UA / RU
Поддержать ZN.ua

«СЛАВНЕФТЬ»: ИГРЫ ПАТРИОТОВ

В четверг в России произошла приватизационная продажа года. С аукциона ушли 74,95% нефтяной компании «Славнефть» — восьмой по добыче в стране, с годовым оборотом в два с половиной миллиарда долларов...

Автор: Игорь Маскалевич

В четверг в России произошла приватизационная продажа года. С аукциона ушли 74,95% нефтяной компании «Славнефть» — восьмой по добыче в стране, с годовым оборотом в два с половиной миллиарда долларов. «Славнефть» — это месторождения Восточной Сибири (четыре с лишним тысячи нефтескважин, 14 млн. тонн добываемой нефти в год). Плюс более 500 заправок в России и Белоруссии. Плюс три нефтеперерабатывающих завода – Ярославский, «Ярославнефтеоргсинтез» и белорусский Мозырский. Годовая добыча компании в пять раз превышает добычу нашей «Укрнафти». В общем, было за что побороться.

Стартовую цену определили в 1,7 млрд. долл. Однако практически никто не сомневался, что в итоге будет превышен двухмиллиардный рубеж, а при ряде условий — и трехмиллиардный. Российскому правительству, которому в будущем году предстоит выплатить 17 млрд. долларов внешнего долга, эти деньги были бы явно не лишними.

Конкурс также автоматически становился международным. Компания изначально создавалась как российско-белорусская, и 10,83-процентный пакет принадлежал правительству Белоруссии. Но основными фаворитами справедливо считались российские компании «Сибнефть» и «Тюменская нефтяная компания», «ЛУКОЙЛ», «ЮКОС» и «Сургутнефтегаз». Приватизация — что в России, что в Украине — всегда шла под лозунгом: чужие здесь не ходят. Впрочем, поначалу прямого запрета для иностранцев не было.

Первым на продажу пошел минский пакет, так как белорусы справедливо опасались, что после продажи «большого пакета» их акции окажутся никому не нужными. Предполагалось, что это будет и своеобразная тренировка перед большой продажей. Однако никакой драки не получилось. Единственным покупателем оказалась «Сибнефть» Романа Абрамовича и Олега Дерипаски. Торги несколько раз переносили, и, наконец, при стартовой цене в 200 млн. долл. пакет был продан все той же «Сибнефти» за 207 млн. долл.

Вскоре стало известно, что по крайней мере «ЛУКОЙЛ» и «ЮКОС» участвовать в конкурсе вообще не будут. «Сибнефть» даже договаривалась с «ЮКОСом» о предоставлении ей кредита на покупку. Так что круг потенциальных претендентов сузился до ТНК, «Сибнефти» и государственной «Роснефти».

Участие последней стало заметным сюрпризом. Так как 100 % «Роснефти» принадлежат государству, возникала любопытная ситуация, когда правительство рисковало продать пакет фактически самому себе. Не успели в Кремле осознать такую перспективу, как на горизонте появилась проблема таких масштабов, что там просто дыхание перехватило. О своем намерении поучаствовать в конкурсе заявила китайская государственная нефтяная компания China National Petroleum Corporation (CNPC) .

Вот это был шок! Во-первых, в том, что китайцы без особого труда выиграли бы конкурс, не сомневался никто. В коммунистическом Китае не очень любят оффшорные схемы оптимизации налогообложения госкомпаний, и ежегодная прибыль CNPC достигает 6 млрд. долл. Заплатить 3—4 млрд. долл. за русский пакет не представляло бы для нее особого труда. И ТНК, и «Сибнефть» на фоне китайской компании выглядели скулящими волчатами перед матерым волчищем.

Но имелось и во-вторых. Россия и так постоянно помнит, что на Дальнем Востоке живет примерно в сто раз меньше людей, чем в соседнем Китае. И резкое усиление влияния соседа не слишком порадовало бы, причем не только многочисленных лоббистов ТНК и «Сибнефти», но и многих чиновников и военных. В прошлое воскресенье российская Госдума срочно приняла постановление, согласно которому запрещалось участие в конкурсе иностранных компаний — как государственных, так и негосударственных, а также совместных российско-иностранных компаний, где доля иностранного капитала превышает 25%. Заодно отсекалась и государственная «Роснефть». Правда, последняя сразу же заявила, что все равно пойдет на конкурс своей дочерней компанией — ЗАО «Финанспрофит Эксперт».

Что касается китайцев, то после решения думцев они заявили, что не будут участвовать в конкурсе. Вызвав неподдельный вздох облегчения у российского правительства. Правда, пока не ясно, ушли они «за просто так» или же за сохранение лица Касьянова им были обещаны уступки в будущем.

Накануне продаж и ТНК, и «Сибнефть» ненавязчиво напоминали всем, что если кто, кроме них, рискнет купить «Славнефть», то неприятностей будет выше головы. У них уже были в совместном владении 13% «Славнефти», да еще «белорусский» пакет, принадлежащий теперь «Сибнефти». Необходимость их выкупа увеличивала бы цену приобретения для покупателя миллионов на 600—700. В общем, вскоре «конкуренты учли сложность корпоративной структуры «Славнефти» и присутствие в ней «Сибнефти» и ТНК».

За день до конкурса был нанесен удар по «Роснефти». От участия в торгах была отстранена ее дочка «Финанспрофит Эксперт». Для придания происходящему симметричности сняли и несколько компаний-конкурентов.

И как итог — конкурс прошел быстро, за четыре минуты. Торговались две структуры. Цена выросла всего на 9,4%, до 1,86 млрд. долларов. Победителем стало учрежденное «Сибнефтью» и ТНК ООО «Инвест-ойл». Передача пакета акций новому собственнику состоится сразу после полной оплаты стоимости пакета. Сделку планируется завершить в феврале 2003 года.

Обиженная «Роснефть» угрожает подать в суд, а правительство не без иронии спрашивает, с кем оно собирается судиться — с ним, что ли? Кроме того, если у компании действительно есть лишние 2,5 млрд. долл., то им можно найти и лучшее применение…

Что же касается цены… Хотя денег пришло меньше, чем ожидали в Кремле, но все же не настолько, чтобы отменять конкурс. В общем, пока скандалов меньше, чем ожидалось.

Для Украины это означает появление на ее границах нового крупного игрока на нефтерынке. Мозырь — это совсем рядом, полсотни километров от нашей границы. По иронии судьбы, в декабре стало известно и о завершении крупнейшей сделки на вторичном рынке в Украине. За 250 млн. долл. две никому не известные оффшорки купили Одесскую нефтегавань и систему АЗС. Кто именно — пока не слишком ясно, хотя поговаривают, что российская «Транснефть».

Кстати, в той же Одессе пару лет назад родимые госчиновники и бизнесмены одного госхолдинга продали очень похожее по объему реализации ОАО «Эксимнефтепродукт». Недорого, за 800 тыс. гривен. Родина даже не поморщилась — ей не привыкать.