UA / RU
Поддержать ZN.ua

С каждой конфорки!

Под контролем Дмитрия Фирташа и Рината Ахметова остается мощнейший рычаг социально-политического воздействия на общество - газораспределительные сети, а значит, прямой доступ через обслуживающие и управляющие ими облгазы к каждой конфорке и, соответственно, к бюджету каждой семьи в любом уголке Украины. Эта составная часть газового хозяйства страны настолько распорошена, в частности, между различными ее совладельцами, что, похоже, никто толком не знает или не рискует ставить запятую в теоретически уже вынесенном "приговоре" нынешним облгазам: ликвидировать нельзя контролировать.

Автор: Алла Еременко

ГАЗОВЫЙ ПЕРЕДЕЛ 2014–2016 ГГ.: БЬЮТ ПО ОЛИГАРХАМ - ПОПАДАЮТ В ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Под контролем Дмитрия Фирташа и Рината Ахметова остается мощнейший рычаг социально-политического воздействия на общество - газораспределительные сети, а значит, прямой доступ через обслуживающие и управляющие ими облгазы к каждой конфорке и, соответственно, к бюджету каждой семьи в любом уголке Украины.

Эта составная часть газового хозяйства страны настолько распорошена, в частности, между различными ее совладельцами, что, похоже, никто толком не знает или не рискует ставить запятую в теоретически уже вынесенном "приговоре" нынешним облгазам: ликвидировать нельзя контролировать.

Где бы ни поставило запятую правительство или с его подачи законодатели, платить за все придется нам - потребителям газа. Не только по новым заоблачным, приближенным к рыночным (по версии правительства, НКРЭКУ и "Нафтогаза") тарифам на газ, но и отдельно за его доставку. Даже в том случае, если вы лично или вместе с соседями оплатили строительство на своей улице распределительного газопровода и подведение газопровода-отвода в свой дом. Теперь вы будете отдельно платить еще и за эксплуатацию вашего же "кусочка трубы" в Единой газотранспортной системе. До сих пор эта услуга входила в тариф, устанавливаемый НКРЭКУ, по которому мы получали газ в свое домохозяйство, будь-то хрущевка или дворец. Как будет в ближайшем будущем? Кто и что ответит, если срочно придется вызывать аварийную газовую службу "104"?

ZN.UA попыталось разобраться в нынешней конфигурации газопоставок "до конфорки" и ее ближайших перспективах. Насколько это возможно - без политики.

Сегодня сагу о рынке газа мы дополняем еще одной подробной главой - о распределении и "розничной" торговле газом. Точнее, об отношениях между государством как владельцем Единой газотранспортной, включая распределительную, системой, распределяющими компаниями (которые по договорам с государством в лице Минэнергоугольпрома ею ведают и используют) и гражданами, которым согласно закону принадлежит Единая газотранспортная и газораспределительная система и которые "от щедрот" оплачивают ее содержание, а заодно и все перманентные переделы газовых потоков.

С 1 июля 2015 г. газораспределительные, они же - газопоставляющие, компании (будем называть их облгазами) Украины, которые в основном принадлежат либо контролируются Фирташем и Ахметовым, теоретически должны быть лишены лицензий на продажу газа непосредственно потребителям. Потому что эти же компании транспортируют газ по распределительным сетям. Фирташу подконтрольна 21 газораспределительная и поставляющая компания. Ахметову… Один только "Киевгаз" чего стоит.

Свежий пример из жизни киевлян и "гостей столицы": за газ платим в основном регулярно "Киевгазу", который входит в группу компаний ДТЭК Рината Ахметова. Но "Киевгаз" задолжал продавцу газа - НАК "Нафтогаз Украины" миллиарды гривен. "Нафтогаз" по этой причине прекратил поставки газа киевской газоснабжающей и газораспределительной компании - "Киевгазу". В результате пострадали все жители Киева - и те, кто аккуратно платит, и те, кто не успевал вовремя. Потребовались срочное вмешательство мэра, заверения в гарантированности платежей и "выемка" средств из бюджета Киева, чтобы "Нафтогаз" возобновил газопоставки "Киевгазу". Надолго ли?

