UA / RU
Поддержать ZN.ua

Реформа рынка газа — по какому образцу?

15 апреля в Украине традиционно закончился отопительный сезон. Но это вовсе не означает, что закончились события, касающиеся рынка газа...

Автор: Алла Еременко

15 апреля в Украине традиционно закончился отопительный сезон. Но это вовсе не означает, что закончились события, касающиеся рынка газа. Они происходили и до этого, о чем писало «ЗН», и будут с не меньшей интенсивностью происходить после. Вообще-то они случаются ежедневно. О чем «ЗН» вам и поведает.

Сегодняшний разговор — о повышении цен на газ (и заодно на электроэнергию) и об основных положениях проекта закона «Об основах функционирования рынка природного газа». Сейчас этот законопроект активно обсуждается. И пока он сыроват, есть смысл участникам рынка газа за него побороться. Потому что когда этот законопроект будет принят, делать это будет намного сложнее. Или вообще бессмысленно. Впрочем, каждый участник рынка газа должен этот вопрос решить самостоятельно. Посмотрим, как попытаются бороться Кабинет министров, Министерство топлива и энергетики и НАК «Нафтогаз Украины».

В погоне за траншем МВФ парламент правительству не помеха?

Несмотря на отказ Верховной Рады Украины рассмотреть 14 апреля необходимые для продолжения сотрудничества с МВФ законопроекты, внесенные Кабмином, в частности о стабилизации фин­плана НАК «Нафтогаз Украины» и Пенсионного фонда, премьер-министр Юлия Тимошенко решила провести необходимые изменения постановлениями правительства. В тот же день, после внеочередного заседания Кабмина, она заявила: «Я уверена в том, что пакет антикризисных постановлений, которые сегодня приняты правительством, позволяют сбалансировать финансовую систему Украины, дают возможность Украине быть более сильной перед вызовами мирового финансово-экономического кризиса. И, безусловно, надеюсь на то, что принятый пакет решений так же будет в основе очередного пересмотра программы сотрудничества между Украиной и МВФ».

В частности, по ее словам, постановления касаются внесения изменений в государственный бюджет по сокращению расходной части, увеличения цены на газ и электроэнергию для потребителей больших их объемов, обеспечения равных условий для всех плательщиков в Пенсионный фонд, сбалансирования бюджета НАК «Нафтогаз Украины», легализации платных услуг, а также рекапитализации банков, в которых были введены временные администрации.

Ю.Тимошенко подчеркнула, что правительство больше не будет подавать в парламент аналогичные законопроекты, хотя путь реализации антикризисных мер через законы был бы более быстрым.

В свою очередь, присутствовавшая на заседании Кабмина глава миссии МВФ в Украине Джейла Пазарбазиолу назвала принятые решения «трудными», отметив, что они направлены на то, чтобы сделать более оптимистичными возможности Украины по выходу из кризиса.

Президент Виктор Ющенко хоть и осторожно, но все же похвалил премьера за решительность. Однако обратился к юристам — пусть проверяют…

Итак, первоочередным решением правительства было ввести 2-процентную надбавку к тарифу на газ для промышленных предприятий. Как сообщил исполняющий обязанности министра финансов Игорь Уманский после заседания правительства во вторник, «2%, которые и так были определены постановлением правительства, снова устанавливаем и даем дополнительный ресурс для компенсации разницы в ценах на газ для теплокоммунэнерго».

По его словам, это позволит НАК «Нафтогаз Украины» дополнительно получить 560—580 млн. грн. на эти цели. На это надеется и первый заместитель председателя правления НАК «Нафтогаз Украины». Хотя, по-видимому, компания рассчитывала, что Верховная Рада примет поправки к бюджету-2009, выделив «Нафтогазу» 7 млрд. грн. на компенсацию разницы в ценах.

И.Уманский уточнил, что повышение не коснется лишь предприятий, использующих природный газ в качестве сырья. Напомню, что газовый сбор был введен летом 2005 года в размере 2% и затем несколько раз повышался, наиболее значительно — в 2008-м, до 12%. Однако после обострения в прошлом году финансово-экономического кризиса правительство «обнулило» сбор сначала для металлургов и химиков, а с 2009 года — для всей промышленности и бюджетных организаций.

Таким образом, газовый сбор с этого года взимается только с предприятий коммунальной теплоэнергетики и тепловых электростанций — в размере 2% от цены природного газа и с населения — 4%.

Кроме того, Кабмин рекомендовал Национальной комиссии регулирования электроэнергетики (НКРЭ) повысить тарифы на газ и электроэнергию для отдельных категорий населения. Речь идет об увеличении на 5% цены газа для категории населения, потребляющей свыше 2,5 тыс. кубометров газа в год, и на 10% — для категории населения, потребляющей более 6 тыс. кубометров.

