UA / RU
Поддержать ZN.ua

Реформа электроэнергетики: один шаг вперед, три шага назад?

Правительство должно обеспечить стабильную работу электроэнергетической отрасли.

Автор: Олег Савицкий

За последние три года в сфере электроэнергетики сделаны важные шаги: началось введение мер по синхронизации с энергосистемами ЕС и становление сектора возобновляемой энергетики, принят Закон Украины "О рынке электрической энергии" и начата подготовка к его внедрению.

Но конфликтная ситуация, возникшая при реорганизации государственной компании НЭК "Укрэнерго", оператора Объединенной энергосистемы Украины, может отбросить далеко назад практическое внедрение реформ.

Сегодня дальнейшая судьба реформы энергорынка зависит от действий правительства и конкретных шагов для решения конфликта относительно "Укрэнерго".

Роль "Укрэнерго"

Согласно условиям Соглашения об ассоциации с ЕС и Договора об Энергетическом сообществе, Украина должна изменить модель функционирования рынка электроэнергии согласно требованиям Третьего энергетического пакета ЕС и приобщаться к созданию общеевропейского рынка электроэнергии.

Необходимые организационные и технические мероприятия по внедрению положений ключевого в этом контексте Закона "О рынке электрической энергии" в значительной степени возложены на Национальную энергетическую компанию "Укрэнерго". Статьей 31 этого закона, подписанного президентом Украины в июне 2017 года, была предусмотрена корпоратизация НЭК "Укрэнерго" и внедрение соответствующей модели управления с наблюдательным советом.

Приказ о назначении набсовета "Укрэнерго" в составе семи человек, включая четырех независимых членов и трех от правительства, министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик подписал только 19 октября 2018 года, хотя Кабмин утвердил состав совета еще в начале месяца. Независимыми членами стали экс-глава представительства ЕБРР в Украине Шевки Аджунер, экс-президент и исполнительный директор датского оператора сетей Energinet Педер Андреасен, бывший член комиссии по атомной энергетике Франции Оливье Апперт, а также Луиджи де Франциски, работавший в итальянских энергокомпаниях Enel и Terna.

Минэнергоугольпром предложило членам наблюдательного совета "Укрэнерго" зарплату значительно ниже рекомендованной номинационным комитетом при Минэкономразвития, что могло сорвать подписание контрактов с ними и помешать внедрению прозрачной системы корпоративного управления.

Но 18 октября полномочия по управлению НЭК "Укрэнерго" были переданы новому заместителю И.Насалика - Михаилу Близнюку (см. "Укрэнерго наскочило на раздачу?" ZN.UA № 40 от 27.10.2018). Чиновник Минэнерго получил контроль над оператором Объединенной энергосистемы Украины, отстранив при этом от принятия решений действующий топ-менеджмент компании.

Внезапное изменение руководства в "Укрэнерго" вызвало острую реакцию со стороны Евросоюза и Секретариата Энергетического сообщества. Как ранее сообщали СМИ, 22 октября посол ЕС в Украине Хьюг Мингарелли и директор Секретариата Энергосообщества Янез Копач направили премьер-министру Гройсману письмо, в котором раскритиковали действия Министерства энергетики и угольной промышленности и потребовали вмешаться в ситуацию с корпоратизацией "Укрэнерго".

Из трех требований, указанных в письме европейских партнеров, правительство выполнило всего одно. Были официально утверждены предварительные условия контрактов с наблюдательным советом, соответствующее решение принято приказом Минэнергоугольпрома №533 от 25 октября.

Наблюдательный совет еще не приступил к выполнению своих обязанностей, поэтому конфликт вокруг корпоратизации "Укрэнерго" нельзя считать исчерпанным. Если он не будет решен, последствия для энергорынка и государства в целом могут быть очень печальными.

Реформы и интеграция под угрозой

Вице-президент Еврокомиссии по вопросам Энергетического союза Марош Шефчович еще в июне этого года назвал реформу электроэнергетики в Украине одним из ключевых приоритетов для сотрудничества с нашей страной. Тогда же он также подчеркнул, что наращивание доли возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в общем энергоснабжении относится к совместным стратегическим целям ЕС и Украины с учетом намерения усилить энергетическую безопасность и противодействовать изменению климата.

В долгосрочной перспективе искусственный административный захват "Укрэнерго" и нарушение профессионального управления компанией в результате могут привести к срыву выполнения плановых мероприятий в рамках соглашения с ENTSO-E по синхронизации Объединенной энергосистемы Украины с энергетической системой континентальной Европы. Но ведь это является одним из первоочередных приоритетов направления развития отрасли и частью политики энергетической независимости Украины.

Европейская сеть системных операторов передачи электроэнергии ENTSO-E (European Network of Transmission System Operators for Electricity) была создана в июле 2009 года и объединила все шесть электроэнергетических ассоциаций Европы, в которые входили 42 национальные энергетические компании.

Соглашение с ENTSO-E об условиях будущего объединения энергосистем Украины и континентальной Европы наша страна подписала в июне прошлого года. Документом предусмотрено налаживание межгосударственной торговли электроэнергией и в итоге слияние в единый рынок. С того времени электроэнергетическая отрасль привлекла значительные инвестиции в модернизацию сетей и строительство новых мощностей возобновляемых источников энергии.