Резервируем мощности - придерживаем конкурентов?

Это не реприватизация в прямом смысле слова. Так как облгазы управляют газовыми сетями, которые остаются в собственности государства.

Все законно: принятый парламентом Украины 9 апреля 2015 г. Закон "О рынке природного газа", учитывающий требования Третьего энергопакета, предписывает, что функции распределения и продажи газа газораспределительными и газоснабжающими компаниями (эти функции в каждом конкретном случае до сих пор совмещает одна компания) должны быть разделены. Логично.

Теоретически в будущем этот сегмент должен стать конкурентным рынком, как в цивилизованных странах, например в ЕС. Теоретически реформирование рынка распределения и продажи газа позволит выйти на этот рынок всем компаниям, располагающим ресурсами природного газа. Отказать им в доступе к газораспределительным сетям нынешние и будущие облгазы (как бы они ни назывались) не смогут.

Впрочем, "Газпром" преподал всей Европе поучительный урок, зарезервировав на будущее мощности всех доступных ему газопроводов в Украине, Беларуси и Европе. Урок усвоили. И не только европейцы.

Поэтому практически облгазы сегодня действуют на упреждение: начали массовую кампанию перезаключения и составления новых договоров на поставку газа. Вы еще не отстояли очередь, чтобы подать заявку в "единое окно" на заключение договора с поставщиком газа и газотранспортной организацией? А придется…

Зачем это облгазам, к чему такая срочность и активность? Ведь просто физически заключить договоры с 13,5 млн домовладельцев в Украине невозможно не то что до осени, до конца года.

Все просто. Допустим, найдется другой желающий поставлять нам с вами газ (по аналогии с попытками "большого" реверса в Украину через Словакию). И это будет не облгаз, или "Нафтогаз", или "Газ Украины", или кого там еще намерено создать правительство. Например, изъявит какой-то владелец газа или трейдер желание (а точнее, сочтет выгодным) продать газ конкретному предприятию, кооперативу, ОСМД или даже одному домохозяйству. Пусть даже законно добытый в Украине, но не государственной "Укргаздобычей", а, к примеру, по договору совместной деятельности с этой госкомпанией (что законно!). Или импортированный газ, стоимость которого на спотовом рынке бывает в определенные периоды намного ниже, чем в Украине. При рыночных ценах (а они к ним о-очень близки) для газопотребителей такое развитие событий весьма вероятно.

Но чтобы поставить газ покупателю, его продавец обязан сначала подать заявку, что ему нужно столько-то "места" в распределяющем трубопроводе. Такая система резервирования мощностей аналогична многократно описанной в ZN.UA системе работы магистрального трубопроводного транспорта.

На рынке распределения газа предполагают задействовать тот же принцип. Отличие в том, что давление в распределительных трубопроводах меньше, абонентов - больше, и "местные" газоситемы поизносились значительно сильнее. Информация, представленная "Региональной газовой компанией", с поправками ZN.UA (см. рис. 1), наглядно иллюстрирует, что собой представляет газораспределительная система как часть Единой ГТС Украины. (О магистральных газопроводах, обслуживаемых "Укртрансгазом", ZN.UA рассказывало неоднократно и подробно, иллюстрируя масштабы ГТС.)

Согласно закону не пустить газ от третьего лица в "трубу" никто не может, доступ свободный. Правда, если есть "место". Вот тут-то облгазам и потребуются договоры с каждым из нас - это законный способ зарезервировать себе место в трубе и заодно, если получится, не допустить конкурентов: мол, свободных мощностей нет и не предвидится.

Кто окажется проворнее в резервировании "впрок", пока неясно. Но для облгазов остаться на рынке, к тому же в двух ролях - поставщиков и транспортирующих организаций, жизненно важно. (Об этом чуть ниже.) Но все менее возможно.

С какой компанией теперь и впредь заключать договоры на поставку газа полутора десяткам миллионов украинских домохозяйств? Кто будет продавать и доставлять трубопроводами газ в каждый дом? С кого спросить за некачественные услуги?

