются. "Стремления Кремля всем уже ясны - притеснять и издеваться. Да будет так: цивилизованным странам пора показать, что притеснения более не принесут желаемого результата", - добавил он.

Как ожидается, министры энергетики "большой семерки" должны обсудить возможности скорейшей организации альтернативных поставок газа, увеличения числа газохранилищ, строительства большего количества межсистемных линий электропередачи и, что не исключено, расконсервирования части АЭС. Другими словами, защищая себя, "большая семерка" может помочь и Украине. Хотя, конечно, понятно, что прежде всего Европу интересует собственная безопасность, включая энергетическую.