UA / RU
Поддержать ZN.ua

Руку дружбы подали: повели в забой

Пенсильванский уголь для Украины: плюс или минус?

Авторы: Ганна Люта, Игорь Маскалевич

Знаменитый вопрос Госсекретаря США Рэкса Тиллерсона: "Почему налогоплательщики США должны интересоваться Украиной?" может иметь множество глубоких и высоколобых ответов. Но, похоже, лучше всего усваиваются практические.

Петр Порошенко, будучи по природе бизнесменом, решил при встрече с Дональдом Трампом, очень успешным бизнесменом, поговорить на взаимопонятном языке. Поэтому взялся объяснить президенту США, желающему снова поднять американскую угледобывающую отрасль, что Украина ему в этом поможет. Нашей стране сейчас нужен уголь, особенно антрацит. И Украина готова его закупать. Так почему не в США?

Подобный подход - не ноу-хау Порошенко. Когда Леонид Кучма оказался в опале из-за дела Гонгадзе и якобы поставленных в Ирак "кольчуг", он внял советам отправить украинских солдат в Кувейт, а затем и в Ирак - в помощь американцам. И это смягчило отношение Вашингтона к украинскому президенту. Но у каждого президента США свои "игрушки", а у каждого "дарителя" из Украины - свои проблемы.

Не имея ничего против шага двух бизнес-политиков навстречу друг другу, ZN.UA заинтересовалось, на каких условиях американский уголь будет импортироваться в Украину, чей, кем и какой марки? Казалось бы, простые вопросы, и если уж их обсуждают президенты, то ответы на эти вопросы найти легко. Не тут-то было. Однако по ходу мы обнаружили и уточнили ряд интересных нюансов.

Оказалось, что, если продолжать аналогию, украинские солдаты уже давно воюют в Ираке. А именно - украинские металлургические предприятия давно импортируют из США коксующийся уголь - антрацит. В 2013 г. украинские потребители за уголек отгрузили американцам полмиллиарда долларов. А только за четыре месяца 2017-го - 245 млн. Кроме того, с 2014-го так называемый энергетический уголь импортируют и энергогенерирующие ТЭС - и тоже по коду категории "антрацит". ZN.UA пыталось выяснить у металлургов, энергетиков, фискалов-таможенников и дипломатов, об импорте угля какой марки, проходящей по коду 2701 категории "антрацит", Порошенко говорил Трампу - коксующегося или энергетического? Тайна. Таможня ее хранит, а для всех остальных информация об импорте угля из США стала неожиданностью. Хоть и перекатывалась годами и сотнями миллионов долларов по сайту таможни в открытом режиме. Только, к сожалению, руководство таможни по сей день не успело общий импортный код 2701 категории "антрацит" разделить по маркам угля.

Изучив таможенные отчеты и декларации за 2013–2017 гг., ZN.UA прямо спросило у крупнейшей энергокомпании ДТЭК, принадлежащей Ринату Ахметову, не они ли соблазнились американским энергетическим углем, тем самым искомым антрацитом? Тем более что, как все помнят, в Вирджинии компания, аффилированная с Ринатом Ахметовым, имеет угольные шахты.

В ДТЭК поведали, что, по их информации, еще никто из энергетиков ничего не импортировал из США: "Мы не импортировали из США, это совершенно точно! "Центрэнерго" тоже вряд ли. Это, судя по всему, коксующийся антрацит. И его потребители - металлурги, а не энергетики. По американскому углю с вопросами лучше обратиться к "Метинвесту".

Ответы нашлись на сайте "Метинвеста". Оказалось, что своими закупками президентов США уже много лет радует Вадим Новинский.

Заодно мы выяснили, откуда и в каких объемах импортировала энергетический уголь ДТЭК (см. табл. 1). Оказалось, не так уж много в 2015–2016 гг. Но на американский антрацит в компании не рассчитывают - дороговато выйдет.