Не получая оплаченных услуг по доставке газа, почти каждый второй житель Киева (и не только столицы) перестал платить за такие "услуги". Во-первых, услуга не оказана, за что платить? Во-вторых, многим просто нечем платить. В этом смысле очень "помогает" неудержимая инфляция, то есть падение покупательной способности зарплат, нищенских пенсий и их несвоевременная выплата. В-третьих, граждане так и не согласились с кардинальным повышением цен на природный газ и электроэнергию. Не убедили. И причем тут МВФ, если он ставит условием бездефицитность "Нафтогаза" и кардинальную реформу рынка газа?

Вряд ли даже сотня наилучших аудиторов, которым готов щедро заплатить Кабмин, способна убедить украинцев в том, что "это хорошо", если после оплаты коммунальных платежей в семейном бюджете несубсидированного добросовестного плательщика остается, в лучшем случае, только на хлеб.

Трижды плательщики

Кем, за сколько и у кого был бы куплен газ - у "Газпрома", европейских или отечественных добывающих или трейдерских компаний, в наши дома его доставляют газопоставляющие, они же - газораспределительные компании. По сути, мы им платим и за обслуживание газосетей, и за доставленный газ - как добытый в Украине государственной "Укргаздобычей", частными компаниями, так и импортированный "Нафтогазом". По крайней мере за тот, который значится в НАКе как природный газ, предназначенный для обеспечения потребностей населения и предприятий теплокоммунальной энергетики (ТКЭ).

При этом многочисленные официальные и неофициальные респонденты из числа участников и причастных к рынку природного газа затруднились ответить на простой, но принципиально важный вопрос: сколько же на самом деле украинские домохозяйства (бытовые потребители) используют газа? Достоверного учета нет. Как и точных и даже не очень точных приборов учета расхода энергоресурсов, в данном случае - природного газа у 3,5–4 млн газопотребителей из
13,5 млн всех домохозяйств (приблизительная оценка).

И по этой причине тоже в цепочке участников рынка газа, в частности газораспределения, самый главный его участник - ПЛАТЕЛЬЩИК - конечный во всех смыслах: поставляющие энергоносители и предоставляющие услуги по их доставке компании считают нас "конечными потребителями" во всех возможных смыслах. Мы последние и единственные, кто за все платит. Платит дважды, а то и трижды.

Даже если вы думаете, что не платите, дефицит "Нафтогаза", списание долгов облгазов и энергокомпаний - все это за счет бюджета. Кто наполняет бюджет? Налогоплательщики. Вот и выходит, что первый раз мы платим по индивидуальным счетам газовой и энергокомпании. Второй раз платим своими налогами в бюджеты всех уровней. Госбюджет финансирует дефицит газопоставляющей компании - "Нафтогаза", списывает долги энергокомпаний. Из бюджета финансируются и дотации миллионам граждан, которые реально (или в силу особой прыткости) не могут оплатить повышенные цены и тарифы на энергоносители и услуги ЖКХ. Это и есть оплата трижды.

Миллионы плательщиков хотят знать: если мы платим, почему поставляющие газ компании - вечные должники?

После "РосУкрЭнерго" в страшном сне не могло присниться, что аргументы газораспределительных и газопоставляющих компаний, контролируемых Фирташем, и управляющего ими с 2010–2011 гг. ООО "Региональная газовая компания" могут выглядеть убедительно - когда речь идет о том, что делать "после фирташевских и ахметовских облгазов". Хотя, наверное, они просто лучше знают, что теряют.

Судите сами. Одинаково неудобные вопросы были заданы (см. табл. 1) извечным должникам за газ и друг другу - "Нафтогазу", его дочерней компании "Газ Украины" (которая 11 лет торговала газом на внутреннем рынке вплоть до 2012 г.) и "Региональной газовой компании", которая фактически управляет активами 21 облгаза, причастность к которым публично в эфире подтверждал Фирташ (т.е. большинством распределительных компаний в стране). Можно еще спросить у Р.Ахметова, ДТЭК, которым также принадлежат немалые активы гор- и облгазов, в частности "Киевгаз". Но учитывая, что и наемные управляющие этих компаний (хотя и называются они председателями правлений) недавно подписали общее обращение облгазов к президенту П.Порошенко, сути это не меняет. Проблема у всех облгазов одна - долги. Списывать их, как это бывало прежде, никто пока не собирается.

