Идея строительства нового газопровода, позволяющего напрямую соединить север России с Западной Европой, вызревает в недрах «Газпрома» уже не первый год. Официальным обоснованием нового проекта служат прогнозы, предполагающие значительный рост потребления природного газа европейскими странами. Отвечая на вопросы International Herald Tribune, пресс-секретарь «Газпрома» Ольга Морева заявила, что в прошлом году компания поставила на европейский рынок 140,5 млрд. кубометров газа. Но уже по условиям только существующих контрактов этот объем к 2010 году должен увеличиться до 180 млрд. По другим же прогнозам ожидается рост потребления газа сверх действующих контрактов на 100 млрд. кубометров, или, по максимальным оценкам, и вовсе вдвое.
Российская сторона утверждает, что решить проблему поставки таких огромных объемов газа в Западную Европу можно за счет строительства нового газопровода, который пройдет через акваторию Балтийского моря и свяжет окрестности Санкт-Петербурга (Выборг) с балтийским побережьем Германии (район города Грайфсвальда). Протяженность маршрута составит 917 км, пропускная способность — 30 млрд. кубометров. Стоимость реализации проекта оценивается по-разному: в российской прессе говорится о сумме в 5,7 млрд. долл., в IHT — 8—10 млрд. Первоначально вводить в строй новый газопровод планировалось в 2007—2008 годах, сейчас же чаще мелькает 2010-й.
Экономическая целесообразность этого проекта у большинства западных аналитиков вызывает сомнения. По мнению Джонатана Штерна, возглавляющего газовое направление Оксфордского института энергетических исследований, этот трубопровод является «политическим демаршем России, причем исключительно дорогостоящим». По его словам, «существующие трубопроводы работают не на полную мощность», и необходимость в строительстве новых может возникнуть лишь в 2013 или 2015 году.
Как известно, сейчас российский газ поступает в Западную Европу через Украину (80% поставок) и Беларусь. И именно тот факт, что эти страны все больше выходят из-под контроля Москвы, заставляет Россию искать обходные пути. Ольга Морева формулирует это следующим образом: «Этот газопровод позволит напрямую связать российскую газотранспортную сеть со странами-потребителями из Европейского Союза. Он позволит диверсифицировать потоки газового экспорта. Он также откроет российскому газу новый транспортный коридор, что позволит избежать транзита через страны с нестабильными экономиками. Это, в свою очередь, даст возможность уменьшить политический риск, который сейчас угрожает надежности поставок газа в Западную Европу».
Стремление России избавиться от транзитной зависимости от Украины возникло не вчера. Тем не менее Джуди Демпси, корреспондент IHT, особо отмечает тот факт, что в стадию практического воплощения его попытались перевести лишь в декабре, когда президентом Украины был избран проевропейски настроенный Виктор Ющенко.
Однако в этом месяце Виктор Ющенко во время выступления в бундестаге не пожалел усилий для того, чтобы убедить присутствующих в способности Украины обеспечить безопасность энергетических поставок в Германию в частности и Европу в целом.
Председатель «Газпрома» Алексей Миллер тоже не жалел в Берлине красноречия. Он убеждал канцлера Германии Герхарда Шредера и глав крупнейших энергетических компаний поддержать проект нового газопровода и принять участие в его финансировании. Немецкие компании создали специальную рабочую группу, которой предстоит изучить вопрос целесообразности участия в этом проекте. С одной стороны, немецкие компании, а также лично канцлер, известный своими дружескими отношениями с российским президентом, весьма заинтересованы в получении привилегированного доступа к российскому газу. Особенно путем получения определенной доли в российском энергетическом секторе. Правда, российское правительство все более явно демонстрирует свое желание вернуть этот сектор под свой контроль.
Наличие экономической целесообразности нового проекта специалистами вообще не просматривается. И речь идет даже не о том, что гораздо дешевле было бы достроить или реформировать уже существующие транспортные системы. Потенциал украинского трубопровода оценивается в 175 млрд. кубометров в год. Тем не менее в прошлом году через него прошло около 130 млрд. Мощность белорусского газопровода составляет 20 млрд., и он также используется не в полном объеме. Более того, за 1,5—2 млрд. долл. можно пристроить к нему вторую линию, что позволит удвоить его пропускную способность. Иными словами, в ближайшей перспективе возможны более оптимальные пути увеличения объемов экспорта российского газа в Европу. А по мере дальнейшего роста спроса на газ Северо-Европейский газопровод тоже не сможет сыграть значительной роли по причине своей низкой пропускной способности.