UA / RU
Поддержать ZN.ua

Сланцевый тест для власти

Первый провал проекта СРП - это, с одной стороны, подсказка депутатам Львовского облсовета, где преобладают оппозиционеры, как можно в ближайшее время проучить правительство. С другой стороны, неприятное событие заставляет Кабмин и министерства лучше готовить такие важные документы.

Автор: Роман Якель

В деле поиска и разработки месторождений сланцевого газа в Украине Кабмин и профильные министерства впервые остались ни с чем. Депутаты Ивано-Франковского областного совета 20 августа не согласовали проект соглашения о разделе продукции (углеводородов), которая будет добываться в пределах участка Олесский в Прикарпатье. Соглашение должно быть подписано между государством Украина, компанией "Шеврон Юкрейн Б.В." и ООО "Недра Олесская". Этого требует Закон Украины "О соглашениях о разделе продукции" (ст. 11). Без согласования с органом местного самоуправления, на территории которого будут разрабатываться месторождения сланцевого газа, подписывать соглашение нельзя.

Исполнительная власть Ивано-Франковщины знала, что она не контролирует депутатский корпус этого созыва. Поэтому облгосадминистрация прибегла к ухищрениям, подав на рассмотрение собственный проект решения. Логика была следующая: далеко не все предложения, наработанные региональной рабочей группой, учтены в соглашении. Вы, депутаты, поддержите архиважный документ и заодно предложите правительству "компенсаторы экономических, технологических и экологических рисков соглашения".

Но большинство депутатов - представителей оппозиционных партий - увидели в этом ловушку: мы проголосуем, а правительство нас кинет. Они решили, что уступки, на которые пошли правительство и инвестор для облсовета, весьма незначительные. И предложенные 10% прибыльной продукции (газа), добытой на территории области, для региона - маловато.

Недостаточно конкретики и в обещанных инвестором и заложенных в соглашении "0,5–1 млн долл. ежегодно на потребности общин, в пределах или вблизи договорного участка". "Вблизи - это что означает? Для обустройства офиса компании?" - с сарказмом спрашивал глава облсовета свободовец Василий Скрипничук.

Неудивительно, что из 114 депутатов облсовета "за" согласование проголосовали только 40, приближенных к исполнительной ветви власти.

Аргументы министра энергетики и угольной промышленности Эдуарда Ставицкого, например, следующие: "Для Украины главной перспективой является использование запасов газа из нетрадиционных источников, в частности сланцевого и газа с шельфа Черного моря", "на площади Олесская можно добывать, по самым пессимистическим прогнозам, 5 млрд кубометров газа в год", не убедили большинство прикарпатских депутатов.

Холодом повеяло от заверений члена правительства: в Ивано-Франковской области будут созданы тысячи рабочих мест, а в местные бюджеты поступят дополнительно сотни тысяч гривен. Высокий гость не сумел развеять тревогу местных полпредов, утверждая: "Не известна ни одна аварийная ситуация при разработке месторождений сланцевого газа международными компаниями, в том числе компанией "Шеврон". А чтобы избежать рисков загрязнения источников питьевой воды и природоохранных территорий, правительство уменьшило площадь Олесскую (расположенную частично на территории Львовской и Ивано-Франковской областей) для разработки месторождений сланцевого газа почти вдвое - из заявленных ранее 13 тыс. кв. км до 6,3 тыс. (из них менее 3 тыс. - на территории Прикарпатья). И только на 20% этих площадей будут пробурены скважины.

В Ивано-Франковске Кабмину и профильным министерствам (энергетики и недропользования) продемонстрировали, что нельзя быть глухими к мнению местных ученых, общественных организаций, наконец, бизнес-групп, у которых собственные интересы в недропользовании. Ведь в рабочую группу, созданную для доработки соглашения, почти не были привлечены специалисты из правительства. Поэтому желание вырваться из газовых объятий соседнего государства, задекларированное в сессионном зале гостями из правительства, руководством облгосадминистрации и частью приближенных к власти депутатов, напоминало патриотический, но неловкий жест.

Более трогательно прозвучала "разгадка" проекта сланцевого газа из уст народного депутата, председателя парламентского комитета по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы Ирины Сех: "Псевдоэлита, правящая власть ищет любой повод, чтобы скрыть провалы в газовой сфере. Этот проект продвигается в интересах олигархических групп. Например, соучредителем ООО "Недра Олесская" является уже известное "СПС-Геосервис", которое не вкладывает ни копейки, но претендует на серьезную прибыль".

Нетрудно догадаться: оппозиционные депутаты, в частности представители ВО "Батьківщина" и "Свободы", подвергли соглашение сокрушительной критике. А представители правительства, в свою очередью, не смогли опровергнуть их аргументы, не развеяли опасений относительно рисков, связанных с разработкой месторождений сланцевого газа. Почему так произошло?

В документе действительно не дана характеристика метода гидравлического разрыва пластов на всех этапах бурения. Засекречена информация о химических веществах, которые будут закачиваться в скважины. Председатель постоянной комиссии облсовета по вопросам экологии, рационального природопользования, рекреации и развития туризма Андрей Троценко в разговоре со мной не преувеличивал угрозу: "На площадь Олесская приходится 70% питьевой воды Прикарпатья. Если, не дай Бог, она будет загрязнена, в регионе возможно экологическое бедствие. Скважины не будут размещены на объектах природно-заповедного фонда. Но горизонтальное бурение, предусмотренное в соглашении, может их затронуть".

Как это ни удивительно звучит, но в Ивано-Франковск не было направлено положительное заключение государственной экологической экспертизы проекта соглашения, проведение которой требует Закон "О соглашениях о разделе продукции", не предоставлен он и рабочей группе.

Депутаты были убеждены, что другие мины, заложенные в документе, рано или поздно взорвутся. Чего стоит только отказ государства от иммунитета! То есть, если инвестор нарушает законодательство или положения соглашения, то государство обращается не в украинские суды, а в Стокгольмский арбитражный суд. "Так что же, местным общинам, права которых будут нарушены, не остается ничего другого, как тоже защищать себя в Стокгольме?" - спрашивали избранники.

Они требуют, чтобы соглашение еще и максимально учитывало потребности края. Для этого Ивано-Франковский облсовет в лице коммунального предприятия "Прикарпатьесланцгаз" должно иметь не менее 25% в соглашении и возможность за счет прибыли от реализации сланцевого газа наполнять внебюджетный фонд для развития общин.

Первый провал проекта СРП - это, с одной стороны, подсказка депутатам Львовского облсовета, где преобладают оппозиционеры, как можно в ближайшее время проучить правительство. С другой стороны, неприятное событие заставляет Кабмин и министерства лучше готовить такие важные документы, привлекая к тесному сотрудничеству местные элиты, общественность. Можно пойти и другим путем - правительство может подготовить и внести на рассмотрение Верховной Рады изменения в закон, чтобы отстранить местные советы от процесса согласования документов, "важных для инвестора и правительства". Но министр Эдуард Ставицкий заявил журналистам в Ивано-Франковске, что Кабмин не планирует этого делать. Соглашение будет более тщательно доработано и повторно внесено на рассмотрение ивано-франковских депутатов.