Также правительство рекомендовало НКРЭ увеличить в 3,5 раза тариф на электроэнергию для потребителей, использующих свыше 600 кВт-ч в месяц.

Рост цен: уже не медленно, но уверенно

И хотя пока никто еще в глаза не видел постановлений Кабмина от 14 апреля, «Нафтогаз Украины» решил ковать железо, пока горячо. И уже в среду, 15 апреля, на заседании НКРЭ принялся отстаивать повышение цен на транспортировку газа.

В свою очередь, по словам главы НКРЭ Валерия Кальченко, Нацкомиссия предоставила Кабмину предложения о повышении цены на газ с 1 июля текущего года для населения, потребляющего более 2,5 тыс. кубометров в год. По словам В.Кальченко, при потреблении до 2,5 тыс. кубометров газа в год его цена остается на прежнем уровне: 483,6 грн. за 1000 кубометров при наличии счетчика и 531,6 грн. — без счетчика. Для населения, потребляющего 2,5—6 тыс. кубометров газа в год, цена повысится на 5% и составит 768 грн. и 845,46 грн. соответственно.

Для населения, потребляющего 6—12 тыс. кубометров в год, НКРЭ предлагает повысить цену газа на 10% — до 1648,68 грн. за тысячу кубометров при наличии счетчика и 1813,02 грн. — без счетчика.

В.Кальченко отметил, что благодаря такому повышению население дополнительно заплатит 100—150 млн. грн. По словам главы НКРЭ, принятое правительством постановление о повышении тарифов на электроэнергию для населения, потребляющего свыше 600 кВт-ч в месяц, даст отрасли дополнительные 200—300 млн. грн. С 1 июня цена на электроэнергию для населения, потребляющего свыше 600 кВт-ч в месяц, составит 75—76 коп. за 1 кВт-ч без НДС. Повышение цен не коснется многодетных семей, детских домов семейного типа, многоэтажных негазифицированных домов и семей, пользующихся электроплитами и использующих электроэнергию для отопления.

Законопроект о рынке газа: чем он отличается от оптового рынка электроэнергии?

По результатам согласительного заседания, состоявшегося 27 февраля 2009 года в Минтопэнерго, группа экспертов готовит проект закона Украины «Об основах функционирования рынка природного газа». Рабочая группа для разработки газового законопроекта создана 25 марта 2009 года и, как сказал один из ее участников, «продолжает работать — еще не все согласовано в законопроекте об основах функционирования рынка природного газа. Возможны значительные изменения». Но уже сам факт обсуждения этого законопроекта — дело серьезное.

«Зеркало недели» располагает последним согласованным вариантом указанного законопроекта. И, изучив его, обратилось с конкретными вопросами к руководителю рабочей группы, заместителю министра топлива и энергетики Украины Бурзу АЛИЕВУ.

— Господин Алиев, скажите, почему именно сейчас активизировалась работа над законопроектом о рынке газа?

— Законопроект о функционировании рынка газа по сути разрабатывается с 2002 года, согласно директиве ЕС. Это сложный и неоднозначный процесс в силу многих причин.

Идет параллельная работа над тем, чтобы разрабатываемый сейчас законопроект и концепция реформирования рынка газа учитывали в том числе и рекомендации Евросоюза. Но возникает очень много недоразумений в элементарных вопросах. Например, европейцы не понимают общий термин «население» в качестве газопотребителей, покупателей газа. Они используют другие термины и определения и, например, не понимают, почему должно быть несколько цен на один и тот же товар — газ. Честно говоря, для меня это тоже загадка. Но я пытаюсь объяснить, что в Украине была такая социальная политика. Европейцы с трудом принимают подобные объяснения. Хотя мы сами себя обманываем в этом вопросе.

Когда мы покупаем газ у ДК «Укргаздобыча», то обходится он намного дешевле, чем импортный газ. А если покупаем у «Газпрома» по 360 долл., как было в первом квартале текущего года, то кого мы финансируем? Естественно, российский «Газпром». А своя компания НАК «Нафтогаз Украины», в которую входит и «Укргаздобыча», ходит и просит кредиты… для оплаты российского газа. При этом «Нафтогаз» мог бы увеличивать добычу того же газа в Украине. Но это уже другой вопрос.

Это к тому, почему у нас разные цены на газ.

— Когда вы планируете закончить работу над законопроектом и концепцией?

— До конца года мы должны согласовать проект закона, работа над которым начата в 2006 году.

