UA / RU
Поддержать ZN.ua

ШЕСТЬ УРОКОВ ЛОББИЗМА

Шесть месяцев работы украинского нефтерынка показали, что он, по сравнению с прошлым годом, значит...

Автор: Олег Гавриш

Шесть месяцев работы украинского нефтерынка показали, что он, по сравнению с прошлым годом, значительно окреп: правительство нашло взаимопонимание с производителями, заводы увеличили выпуск продукции, цена нефтепродуктов регулируется спросом и предложением. Казалось бы, жизнь налаживается. Если бы не приступы лоббистской ностальгии «новых-старых» депутатов из парламентского комитета по аграрной политике, вносящие диссонанс в отлаженный механизм нефтерынка.

Вопрос парламентского лоббизма не был в первом полугодии доминирующим для украинского рынка нефтепродуктов, но стал квинтэссенцией последних недель и начала нового полугодия. Уйдя на парламентские каникулы, депутаты так и не проголосовали по законопроекту о льготах для импортеров, перенеся его рассмотрение на сентябрь, но шрамы на теле нефтерынка только от самого факта его рассмотрения останутся.

Притом, что аграрное лобби как таковое имеет множество преимуществ, несомненно, что инициируемые сегодня депутатами ВР отмена НДС и акциза на импортные ГСМ, приведет к негативным последствиям на рынке нефтепродуктов. По мнению большинства опрошенных экспертов рынка, такого рода инициатива будет шагом назад, в 1999 год, когда две трети ГСМ поставляли импортеры; когда при стоимости тонны нефти на 68% дешевле, чем сегодня, импортеры продавали горючее аграриям на треть дороже сегодняшней рыночной цены; когда литр бензина на АЗС стоил в среднем на 20 коп. дороже, чем сегодня; когда НПЗ загружались только наполовину от сегодняшних объемов нефти. Сегодня и пойдет речь о том, что стоимость горючего находится в рамках моратория, подписанного год назад правительством, НПЗ и аграриями; что половина импортного горючего, как показывает практика прошлых лет, не попадет аграриям, а будет реализована через АЗС.

Урок первый — международный

Мировой рынок нефти знает много лоббистских схем и примеров, но когда лоббизм группы национальных компаний идет вразрез с интересами государства, эти схемы не срабатывают. Как правило, государство поддерживает созидательные и никогда деструктивные инициативы собственных производителей. Цивилизованный лоббизм должен иметь собственные истоки. Тот факт, то нефтяная компания Standart обнаружила нефть в Египте и, заручившись поддержкой местного правительства, занимается разработкой нового месторождения, известен многим. Но не многие знают, что начать поиск нефти в районе, который ранее считался неперспективным, заставила одного из директоров компании Библия, точнее вторая глава книги «Исход», где рассказывается, что мать Моисея, прежде чем пустить младенца по реке в колыбели, осмолила ее асфальтом и смолой. Бизнесмен рассудил, что если в Египте есть смола, то должна быть и нефть, что и подтвердил Чарльз Уитшот, нефтяной эксперт Standart‘a. Сегодня Египет добывает нефти в 20 раз больше, чем Украина, а по ее запасам входит в первую пятерку африканских нефтедобывающих государств…

Мировая цена нефти в этом году на треть повысила стоимость нефтепродуктов в развитых странах. Подобное происходило и в России, где цена нефтепродуктов выросла на четверть. На днях министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф заявил, что в 2003-м в России возможен резкий скачок цен на топливо, если цены на нефть останутся высокими. Мировой баланс спроса и предложения нефтяного сырья регулирует интересы стран-производителей и стран-потребителей.

США, которым крайне невыгодны высокие цены на нефть, вынуждены смириться с тем, что за полгода стоимость нефтяной «корзины» выросла на 29,5%, «потянув» за собой нефтепродукты. Как известно, способствовал этому росту политический фактор — угроза глобальной войны в Персидском заливе.

