Нередко приходится слышать вопрос: почему на наших заправках такой большой разлет цен? Доходит до 7 грн на литре, или 25%. Это кто-то сильно жадный или кто-то сильно добрый? (Согласитесь, странно звучит — «добрый нефтетрейдер», «жадный» подходит куда лучше).
Чтобы разобраться в этом, надо посмотреть, кто и сколько зарабатывает. Посчитать это несложно. 80% топлива приходит по импорту по мировым котировкам, а оставшиеся 20% наши производители продают по ценам импорта. То есть закупают все сети по одинаковым ценам. Затраты на логистику, хранение и содержание АЗС тоже у всех примерно одинаковы. Что сильно отличается, так это дисконтная политика. У так называемых премиальных сетей, делающих ставку на сервис и качество, цены наивысшие, но такие же максимальные и скидки, составляющие, как правило, 3,5 грн/л. На противоположном «дисконтном» полюсе находится крупнейшая сеть страны — группы «Приват» («Укрнафта», ANP, «Авиас» и прочие), насчитывающая 1500 АЗС. Так вот, она скидок не дает совсем и находится где-то посередине ценового рейтинга. Крупнейшей категорией станций — их около 4300 из общего количества в 7650 АЗС — являются так называемые дискаунтеры и «бочки», торгующие по минимальным ценам. Их щедрости нет предела: они еще и предоставляют скидки, достигающие 1,50 грн/л.
Мы отминусовали от заявленных цен на заправках закупочную стоимость, расходы, налоги, типовые дисконты и получили следующую картину маслом. «Премиальные» заправки зарабатывали на бензине и дизтопливе от 1,3 до 3 грн/л, сжиженный газ приносил 0,5 грн/л. В свою очередь «дискаунтеры» все девять месяцев торговали бензином и сжиженным газом в «минус», вплоть до 80 коп./л, зарабатывая в среднем 0,5 грн/л только на дизтопливе.
Вы верите, что половина заправок в стране убыточны? Они и сами не дают повода так думать, продолжая активно развиваться. Обладатель минимальных цен на рынке — сеть МОТТО — приросла за год на 38 станций за счет аренды. Сеть «БРСМ-Нафта» купила и построила 30 АЗС, нефтебазу, построила газонаполнительную станцию и стала спонсором ФК «Шахтер»! Пишут и показывают, что даже поддерживала партию Шария (сама сеть это отрицает). Украина — страна возможностей!..
Но мы не верим в чудеса и поэтому решили изучить эту ситуацию детальнее. Самый традиционный метод заработка АЗС — продажа фальсификата или незаводского бензина. Вот интересный факт: поставщики сети «БРСМ-Нафта» — некие «Катма Груп» и «ТНТ груп» — за последний год по импорту или на легальных НПЗ в Шебелинке и Кременчуге не приобрели ни тонны бензина А-95. Три марки этого бензина, реализуемого на БРСМ, они закупают у некоего ООО «Стандарт ойл 2000», производящего чудо-бензин на мини-НПЗ в Гадяче и на нефтебазе в селе Переяславское под Киевом. Что это за топливо? Как его производят, из чего? Как контролируется качество? Реально интересно, почему Socar, ОККО, WOG, Shell, AMIC не производят бензин на своих нефтебазах, зачем везут его за тридевять земель? Какой такой секрет знает БРСМ, который не знают крупнейшие игроки рынка? Кстати, как там у «Стандарт ойла» дела с уплатой акцизов и других налогов? Может, в этом сказочном «яйце» находится та самая «игла»?
Откуда поставляет бензин МОТТО, до конца неясно. Немного приоткрывают завесу материалы уголовного дела о торговле фальсификатом в позапрошлом году. А за последний месяц силовики закрыли станции МОТТО в Сумах и Чернигове тоже за торговлю фальсификатом.
А вообще в стране коптят не менее 25 мини-НПЗ, выпускающих низкопробное топливо.
Но самое интересное, что АЗС может торговать вполне легальным топливом без наценки, но хорошо зарабатывать на этом. Как? Химичить с кешем и документами на топливо.
Топливо живет двумя жизнями: в виртуальной жизни на бумаге оно фиктивно потребляется компаниями, существенно понижая им налоговую нагрузку, а в реальной — неучтенным продается на АЗС за наличные частному автомобилисту. Эту продажу оформят как отпуск ранее проданной оптовой партии какому-то промышленному потребителю. Как это узнать? Немало станций БРСМ при оплате наличными выдаст вам чек с пометкой «К» или «Ведомость К» в графе «Способ оплаты», тогда как в чеках любых из названных выше сетей будет четко указано, что оплата была проведена наличными. То есть вы заплатили наличные, а вам дают документ о продаже по какой-то ведомости и вообще по какой-то «К».
Кстати, такой чек с указанием «Наличные» вам выдадут даже на МОТТО! Но есть нюанс: этот чек, скорее всего, не будет идентифицирован сервисом проверки чеков Государственной налоговой службы Украины, как это произошло в нашем случае (см. фото). К слову, чек БРСМ эту проверку пройдет, но все равно этот документ не отвечает сути произведенной операции и поэтому является «левым».
Но ради чего все это? Тарифы таковы: если заправка просто продает документы на топливо конвертационному центру, она зарабатывает 7% от стоимости партии. А если в составе бизнеса нефтетрейдера есть еще и бизнес по продаже вырученных на АЗС наличных (спойлер: в любой крупной сети, промышляющей торговлей документами, он есть), то можно добавить еще 5%. Итого рентабельность схемы — 12%. Продаешь бензин или дизтопливо по 25 грн за литр по себестоимости и зарабатывать 3 грн/л — больше, чем премиум-заправки! А если бензин «левый», то добавь в ларчик еще 7 грн/л акциза.
Вот и весь секрет разлета цен на украинских АЗС. Не будь фальсификата и налоговых схем, было бы у нас прозаично, как в Европе, — максимальный ценовой диапазон 1,5–2,0 грн/л.
Стоит ли удивляться, что если в 2019 году на долю «дискаунтеров» (теперь уже понятно, почему в кавычках?) приходилось 20% розничных продаж населению (без корпоративного сегмента), то в 2020-м — уже 32%. В целом же их доля в продажах в 2020 году составила 56%. Рынок уверенно шагает в «тень». По нашим расчетам, «дешевое» топливо вымоет из госбюджета в 2021-м более 22 млрд грн НДС и акциза. Это, для сравнения, треть от дорожного фонда. Интересно, если это видит весь рынок, эксперты и внимательные автомобилисты, то почему спят Минфин и налоговая служба? Рынок нефтепродуктов — отличное поле для быстрых побед ценой в миллиарды гривен.