UA / RU
Поддержать ZN.ua

Съехались — советовались, разъехались — задумались

Ничему не учит жизнь нынешний украинский политикум. По-прежнему президент Виктор Ющенко «сводит счеты» с премьер-министром Юлией Тимошенко, находясь за рубежом. На этот раз — на четвертом энергетическом форуме в Баку.

Автор: Ганна Люта

Ничему не учит жизнь нынешний украинский политикум. По-прежнему президент Виктор Ющенко «сводит счеты» с премьер-министром Юлией Тимошенко, находясь за рубежом. На этот раз — на четвертом энергетическом форуме в Баку.

Незадолго до этого — на Втором киевском форуме безопасности, организованном фондом Open Ukraina Арсения Яценюка, специальный представитель президента Украины по вопросам международной энергетической безопасности Богдан Соколовский уверял всех, что Балто-Черноморско-Каспийская инициатива, провозглашенная на третьем киевском энергофоруме, — одна из главных идей в сфере энергобезопасности, выдвинутых Украиной. Он был даже убедителен — как дипломат. Ему помог директор энергетических программ Центра «Номос» Михаил Гончар в том смысле, что предложил ЕС рассмотреть инициативу создания Балто-Черноморско-Каспийского объединения стран-транзитеров как ответ на, в общем-то, бездействие импортеров энергоносителей из числа членов ЕС.

Вопрос взаимоотношений в цепочке производитель—транзитер—импортер газа (нефти, электроэнергии) весьма актуален. Как и возврат нефтепровода Одесса—Броды в аверсный режим работы.

Поэтому вряд ли стоило президенту на четвертом энергосаммите в Баку заявлять, что Юлия Тимошенко никогда не согласится на аверсную работу неф­тепровода Одесса—Броды из-за своих политических обещаний.

Фактически В.Ющенко уже пообещал украинцам и всем участникам энергосаммита в столице Азербайджана, что к Новому году (или вскоре после него) в стране будет новое правительство.

По мнению президента Украины, проблема аверса нефтепровода Одесса—Броды — это чисто политическая проблема, возникшая «из обещаний, которые премьер-министр дала в определенных странах в конце лета».

Виктор Ющенко убежден, что в конце второго квартала 2009 года Украина сможет приступить к практической реализации аверсного режима, поскольку в это время «будет работать другое правительство». Он также добавил, что «позиция по блокированию аверса — это не позиция всего правительства, а личная позиция премьера».

И что, кому-то в Украине (или среди ее союзников по этому проекту) от этого полегчало?! Или в нефтепроводе Одесса—Броды появилась каспийская нефть для аверсной отправки? Или инвес­торы в очередной раз озадаченно не переглянулись? Нет. Но осадок остался…

Хотя еще в конце сентября премьер Юлия Тимошенко публично заявляла, что она не против аверса нефтепровода Одесса—Броды. Но не хочет допустить очередных офшоров на этой в буквальном смысле золотоносной ниве.

Не завидую в этой ситуации и председателю правления НАК «Нафтогаз України» Олегу Дубине. Потому что когда говорят о нефтепроводе Одесса—Броды, далеко не всегда помнят, что этот нефтепровод — часть нефтетранспортной системы Украины, которой управляет ОАО «Укртранснафта». А эта компания, в свою очередь, входит в состав НАК «Нафтогаз України». Пока же на все 100% «Укртранснафта» (как и НАК «Нафтогаз України») — собственность государства. И по большому счету, «Нафтогаз» также в ответе за наполняемость и направление транспортировки нефти по нефтепроводу Одесса—Броды.

Напомню, что нефтетранспортный проект Одесса—Броды задумывался как с целью диверсификации поставок нефти на отечественные нефтеперерабатывающие заводы, так и для развития транзитных возможностей страны. Строительство этого нефтепровода завершили в мае 2002 года. Нефтемагистраль имеет длину 674 км, диаметр трубы — 1020 мм. Мощность первой очереди нефтепровода и нефтеперевалочного комплекса (терминала) составляет 9—14 млн. тонн в год.

Нефтепровод Одесса—Броды планировалось использовать для транспортировки каспийской нефти в Европу. Украина на протяжении двух лет с момента введения в эксплуатацию безуспешно пыталась договориться о транспортировке каспийской нефти по нему в аверсном (прямом) направлении. Не получив конкретных предложений ни от экспортеров, ни от покупателей, правительство Украины в конце июня 2004 года разрешило использовать трубопровод для транспортировки российской нефти в реверсном направлении — из Бродов в Одессу и далее танкерами через черноморские проливы.