«Сегодня на цену нефти влияют рыночные факторы: увеличение или уменьшение потребления нефтепродуктов. Например, в начале июля в связи с Днем независимости в США выросло потребление бензина — чуть поднялось в цене «черное золото». Но для значительного роста предпосылок нет: запасы достаточные, политика больше не влияет на цену так, как во время её последнего подорожания», — говорит «ЗН» Сергей Лукьянов, генеральный директор агентства Petroleum Argus.

Мировая политика несколько отстранилась от нефтяных дел, что в Украине компенсирует активность «народных политиков». По словам С.Лукьяненко, поставки нефти в Украину производятся по ценам не намного ниже мировых, поэтому российским нефтяникам закачивать сырье на сегодня выгодно и эта модель взаимосвязи мировых расценок на нефть и стоимости сырья поставляемого на украинские НПЗ сохранится и в будущем. Поэтому происходивший рост цен на ГСМ в Украине закономерен, как очевиден и тот факт, что снижения объема поставок российской нефти в третьем и четвертом кварталах не произойдет, разве что по форс-мажорным обстоятельствам, о чем поговорим ниже.

«Мировые цены на нефтепродукты усиливают влияние на внутренние цены только тогда, когда часть импортного ресурса увеличивается», — говорит «ЗН» Олесь Пограничный из ОАО «Концерн «Галнафтогаз». То есть тогда внутренний рынок попадает в еще большую зависимость от увеличения расценок на готовое горючее в соседних государствах и от действий правительств соседних государств. Таких, например, как ограничения на экспорт ГСМ на время уборки урожая в Белоруссии.

Урок второй — ценовой

Если привести мысль американского писателя Амброза Гвинета Бирса к нашей теме, то получится, что цена лоббизма является стоимостью нефтепродуктов плюс разумное вознаграждение за угрызения совести при назначении цены. Действительно, ведь должна мучить совесть инициаторов законопроекта о введении льгот для импортеров за то, что год назад аграрии посчитали оптимальной для них ценой стоимость дизтоплива и 76-го бензина в 1700 грн. за тонну. Сегодня средняя цена тонны ДТ — составляет 1632,5 грн., а низкооктанового бензина — 1656,0 грн.

Казалось бы: полное удовлетворение депутатских амбиций и крестьянских проблем. Но руководитель комитета по аграрной политике Иван Томич считает, что эта цена приведет к потерям сельхозпроизводителей в 1 млрд. грн. При всем уважении к его расчетам, все же больше доверия вызывают прогнозы Минэкономразвития и по вопросам европейской интеграции, которые показывают, что ежемесячно импортеры будут экономить от 3 до 6 млн. долл., а за три «страдных» месяца сэкономят около 18 млн. долл. Потому цифра минимизации «сельскохозяйственных потерь», в случае введения льгот на импорт ГСМ, прежде всего на порядок ниже, чем это представляют себе аграрные депутаты и, кроме того, эти дивиденды получат не крестьяне, а импортеры, что две большие разницы.

С начала года стоимость оптовых партий ГСМ выросла существенно — на 50—70%. Но не следует забывать, что, во-первых, она до этого снизилась на 60—80%; во-вторых, стоимость украинской нефти за это время выросла на 91,5%, с 450,9 грн. в декабре 2001-го до 863,4 грн. за тонну в июне 2002-го; в третьих, цена российской за это же время тоже выросла на 29,3%. В частности потому, что экспортная пошлина в России с 1 июня выросла в 2,5 раза и составляет 20,4 долл. за тонну. Кроме того, поставляемая на украинские НПЗ российская нефть, которая в первом полугодии занимала 74,6%, «опошлена» НДС и акцизом как в России, так и в Украине. «Причем пока разрешение последней проблемы не предвидится, поскольку условием снятия НДС Россия видит вступление Украины в ЕврАзЭС», — считает Валерий Кузьменко, госэксперт Национального института проблем международной безопасности СНБОУ.

Интересно, что стоимость горючего на АЗС за это же время выросла только на 30—50% и розница сегодня является сдерживающей силой, которая не дает расти оптовым ценам. Со слов О.Пограничного, в Украине сложилась такая ситуация, когда цены формируют не оптовики, а, наоборот, розничные торговцы, поскольку значительная часть заправок работает напрямую с владельцами ресурсов по договорам комиссии, джобберству и др. Операторы рынка нефтепродуктов считают, что бояться роста цен, а тем более строить искусственные плотины на пути их формирования бессмысленно.