Кто может знать больше об импорте и экспорте, о субъектах внешнеэкономической деятельности, чем таможня в составе ГФС. Фискальному ведомству мы задали ряд вопросов, основываясь на их же публичной информации. В частности, о производителях, объемах и ценах импорта антрацита из США. Но в таможне блюдут коммерческую тайну. Тем не менее представленная ГФС информация (см. табл. 2) дает далеко не поверхностное представление об импорте американского антрацита, в основном металлургами.

А какие перспективы импорта из Америки угля энергетического?

США: антрацит почти не виден

Уже несколько месяцев украинские чиновники всех уровней говорят, как мы теперь понимаем, о дополнительных грядущих "массированных" поставках американского угля. Назывались разные объемы, доходящие до 3 млн тонн.

25 июня Петр Порошенко заявил: "Для обеспечения прозрачности энергетического рынка мы договорились о том, что будем получать американский уголь из Пенсильвании. По конкурентным ценам. У нас будет полное содействие и Министерства торговли, и Министерства энергетики, новой администрации и Конгресса, мы будем иметь гарантированное снабжение на уровне минимум 2 млн тонн угля".

Все это хорошо и, наверное, правильно, но есть деталь - в чистом виде антрацит в США практически не добывается. В 2016 г. его добыча составила 2,14 млн тонн. Так что пара миллионов тонн - это и есть вся годовая добыча антрацита в Америке. Причем там есть давно сложившийся сегмент потребления, и ломать его ради разовой сделки никто не будет.

В принципе, запасы нужного Украине угля в той же Пенсильвании есть, лет сто назад в этом штате добывали до 90–100 млн тонн в год, то есть в 50 раз больше, чем сейчас. Но со временем добыча угля начала падать.

Напомним, что антрацит формируется в сложных геологических условиях, большинство пластов тонкие, и добывать его непросто. Напротив, пласты "газового" угля в США неглубокие и очень толстые (встречаются и по 20 м).

В общем, в ХХ веке пенсильванский антрацит вчистую проиграл на местном рынке другим группам углей. Сейчас его скромная добыча уцелела в четырех-пяти графствах Аппалачинского горнорудного региона. Причем местные добывающие компании - по объемам примерно на уровне наших "копанок". Американские статистики у себя насчитали таких порядка 60–70. В основном это некрупные семейные фирмы, которые дорывают небольшие карьеры легкодоступного угля. Под землю (даже неглубоко) почти никто не лезет (есть с десяток мелких участков). Фирм с годовой добычей 300–400 тыс. тонн/год буквально пара штук.

Оставшаяся на оккупированной территории Украины шахта "Комсомолец Донбасса" (ДТЭК) одна добывала углей антрацитовой группы (тощак) вдвое больше, чем все шахты США - антрацита. На выходе из добываемого в Штатах примерно миллиарда тонн угля (втрое больше, чем в России) антрацит составляет всего 0,2%.

Для справки:

Антрацит - самый древний из ископаемых углей. Высокая калорийность. Очень малое содержание летучих веществ (менее 8%).

В мировой торговле это редкая марка угля. В Украине добывается в Луганской области. Все шахты с его добычей находятся на оккупированной территории.

На антраците работают шесть ТЭС в Украине на неоккупированной территории и несколько ТЭЦ (включая Дарницкую ТЭЦ в Киеве).

Тощий уголь полуантрацит - более молодой, не до конца сформировавшийся антрацит. Содержание летучих веществ от 8 до 18%. Более распространен, но все равно достаточно редок.

Может заменять антрацит. Так, получаемый из ЮАР антрацит по украинской классификации относится к тощим (постным) углям.

Крупнейший производитель - донецкая "Шахта "Комсомолец Донбасса". Районы добычи также оккупированы.

Штыб (от слова Staub, по-немецки - пыль) - производный продукт от добычи каменного угля. Самые мелкие куски размером от 0 до 6 мм.