Как выяснило ZN.UA, президент обращение получил и… отправил исполнителю - Кабмину, чтобы тот дал аргументированный ответ. Правительству на это потребуется не меньше месяца. Две недели прошли. Но проблему распределения газа и долгов за него не решить одним ответом КМУ. Именно об этом главы облгазов поведали Порошенко.

Кто и как будет разбираться с газовыми долгами, пока правительство удосужится НАЗНАЧИТЬ поставщика "последней надежды", а НКРЭКУ определится с лицензиями и тарифами для газопоставщиков, непонятно. Наивно предполагать, что финансирование решения этой проблемы обойдется без "конечных потребителей".

"Два в одном флаконе" - максимум до будущей весны

Итак, "два в одном флаконе" новый закон о рынке газа облгазам не позволяет: или ты оператор газотранспортной сети (ее части в конкретном регионе), или ты продаешь газ покупателям в конкретном регионе.

Облгазы запах паленого почуяли задолго до принятия парламентом Закона "О рынке природного газа", прежде всего, так называемые фирташевские облгазы. Впрочем, кому, как не "венскому узнику" Д.Фирташу, с миллиардной прибылью посредничавшему на рынке газа Украины с 2002-го вплоть до 2014-го, знать, чем грозит разделение функций облгазов? Никаких фокусов, и это подтверждают представители как облгазов, так и посвященные в этот бизнес бывшие и действующие чиновники на ниве газа: на распределении газа по регламентируемому регулятором минимальному тарифу и им же минимально ограниченной доходности облгазам не заработать.

А вот на продаже газа каждому абоненту прибыль есть (хотя в облгазах предпочитают называть это "безубыточной хоздеятельностью"). По словам представителей облгазов, это позволяет (фактически за счет перекрестного субсидирования в рамках каждой газоснабжающей и газораспределительной компании) "компенсировать", по их словам, убыточную газораспределительную деятельность и иметь минимум средств для "латания дыр" давно и напрочь прогнившей газораспределительной системы страны. Довелось услышать даже, что в 2012-м облгазам "навязали" газораспределительные сети.

"Навязали"…

Но "навязали" на бесплатной основе (см. табл.1, 2) в 2012-м, во времена руководства сейчас уже беглого экс-премьера Азарова. С подачи тогдашнего главы Минэнерго, доверенного лица Дмитрия Фирташа со времен "РосУкрЭнерго", экс-регионала, а ныне - главы Оппозиционного блока Юрия Бойко и уже экс-главы Фонда госимущества Александра Рябченко. Фокус в том, как они утверждают, что таким образом заставили облгазы обслуживать газораспределительную систему. Аренды с них не брали, полагая, что заработанных средств на продаже газа (плюс нормативные потери и т.д.) хватит и на обслуживание сетей…

Пока долги списывали, все еще как-то работало. А когда такую "благотворительность" прекратили, все ужаснулись, в каком состоянии находится газораспределительная система. Аккурат к этому времени и тарифы облгазам придерживали, и норму прибыли.

Хозяйственное ведение, пусть даже на бесплатной основе, - это не собственность. Чувствуете разницу? Так что облгазы если и инвестировали, то только в новые сети, которые законно являются их собственностью.

Но инвестировали и граждане. В итоге сегодня в Украине с газораспределительными сетями ситуация такова, что никто толком не знает, что кому принадлежит.

Это легко проиллюстрировать на примере Винницы (см. карту на сайте ZN.UA). Но в той же "Региональной газовой компании", в которую входит ПАО "Винницагаз", сообщили, что это, пожалуй, единственная карта с точным указанием владельцев разных участков газораспределительной сети региона. А распределительных компаний в стране - до четырех десятков…

Бенефициары облгазов, кто вы?