Урок третий — инвестиционный

Лоббизм используется как инструмент защиты национальных производителей. Лобби, лоббизм (от англ. lobby — кулуары), система контор и агентств крупных монополий при законодательных органах США, оказывающих прямое давление (вплоть до подкупа) на законодателей и госчиновников в интересах этих компаний, объясняет Большая энциклопедия. Не берусь рассуждать о подкупе законодателей, но как-то не по-государственному противопоставлять интересы предприятий отраслей хозяйства, например, фермеров и нефтепереработчиков, так как в любом случае проиграет государство.

Гораздо важнее лоббировать законы, которые позволяли бы развиваться национальному производителю (будь то аграрий, нефтяник или металлург), создать условия для благоприятного инвестиционного климата, а затем не менять эти правила игры в зависимости от погоды или настроения депутата. Ведь инвесторы работают в Украине в очень непростых условиях, о чем «ЗН» неоднократно писало.

Этих жестких условий не выдерживают некоторые компании. В частности, «Сургутнефтегаз» инвестирует средства в белорусскую нефтехимию, предпочитая ее украинской. «ЮКОС» предпочитает поставлять в Украину нефть давальцам и нефтепродукты импортерам, вкладывая средства в российскую энергетику и восточноевропейские проекты. «Славнефть» свернула свои проекты в Украине.

А в начале лета о том, что «Херсоннефтепереработка» стала для нее не интересна, заявила компания «КазМунайгаз» (правопреемник «Казахойла»). «Для «Казахойла», после ликвидации льготной схемы переработки нефти, стало нерентабельно работать на АО «Херсоннефтепереработка».

Урок четвертый — производственный

Аграрии еще помнят времена, когда два раза в год Украина на самом высоком уровне обращалось к Азербайджану и Греции с просьбой поставить солярку для посева или сбора урожая сельхозпроизводителями. Отечественные НПЗ не были в состоянии удовлетворить даже потребности аграриев, не говоря обо всем рынке нефтепродуктов. Сегодня ситуация кардинально изменилась, причем в пользу Украины.

Так, за пять месяцев 2002 года производство нефтепродуктов в Азербайджане сократилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 13,8%: выпуск автомобильных бензинов уменьшился на 7,3% (до 232,5 тыс. тонн), керосина — на 8,6% (258,1 тыс. тонн), дизтоплива — на 21,1% (636,6 тыс. тонн).

В Украине за шесть месяцев 2002 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, переработка нефти выросла на 63,2% и составила 10037,3 тыс. тонн нефти. Производство автомобильного бензина увеличилось на 59,86% (2276,3 тыс. тонн), дизтоплива — на 65,5% (2915,6 тыс. тонн).

Основные поставщики нефтяного сырья — компании «Татнефть», ТНК, «ЛУКОЙЛ», «КазМунайгаз», «Башнефть», ЮКОС, «Роснефть», «Славнефть», «Укрнафта». Но 74,6% сырья поставляется из России, и эти объемы дают возможность стабильно работать пяти из шести заводов. Только на «Херсоннефтепереработке» российское сырье занимает 14% потребления, на других НПЗ — более половины.

По данным пресс-службы ЗАО «Укртатнафта», «завод работал стабильно все прошлые месяцы. Причем в июне переработали на 150 тыс. тонн нефти больше, чем в мае, а с начала года — более 3,6 млн. тонн нефти. Глубина переработки составила 63,34%, выход светлых нефтепродуктов 53,88%. Поэтому никаких проблем с работой и отгрузкой дизтоплива на рынок у нас не существует. Завод может отгрузить столько ГСМ, сколько нужно. Совершенно неясно, зачем при этом вводить льготы для импортеров».

Заметим, что выход светлых нефтепродуктов по отрасли в этом полугодии, по сравнению с прошлым, вырос с 34,8 до 51,73%. Т.е. отрасль перестроилась под потребителя, которым являются в том числе и сельхозпроизводители.