После начала войны в Донбассе к пенсильванцам несколько раз обращались трейдеры из Украины, но им отвечали: "Угля для электростанций у нас нет". В принципе, образуется некоторое количество антрацитового штыба, который вполне может быть продан. Возможно, и какое-то количество низколетучих битуминозных углей, близких по составу к нашему тощаку. Но ни о каком наличии миллионов тонн антрацита и речь не шла…

Вообще-то "остаточные" ресурсы антрацитов в Пенсильвании неплохие. Из геологических запасов выбрали только четверть, осталось более 12 млрд тонн. Но нужно время, деньги и долгосрочный контракт с надежным покупателем, чтобы реанимировать и увеличить добычу. Кто бы ни был покупателем с украинской стороны - "Центрэнерго" или лоббируемый министром экономики Кубивым Госрезерв, ему в любом случае придется проходить процедуру проверки покупателя, подавая финансовый отчет, объясняя источники средств и предоставляя гарантии их существования. Ведь продавцы должны быть уверены в добропорядочности и платежеспособности покупателя, ради которого компании должны будут привлекать рабочие силы и средства для исполнения контракта. Лишних миллионов тонн угля на складах американских компаний нет.

Кроме того, уголь из США отнюдь не дешев - как минимум дороже южноафриканского долларов на 10–15 за тонну. Цены меняются, а антрацит вообще традиционно дороже. Но наши собеседники в Минэнерго на простую просьбу предоставить данные для сравнения импортных цен американского, южноафриканского, австралийского и вьетнамского углей одной марки отреагировали странно: округлили глаза, зажали рот руками, совершили сепуку и выпали из окна. Переживают, должно быть, за контракт.

Углевоз как ледокол

Все вышесказанное не секрет, так что когда в Минэнергоугольпроме Украины стали говорить о грядущих крупных поступлениях антрацита из-за океана, скептики больше подумали о схемах - "американская фирма - кузбасский уголь". Или луганский, или того же "Комсомольца Донбасса". Благо, что недавно "Центрэнерго" чуть было не законтрактовало антрацит из грузинского Кутаиси, где антрацитов отродясь не водилось.

Однако баловаться в схемы с американцами, давно и пристально отслеживающими угледвижения Порошенко и Ахметова, президент Украины вряд ли решится. Ведь его идея с импортом американского угля направлена на то, чтобы развязать узел, а не затянуть петлю. Как удалось узнать ZN.UA, основные переговоры украинской стороны ведутся с крупнейшей угледобывающей компанией Америки - XCOAL Energy&RESOURCES. Эта компания ведет добычу в Западной Вирджинии и Пенсильвании, продавая уголь разной твердости и антрацит, но в основном металлургическим компаниям. В среднем 16 млн тонн угля в год импортируется через два морских порта, принадлежащих этому гиганту.

В июне Пенсильванию посетила целая делегация из Украины. Ее тепло приняли, напоили кофе, провезли по местам добычи… После чего возникла пауза, которую прервал рассказавший о будущих "перемогах" Порошенко. Большого контракта пока нет. Зато появилась информация Минэнерго о предстоящих поставках в августе-сентябре 120 тыс. тонн угля из США, то есть одного судна-углевоза (на сленге энергетиков - "лодки)". Это раз в двадцать меньше первоначальных заявлений, но более реалистично.

Сейчас все ждут двусторонней встречи между представителями Украины и США "по стратегическим поставкам угля для украинских нужд". Заодно тактично заявляя, что одной "лодкой" дело не ограничится, а "объемы поставок могут быть пересмотрены в сторону увеличения после визита в Украину американских коллег из Министерства энергетики США. Конкретные объемы последующих поставок будут известны после двусторонних переговоров".

В общем, как и ожидалось, если говорить об энергетическом угле, Эльдорадо наши в Пенсильвании пока не нашли. Но пару-тройку "лодок" в этом году, может, и получим.

Американцы говорят, что таких сухогрузов может быть до 5–6, а при наличии долгосрочного контракта в будущем году - и больше. Предполагается, что уголь пойдет государственному "Центрэнерго" (у него две станции на антрацитовой группе). Но для увеличения добычи американцами нужного нам угля ключевые слова - долгосрочный контракт и гарантии. Самое забавное, что с украинской стороны вроде уже прозвучали намеки, что в схеме поставок нужен... вы правильно догадались, конечно же, посредник, ой, простите, оператор. Чем мы несколько удивили американцев.