Право хозяйственного ведения, как уже отмечалось, - это не право собственности. Но еще интереснее, кто выгодополучатель? Вы видели среди учредителей хотя бы одного гор- или облгаза фамилии Фирташа, Ахметова или кого-то еще? Я - нет. (А те, кто видел, предпочитают на этот счет помалкивать.) Хотя многих из них знаю, даже лично знакома.

На вопрос ZN.UA о бенефициарах (второй вопрос в табл. 1) респонденты ничего не ответили по сути.

Ответы о законных владельцах газораспределительных сетей ("прежде всего – государство") со ссылками на законы - это не то же самое, как если бы были названы имена реальных выгодополучателей от хоздеятельности облгазов на рынке розничной продажи и регионального распределения природного газа. Потому и называю облгазы условно фирташевскими и ахметовскими.

Простой пример - то же ПАО "Винницагаз". Это тот успешно рекламируемый в последнее время на всех телеканалах (принадлежащих все тем же олигархам) город, мэром которого не так давно был нынешний глава парламента Украины В.Гройсман. (Невольно вспоминается успешная карьера экс-главы Киевской горадминистрации Попова…)

Буквально перед сдачей этой статьи в печать захожу через сайт "Региональной газовой компании" ("Винницагаз" входит в эту сеть компаний) на сайт винницкого горгаза. Смотрю раздел "Наши акционеры": "Основными акционерами ПАО "Винницагаз", согласно реестру владельцев ценных бумаг, являются: ЧАО "Газтэк" - 29%, ПАО "НАК "Нафтогаз Украины" - 25%, ЧАО "Агрокомплект" - 19%, ЧАО "Ролюкс" - 19%". Где вы видите фамилии конечных выгодополучателей этого вполне успешного горгаза?

О бенефициарах большинства предприятий Украины, по крайней мере, в газовой отрасли, мы не узнаем еще долго. Закон дал право начать процедуру раскрытия конечных выгодополучателей в течение десяти месяцев, начиная отсчет с 25 ноября 2014 г. Так что где-то к 25 августа "пишите письма" бенефициарам.

213-я поправка - точка кипения или опоры?

Кроме представленных в табл. 1 вопросов и ответов, были и такие, обойти вниманием которые невозможно. Например, вопрос о так называемой 213-й поправке к Закону "О рынке природного газа". По сути, это поправка о платном доступе к газораспределительной системе страны, прежде всего, к газопроводам. Представители облгазов и "Нафтогаза" ответили на этот вопрос полюсными мнениями и достаточно категорично.

По факту попытка провести эту поправку в парламенте - это был выстрел в "молоко". Зато какие последствия!..

Облгазы: "Это - политическая коррупция. На самом деле эта поправка в духе "ложка дегтя". Какое отношение имеют вопросы управления госсобственностью, в том числе вопросы выбора способа правоотношений по собственности, к рынку газа? Закон "О рынке природного газа" был согласован с секретариатом Энергетического сообщества и считался образцово-показательным, рыночным и европейским. Однако ко второму чтению была вынесена не согласованная с европейцами поправка, которую приняли лишь с целью "насолить олигархам" и дестабилизировать работу отрасли, о чем не стесняясь говорили инициаторы этой нормы.

Но благие намерения "наполнения бюджета" за счет денег от аренды госимущества оказались фикцией. По крайней мере, нам известно, что в недрах КМУ готовится постановление, согласно которому балансодержателем сетей и главным выгодополучателем от сдачи их в аренду станет давно обанкротившийся "Газ Украины". С какой целью, кроме коррупционной, кто-то хочет "воскресить покойника", можно только догадываться. Но важно, что дополнительные расходы на содержание чиновников "Газа Украины" лягут на плечи потребителей".

"Нафтогаз Украины": Указанная поправка является первым важным шагом для правового урегулирования использования газораспределительных сетей (систем), собственником которых является государство. Но порядок ее реализации не был отработан на момент подачи этой поправки. Согласно поручению правительства сейчас проводится работа по подготовке соответствующих законодательных и нормативных актов.