Есть и еще несколько интересных цифр, о которых поведал Кабмин Верховной Раде. Отечественные нефтепродукты занимают на рынке 95%, страна превратилась из импортера в экспортера горючего, притом, что поступления в бюджет от уплаты акцизного сбора с бензина выросла в 5,5 раза, а с дизтоплива — в 9 раз.

Как сообщили «ЗН» в ОАО «Нефтехимик Прикарпатья», сегодня завод работает стабильно и перерабатывает сырье акционеров и сторонних давальцев. «Если же введут еще льготы для импортеров, то НПЗ придется совсем туго и неизвестно, удастся ли конкурировать, например, с импортным дизтопливом», — рассказывают на «Нефтехимике».

Поэтому введение льгот для импортеров инвесторы имеют право рассматривать как форс-мажорные обстоятельства, считает Сергей Лизунов, исполнительный директор ПИИ «ТНК-Украина». «Если цель введения льгот заключается в удешевлении продуктов питания, то льготы нужно было вводить не для импортного топлива, а для продукции отечественного производства, которая занимает 95% рынка. Тогда одновременно будет стимулироваться отечественная нефтепереработка и поддерживаться аграрный сектор. Будет ли цена нефтепродуктов при введении льгот на импорт отвечать ожиданиям, и сам аграрный комитет ВР не может гарантировать. Грубо говоря, введение льгот на импорт нефтепродуктов не будет означать низкой цены на внутреннем рынке, потому что нет обязательств ни одного трейдера, который взял бы на себя смелость гарантировать, что при ввозе нефтепродуктов на территорию Украины он продаст их по какой-то сверхнизкой цене аграрному сектору. А у отечественных НПЗ есть обязательства перед правительством, что цена для аграриев по дизелю не будет выше определенной планки, что мы на сегодняшний день и выполняем», — говорит «ЗН» С.Лизунов.

Для такого НПЗ, например, как ЛиНОС, введение льгот во время вступления в силу процедуры санации, которая предусматривает в течение последующих полутора лет выплаты кредиторской задолженности, смерти подобно. А говорить о создании компании «Нафта України» в таком случает не придется.

Урок пятый — льготный

Расчет экономической эффективности переработки нефти на крупнейшем в Украине НПЗ, «Укртатнафта», показывает, что при стоимости российской нефти в 145 долл. за тонну, стоимость низкооктанового бензина должна находиться на уровне 1700 грн., а солярки — не менее 1600 грн. за тонну. Стоимость тонны ДТ в России составляет 230,7 долл., 76-го бензина — 249,4 долл. за тонну, т.е. при льготном импорте стоимость этих ГСМ будет на 50—60 долл. дешевле украинских. Поэтому владельцы украинских заводов не заинтересованы во введении таких льгот, которые поставят их в неравные условия с трейдерами, а лоббировать свои интересы они умеют, считают в «Галнафтогазе».

«Что же касается аграриев, которые как будто бы должны выиграть от такого законопроекта, то они в действительности ничего не выиграют», — говорит О.Пограничный. Повторюсь, не выиграют по простой причине — вся разница между внутренней и внешней ценой дизтоплива осядет в карманах импортеров. При этом поступления в бюджет прекратятся не только от набирающего силы импорта, но и от отечественных НПЗ, которые остановятся.

«Когда вводят льготы для одних и не вводят для других (особенно, когда их получают импортеры в ущерб производителям) — это нарушение законов рынка. Если вводить льготы для импортеров, то и для НПЗ, в противном случае нефтепереработка остановится и мы вновь будем зависеть от поставок готовых нефтепродуктов из Белоруссии, России, Азербайджана. Так было когда-то и горючее тогда стоило дороже, чем сейчас. Вообще я увязываю вопрос введения льгот с коррупцией, по которой Украина занимает ведущее место в мире», — жестко комментирует ситуацию В.Кузьменко.