Пока, как бонус, планируемая поставка дошла до президента Трампа, заявившего: "Украина уже говорила, что нуждается в миллионах и миллионах тонн угля прямо сейчас. И мы хотим продать его".

Модернизация всего

Хотеть продать, как и купить - дело, безусловно, полезное. Было бы что продавать и за что покупать. И вот тут логичны вопросы. На дворе лето 2017-го, ровно три года назад в Донбассе начали взрывать железнодорожные пути и затапливать шахты. Нельзя сказать, что три года ничего не делалось. Делалось многое, просто не то и иначе. Одна только схема "Роттердам+" обогатила Рината Леонидовича и совсем даже не разорила Петра Алексеевича. Но проблемы диверсификации поставок как были в глухом загоне, так и остались. В прошлом году упали даже крайне скромные поставки энергетического угля из ЮАР.

По сути, весь антрацит, поставлявшийся с начала военных действий, шел или от (из) России, или по схемам от террористических образований "ЛНР" и "ДНР". С началом блокады схема рухнула. В итоге антрацитовые электростанции сейчас стоят без работы, пытаясь накопить хоть немного угля. Получается так себе - при плане образовать к октябрю запасы в 1,8 млн тонн пока накопили процентов 40. А впереди вторая половина июля и август со скачками потребления электроэнергии.

Из явных побед можно отметить разве что перевод на марку "Г" (так называемый газовый уголь) одного из блоков Змиевской ТЭС. До конца года обещают модернизировать еще один блок. Это звучало бы бодро в конце 2015-го. Отставание действий от вызовов на два года - непозволительная роскошь. В итоге до конца 2017-го блоков, работающих на "газовом" угле, будет аж четыре - два на Змиевской и два на Приднепровской ТЭС.

Негусто. На "газовую" группу углей надо перевести минимум 10–15 блоков. Но зачем было торопиться - уголь дешево покупался в ОРДЛО и дорого продавался на неоккупированной, но коррумпированной территории по вполне международным ценам. Все довольны, все, кто надо, - в теме, а кому положено - и в доле.

С тем же американским углем - нам вполне продали бы шахту или карьер. Да даже просто имея долгосрочный контракт, можно было бы многое сделать… Но чтобы купить, а тем более заключить долгосрочный контракт, согласно бизнес-практике и законам США претендент, напомним, должен пройти соответствующую квалификацию, предоставить аудированный отчет, гарантии (особенно в случае государственного "Центрэнерго") платежеспособности, страховку и массу других квалификационных документов. Если вы не прошли такую процедуру, ни о каком контракте, тем более долгосрочном, и не мечтайте! Фискалы США неумолимы.

При этом уголь, особенно энергетический, Украине реально нужен - для нормальной работы ТЭС и теплоэлектроцентралей в 2017 г. необходимо купить за рубежом до 5 млн тонн антрацита. Предполагалось, что львиная доля (4,4 млн тонн) будет получена по морю. При этом почти все поставки приходятся на второе полугодие.

Закупить в России сначала предполагали менее 70 тыс. тонн. Очень похоже, что к этой цифре добавят как минимум нолик, превысив прошлогодний уровень импорта из РФ.

Сейчас план выглядит избыточно оптимистичным. Так, ДТЭК, которая по прогнозному балансу Минэнерго должна купить 2 млн тонн угля, пока законтрактовала порядка 600 тыс.

Решение вопроса не просто диверсификации поставок угля в Украину, но и обеспечения страны углем - одно из фундаментальных для выживающей экономики. Мы очень надеемся на то, что контракт на поставку американского угля будет подписан. И при этом на смену мутным коррупционным ОРДЛОвским схемам не придут прозрачные, но не самые выгодные для страны контракты. Мы верим, что президент Порошенко должен не только Трампу за Манафорта, но и своей стране. За все.