Наконец-то в этом году создана межведомственная рабочая группа, которая занялась этим серьезно. Буквально по каждому пункту каждый ее участник готовит свои замечания, которые рассматриваются компетентными специалистами. Надеюсь, эти люди будут вести проект до его полной разработки, и мы сможем принять окончательное решение. Благодаря такому подходу мы прошли по всем вопросам, вызывающим разногласия. Договорились, что 29 апреля мы еще раз согласуем окончательный вариант и потом передадим законопроект в Госкомпредпринимательства. После этого опубликуем законопроект на своем сайте, чтобы все могли его прочитать, внести свои замечания и т.д. После этого — Кабмин и Верховная Рада. Думаю, что до конца текущего года мы должны этот законопроект подать на рассмотрение в Верховную Раду.

Параллельно ведется работа над концепцией реформирования газового рынка Украины. Она была начата в феврале прошлого года после решения Совета национальной безопасности и обороны и соответствующего указа президента. Мы прошли все ведомства, согласовали все спорные моменты и до конца апреля должны были закончить с этим вопросом. Но не успели.

Вначале, когда создавали рабочую группу, все говорили, что законопроект «бродит» по кабинетам и еще долго будет «бродить». Но мы наконец вышли на определенный режим работы и каждый месяц отчитываемся перед Кабмином и по концепции, и по проекту закона о рынке природного газа. Я думаю, что в течение месяца мы пройдем все рифы, а потом уже посмотрим, как на это отреагирует правительство.

— Какая связь между законопроектом о функционировании рынка газа и концепцией реформирования этого рынка?

— Я оптимист и считаю, что, по крайней мере, в течение месяца мы согласуем оставшиеся вопросы по концепции реформирования газового рынка, а потом уже посмотрим, как сначала Кабмин воспримет наш законопроект, а затем и Верховная Рада.

— Если буквально читать проект закона, то получается, что госрегулирование — за Кабмином, а регуляторным органом будет НКРЭ. А каково ваше мнение?

— Я сейчас не готов по пунктам комментировать, а по ходу действительно было очень много мнений. Например, представители НАКа говорили, что вместо конкретного госоргана достаточно общей фразы «орган, регулирующий то-то и то-то». Слава Богу, что у нас уже есть НКРЭ и ее многолетний опыт работы, имеющей прямое отношение к регулированию, в том числе и рынка газа.

— Когда я прочла последний вариант законопроекта «Об основах функционирования рынка природного газа», сложилось впечатление, что его готовили по образу и подобию закона об основах организации оптового рынка электроэнергии. Это так?

— В чем-то, конечно, можно найти сходство. Но я не был бы таким категоричным. Различие все же существенное.

— Тем не менее в газовом законопроекте впервые употреблен термин «единая газовая техническая система» (ЕГТС). До сих пор в Украине существовала единая энергосистема. А вот о единой газовой технической системе не было ни слова. Говорят только о ГТС.

— В этом нет ничего необычного. Фактически мы не фиксируем существующую ситуацию, а пытаемся заглянуть на много лет вперед. Чтобы не пришлось каждый год вносить существенные поправки или вообще менять концепцию и закон. Тем более что ГТС Украины уже не однажды доказывала, что она — едина.

— Законопроект декларирует равный доступ к ЕСТС. А как на практике это будет выглядеть?

— Если трубопроводы в Украине принадлежат государству, то кто в таком случае должен гарантировать доступ к ним? Риторический вопрос.

— Это касается доступа и производителей, например, биогаза.

— Вы правы, мы не должны писать законы и концепцию под нынешнюю ситуацию. Не должны писать закон исключительно для НАК «Нафтогаз Украины» или другой компании. Мы обязаны смотреть вперед.

— Очень надеюсь, что вы окажетесь дальновиднее ваших предшественников.

— Мы должны создавать равные условия для всех участников энергорынка, то есть рынков газа, нефти, нефтепродуктов и т.д., а не только сегодняшних монополистов.

— Мне много раз приходилось слышать от газо- и нефтетранспортников об элементарном воровстве энергоносителей. И даже если воров удавалось поймать, они отделывались достаточно легким наказанием. Как вы рассматриваете эту проблему?

— Я считаю, что каждый человек должен отвечать за свои поступки. Как и каждая компания, если говорить о них.

Но если в чьих-то действиях наблюдается злой умысел, например, взрыв трубопровода…

— Но это еще нужно доказать…

— Да, но в таком случае мы должны давать шанс юристу доказать, что злой умысел был и злоумышленник должен понести ответственность по закону. И закон в таком случае должен быть суров к нарушителям.