Не касаясь вопроса коррупции, обратим внимание на «однобокость» представленного комитетам по аграрным вопросам законопроекта. На вопрос, почему вводятся льготы только для импортеров, автору не смог ответить ни Иван Томич, ни Олег Юхновский. Введение временных льгот для всех участников рынка, в том числе и производителей, которые сегодня поставляют практически все ГСМ, означал бы заботу депутатов о конечном потребителе — аграриях. В противном случае эта декларативная забота выглядит как забота об отдельно взятых поставщиках нефтепродуктов. И другие утверждения являются наивным издевательством.

«Сегодня на терминалах НПЗ находится 150 тыс. тонн дизтоплива. Почему аграрии его не покупают? Стоимость этого дизтоплива составляет 1600 грн. за тонну, в то время как максимальные цены по соглашению между НПЗ, нефтяными компаниями и правительством — 1700 грн. за тонну, что полностью устраивало Министерство аграрной политики во время подписания меморандума», — удивляется Н.Приймак. Более того, отмена НДС и акциза на отечественные нефтепродукты способствовала бы снижению стоимости бензина А76 отечественного производства до 1120,3 грн. за тонну, а ДТ — до 1185,1 грн. Но правительство в начале июля предложило парламенту увеличить ставку акцизного сбора на бензин на 50% — до 60 euro, а на дизельное топливо — на 200% — до 30 euro за тонну...

Урок шестой — антимонопольный

Самое слабое звено в украинской игре под названием «рынок нефтепродуктов» — монополизация. Следуя логике профессора Массачусетского технологического института Пола Самуэльсона, международного апологета экономики, монополизация рынка наступает, когда предлагаемый товар предлагает один производитель. Поэтому в Украине вести речь о монополизации рынка нефтепродуктов как минимум преждевременно. По мнению экспертов FKG-Ukraine, эти намеки являются частью «лоббистской вселенной» компаний, которые не нашли себя в новом мироустройстве рынка ГСМ. «Украинский рынок направляется не к монополии, а к олигополии, когда на рынке остается несколько основных операторов (владельцев украинских заводов и основных держателей нефтепродуктов) и компании, которые работают с ними по различным схемам (комиссия, франчайзинг и др.)», — считает О.Пограничный.

В Украине монополизацию призван предотвратить закон «О защите экономической конкуренции», подкрепленный методикой определения монопольного (доминирующего) положения субъектов хозяйствования на рынке, утвержденной распоряжением Антимонопольного комитета Украины от 5 марта 2002 г. №49-р. Согласно этим документам, монополию можно смешать с экономической эффективностью.

Например, в небольшом городе расположено пять АЗС, три из которых принадлежат облнефтепродукту, с госпакетом, а значит, последний оккупировал более 35% рынка и является монополистом. С точки зрения экономической целесообразности строить новые АЗС в городе не выгодно, а «разбазаривать» госимущество противозаконно. Как быть с «лишними» АЗС — закрыть или продать? Ни закон, ни методика ответы на эти вопросы не дает.

Зато Антимонопольный комитет провел собственное расследование на рынке нефтепродуктов и в начале июля сообщил, что после прихода в Украину иностранных инвесторов монополизации производства ГСМ не произошло, как и не наблюдается монопольного положения на соответствующих региональных рынках розничной торговли нефтепродуктами.

Из 5079 АЗС только около четверти АЗС принадлежит крупным брендовым сетям. Но со слов Сергея Андронова, первого заместителя гендиректора «ЛУКОЙЛ-Украина», нефтяники не могут диктовать цены украинским розничным трейдерам, тем более в условиях, когда продолжается рост джобберских сетей. Розничную цену формируют владельцы АЗС, три четверти которых не входят в состав брендовых сетей.

«В Украине работают шесть заводов, три крупнейших нефтяных компании — ТНК, «ЛУКОЙЛ», «Татнефть». С каждым из НПЗ и НК сотрудничает по 20—50 коммерческих структур, в том числе давальцев, посредников, джобберов и др. При такой структуре рынка монополизации быть не может в принципе, поскольку торговлей нефтепродуктами занимаются более 450 коммерческих структур», — считает А.Оськин.

Поэтому, как ни крути, а миф об украинском монополизме намного менее реален, чем правда о национальном лоббизме. Только от последнего остается ощущение, что он носит не только сугубо меркантильный характер, но и становится разменной монетой в руках политиков.