Кабмином дано несколько поручений Минэнергоугольпрому и "Нафтогазу" относительно подготовки проектов нормативных актов по законодательному урегулированию вопросов, связанных с обеспечением процедуры перехода на платную основу использования государственных газораспределительных сетей.

В соответствии с концепцией подхода, необходимо провести инвентаризацию и оценку госимущества, а также определить оптимальную ставку доходности госактивов. После этого будут даны предложения относительно размера арендной ставки, которую НКРЭКУ должна учесть в тарифе на распределение.

Учитывая необходимость законодательного урегулирования отдельных аспектов, касающихся процедуры перехода на платное использование госсетей, полноценное применение этой системы возможно с конца отопительного сезона 2015/16 гг.

Однако весь процесс необходимо синхронизировать с общей стратегией формирования прозрачной системы установления тарифов на распределение природного газа.

Если провести подробный анализ структуры затрат многих газораспределительных компаний, может оказаться, что до 30% затрат являются необоснованными. Это может позволить изменить всю структуру тарификации и избежать общего повышения тарифа на распределение.

Вопрос находится в стадии проработки. На сегодняшний день вариант концессии применим лишь в условиях необходимости привлечения кредитно-инвестиционных ресурсов частных инвесторов для завершения строительства объектов, находящихся в госсобственности. Либо изменений самого принципа развития сетей, когда затраты на подключение новых абонентов берут на себя частные инвесторы, а не потребители, как это происходит сегодня.

В существующих условиях газораспределительные сети являются объектами законченного строительства. А развитие этих сетей осуществляется за счет заказчиков - инициаторов подсоединения (юридических и физических лиц). То есть на сегодняшний день аренда является наиболее оптимальным способом перехода на платную систему использования государственных газораспределительных сетей.

К моменту появления планов социально-экономического развития территорий, на основе которых инвестор сможет просчитать эффективность концессии, этот вопрос будет уже проработан полностью".

Замечу, что ДК "Газ Украины" фактически перестала быть поставщиком газа с момента, когда НАК "Нафтогаз Украины" в 2012 г. был назначен правительством гарантированным поставщиком газа (звучит, как "любимой женой" из "Белого солнца пустыни"). С тех пор на "Газе Украины" висят многомиллионные долги, которые он с переменным успехом "выбивает" из должников во всех судебных инстанциях страны.

Действительно ли правительство намерено реанимировать "Газ Украины" как торговую организацию и передать ей право управлять газораспределительными сетями страны? Или только право торговать газом? Пока однозначных ответов нет. Хотя все указывает на то, что есть такие намерения. Да и облгазы не зря переполошились.

По информации ZN.UA, даже главу для этой газоторговой организации искать не придется, можно пригласить экс-руководителя Торгового дома "Газ Украины", который сейчас работает в Минэнергоугольпроме. А как назвать новую-старую газоторговую структуру - не суть важно. Хотя, как говорится, как вы лодку назовете, так она и поплывет.

Попытки, прямо скажем, вытеснить частные облгазы с отечественного рынка розничной торговли и поставок газа непосредственно потребителям и, соответственно, получить прямой доступ к платежам за газ предпринимались еще при премьере Тимошенко в 2009–2010 гг. Было официально зарегистрировано дочернее предприятие "Нафтогаза" - "Нафтогазмережі". Но то ли особого желания заниматься локальными и региональными газосетями и рынками не было, то ли кто-то дал команду "стоп"… Словом, "Нафтогазмережі" канули в Лету. О неформальных причинах промолчу - сами можете догадаться. Впрочем, о двух из них упомяну подробнее - ПТП и НП.

Производственно-технические и нормативные потери

Были времена, когда по этим статьям облгазы "списывали" за год до 6–8 млрд кубометров. Цены на газ, конечно, тогда были другие. Но каков масштаб! Было это еще в шальные времена при Павле Лазаренко. Экс-премьер Юлия Тимошенко тогда возглавляла "Единые энергетические системы Украины" (ЕЭСУ).