Однако попытки (хоть и вялые) поиска каспийской нефти для Одесса—Броды все же предпринимались. Было создано совместное предприятие «Сарматия» для разработки технико-экономического обоснования и курирования проекта. Прежде всего речь шла о достройке нефтепровода до польского Плоцка, а затем и Гданьска. Но в общем-то понятно, что в этой ситуации и поляки — основные партнеры-транзитеры, как и Украина, и другие страны ничего не станут предпринимать. По крайней мере, за свой счет. В марте 2008 года «Сарматия» (из хозяйствующих субъектов Азербайджана, Грузии, Украины, Литвы и Польши) провела тендер по определению исполнителя ТЭО по проекту Одесса—Броды. 30 марта был объявлен победитель — американская специализированная компания Granherne.

На фоне вышесказанного В.Ющенко отмечает рост интереса в Европе к проекту трубопровода Одесса—Броды. «Солидарность и понимание проекта Одесса—Броды увеличивается», — заявил президент, выступая на энергетическом саммите в Баку.

Он отметил необходимость создания рабочей группы, которая уже в январе начнет работу над этим проектом, и призвал США оказать проекту политическую и финансовую поддержку.

В.Ющенко напомнил, что со времени энергетического саммита в Кракове состоялось несколько раундов переговоров по этому вопросу. «Мы должны создать функциональные и международные механизмы для практической реализации проектов. Уверен, что мы увидим презентацию в декабре ТЭО этого проекта», — подчеркнул он.

«Уверен, что следующей нашей целью является Каспийско-Черноморско-Балтийский коридор. Мы не должны недооценивать факторы, которые ему препятствуют», — отметил президент Украины.

Кроме того, В.Ющенко обсудил в Баку с министром энергетики США Самуэлем Бодманом вопросы украинско-американского сотрудничества в энергетической сфере.

«Мы заинтересованы во внедрении механизма трехсторонних консультаций по вопросам энергобезопасности в формате Украина—США—ЕС», — сказал президент Украины в ходе встречи, сообщила его пресс-служба.

Виктор Ющенко подчеркнул, что Киев рассчитывает на продолжение активной поддержки правительством США нашей энергетической политики, особенно по реализации мероприятий по диверсификации источников и путей поставок энергоносителей.

Президент также выразил надежду на скорейшую реализацию договоренностей о создании украинско-американской рабочей группы по вопросам энергетики.

В.Ющенко выразил заинтересованность Украины в дальнейшем широком развитии двухстороннего энергетического сотрудничества с США, прежде всего — в ее инвестиционной составляющей в таких сферах, как ядерная энергетика, добыча углеводородов, энергосберегающие технологии, альтернативная и возобновляемая энергетика. Он отметил, что использование инвестиций и опыта американских энергокомпаний, привлечение технической помощи США и новейших технологий в указанные сферы позволило бы Украине существенно улучшить состояние собственной энергетической безопасности.

В свою очередь американская сторона, в частности, выразила заинтересованность в более тесном сотрудничестве с СП «Сарматия». С.Бодман также отметил, что вопросы энергетического сотрудничества Украины и США остаются актуальными и после формирования в США нового правительства.

А тем временем эксперты из различных институтов и центров говорят о том, что Одесса—Броды—Плоцк когда-нибудь, конечно, заработает, но вряд ли даже через пять лет.

Эти прогнозы подтвердил в Баку и президент казахстанской национальной компании «КазМунайГаз» Каиргельды Кабылдин. По его мнению, Казахстан пока не рассматривает новые маршруты для экспорта своей нефти.

«Казахстан на ближайшие 10—12 лет определил основные направления для экспорта своей нефти, которые удовлетворят потребности страны. Мы в настоящее время экспортируем нефть на мировые рынки через Россию, Азербайджан, Иран, Китай, и на будущее речь идет о развитии существующих маршрутов, включая трубопровод Атырау—Самара, а также о Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК), Транскаспийском проекте и других», — сказал К.Кабылдин.

При этом он отметил, что акционеры КТК заинтересованы в расширении мощности системы. «Этот вопрос практически решен. Осталось только решить вопрос с компанией BP, которая намерена выйти из КТК и уступить свою долю в первую очередь другим акционерам трубопровода», — сказал К.Кабылдин.

Кроме того, по его словам, изучается возможность транспортировки нефти по планируемому нефтепроводу БТС-2.

Что касается Азербайджана, то и там перспективы для транзита нефти через Украину пока невелики. Так что нашей стране предстоит ой как постараться, чтобы ее союзники не только словами, но нефтью подтвердили перспективность украинского участка трансконтинентальной нефтетранспортной магистрали.