Существовала тогда ассоциация газораспределительных компаний "Укргаз", отпочковавшаяся от "Укргазпрома" (на его технической базе в 2008 г. была создана НАК "Нафтогаз Украины").

"Укргаз" составлял баланс газа (теперь это парафия "Нафтогаза"). И надо было видеть, как это происходило!.. Впоследствии эта ассоциация и "родила" облгазы, которые в процессе корпоратизации и перепродаж оказались под контролем Фирташа, Ахметова и еще немногих посвященных в этот бизнес. Хотя, повторюсь, фамилий этих граждан вы пока не найдете среди бенефициаров облгазов.

Так вот, о ПТП и НП. Уже давно на население и потери облгазы не списывают в полтора-два раза больше газа, чем оно потребляет. Но потери в проржавевших сетях значительные. В нынешнем году Минэнергоугольпром их урезал в очередной раз.

Если бы речь шла о "списании", как лет 15 назад, на потери - это одно. Но сегодня газораспределительные сети реально нуждаются в серьезных капитальных вложениях. Поэтому ZN.UA спросило у "Нафтогаза" и облгазов: действительно ли при ограничении производственно-технических потерь и при нынешней неопределенности облгазы не смогут заплатить НАКу еще и за 260 млн кубометров газа ПТП? Не противоречит ли нынешнее ограничение законной методике определения ПТП?

"Нафтогаз": "На начало отопительного сезона 2014–2015 гг. суммарная задолженность облгазов составляла 2,1 млрд грн, в том числе задолженность по категории "производственно-технологические потребности" - 0,5 млрд грн, или 24% от общей задолженности.

По состоянию на 11 июня 2015 г. суммарная задолженность облгазов (за газ, купленный до
1 мая 2015 г.) составляет 7,3 млрд грн, в том числе задолженность по категории "производственно-технологические потребности" - 4,5 млрд грн, или 62% от общей задолженности.

Основная часть ПТП - расходы на газ, подорожавший из-за девальвации гривни в 2014–2015 гг. Остальное - это расходы, связанные с эксплуатацией сетей.

При этом тариф облгазов был пересмотрен только с 1 апреля 2015 г., что и является одной из основных причин прироста долга на 4 млрд грн. По закону, источником оплаты этих потерь является прибыль газораспределительных компаний, а система утверждения тарифов построена НКРЭКУ таким образом, что на прибыль этих предприятий закладываются очень незначительные суммы (1,5%).

Для решения проблемы НКРЭКУ должна перейти на прозрачную систему тарифообразования".

Облгазы: "Согласно действующим методикам расчета плановых потерь газа (методики 1, 2 и 3, утвержденные приказом Минэнергоугольпрома №737) потери по отрасли должны быть на уровне 1,4 млрд кубометров (детальные расчеты в разрезе компаний есть у чиновников Минэнергоугольпрома). Как это ни парадоксально, но если труба под давлением, а газ не потребляется, то потери никуда не деваются, законы физики приказом министра и главы НКРЭКУ не поменять.

Принятые в отношении ПТП и НП решения начиная с 2009 г. были направлены на занижение объемов этих потерь, но те, кто принимал решения, всегда понимали роль установленных "завышенных норм", которые по отрасли в летние периоды формировали денежный поток (на сленге - "притечки") за "неотпущенный газ", который, в свою очередь, частично перекрывал финансовые потери от "публичных намерений и демонстрации снижения потерь по отрасли" по указанию "государственных деятелей". В 2014-м и 2015 г. с ПТП и НП поступили "революционно", вопреки действующему законодательству, в надежде, что все "разрулится как-нибудь" (слова одного из замминистров). По факту газ потребили, но не оплатили. Облгазы в долговой зависимости перед НАКом, НАК ждет помощи от бюджета, НБУ придется напечатать очередную порцию банкнот, а гривня готовится к свободному падению".

Такова вкратце картина на рынке розничной продажи и доставки газа. Увы, в одном материале всех нюансов не изложить. Но общее представление вы уже имеете.