Согласно договоренностям, объем обмена мощностью между ОЭС Украины и ENTSO-E планируется довести до 2200 МВт к 2023 году и 4000 МВт к 2028-му.

На сегодняшний день в случае дефицита мощности в энергосистеме Украины (что уже наблюдалось из-за нехватки угля для ТЭС в зимние периоды) возможностей для импорта электроэнергии из стран ЕС нет. В такой ситуации электроэнергию придется покупать у северного соседа на его условиях.

В целом провал реформы электроэнергетики угрожает сокращением технической и финансовой поддержки со стороны ЕС. Если корпоратизация "Укрэнерго" и становление наблюдательного совета не состоятся, ЕС может отстрочить или даже отменить предоставление Украине очередного транша макрофинансовой помощи в размере 1 млрд евро, поскольку это было одним из необходимых условий.

Манипуляция темой ВИЭ для давления на менеджмент "Укрэнерго"

Вопреки принятому курсу на энергетическую интеграцию с ЕС, развитие возобновляемой энергетики в Украине до сих пор не имеет поддержки всех органов власти. В конце сентября широкую огласку в СМИ получило письмо Службы безопасности Украины к премьер-министру Владимиру Гройсману "О возникновении предпосылок к дестабилизации работы Объединенной энергетической системы Украины", в котором тенденция к росту темпов присоединения к энергосистеме страны объектов возобновляемой энергетики обозначалась как угроза. Известные проблемы отрасли по интеграции новых мощностей в энергосистему использовались для обоснования утверждения о ненадлежащем выполнении менеджментом НЭК "Укрэнерго" своих обязанностей.

Тщательный анализ показывает, что цифры, приведенные в письме СБУ, не соответствуют действительности, в частности следующие: "...общий прирост мощности ВИЭ за последние 9 месяцев составляет свыше 2800 МВт". Согласно данным НКРЭКУ, по состоянию на конец третьего квартала 2018-го общая установленная мощность ВИЭ в Украине составляет 1803,6 МВт, а реальный прирост за девять месяцев - 429 МВт вместо 2800 МВт.

Почти весь прирост мощности в этом году был обеспечен солнечными и ветровыми станциями, на них приходится 97% всех новых генерирующих мощностей, подключенных к Объединенной энергосистеме Украины.

По данным энергорегулятора, сейчас общая установленная мощность ветровых электростанций составляет 522,4 МВт, солнечных - 1096,4, биогазовых станций - 44,6, энергогенерирующих станций, использующих в качестве первичного источника энергии твердую биомассу, - 43,8, малых ГЭС - 96,4 МВт.

В письме СБУ также указывалось на то, что на территории Бурштынского энергетического острова, работающего в синхронном режиме с ENTSO-E, "Укрэнерго" выдало большое количество технических условий на присоединение к сетям новых мощностей возобновляемой энергетики, и что это угрожает нарушением режима экспорта электроэнергии в Польшу из-за переменного характера генерации с солнечных и ветровых электростанций. В частности речь шла о том, что "невнедрение системы прогнозирования или реализации других предупредительных мер вызовет отклонение величины экспорта электрической энергии, согласованной с польским регулятором, выше/ниже допустимой величины".

Вместе с тем экспорт электроэнергии с территории Бурштынского острова технически может осуществляться только в Словакию, Венгрию и Румынию. Экспорт электроэнергии в Польшу осуществляется по отдельной линии-вставке постоянного тока, позволяющей выдавать соответствующую мощность из Объединенной энергосистемы Украины. Польский регулятор может начислять убытки только за отклонение объемов поставок по этой линии.

Вместе с непроверенными фактами в письме также была использована информация о реальных технических проблемах, связанных с увеличением мощностей солнечной и ветровой энергетики, особенно на юге Украины. Как позже стало известно из официального заявления на сайте "Укрэнерго", в письме СБУ к премьеру Гройсману также были использованы результаты собственной внутренней проверки компанией своего обособленного подразделения "Научно-исследовательский центр развития ОЭС Украины".

"Технические выводы в письме СБУ сделаны специалистами ГП "НЭК "Укрэнерго" и переданы в Службу безопасности на ознакомление в виде отчета рабочей группы "Укрэнерго", - говорится в сообщении НЭК "Укрэнерго".

Реформы ради энергетической безопасности

В отличие от технических заданий по интеграции новых генерирующих мощностей, реальной и уже материализованной угрозой безопасности энергоснабжения является зависимость от импорта топливно-энергетических ресурсов, значительная часть которых поступает из России.

В 2017 году 57% всего импорта угля и 56% ядерного топлива поступило с территории северного соседа. В прошлом году в денежном выражении импорт угля из Российской Федерации составил 1,552 млрд долл. США.

Государственный угольный сектор Украины потерял значительную часть шахт после оккупации Донбасса, а оставшиеся на контролируемой территории сокращают объемы добычи. Как показали слушания в комитете по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Верховной Рады, состоявшиеся 19 октября, государственный угольный сектор находится в критическом состоянии и нуждается в системных мерах по реструктуризации. В таких условиях об успешном решении проблемы нехватки топлива для тепловой энергетики говорить не приходится.

В целом угольная отрасль на национальном уровне продолжает оставаться в центре коррупционных скандалов. На международном уровне все больше стран поддерживают мораторий на строительство новых угольных электростанций из-за проблемы изменения климата, выступают за постепенное свертывание существующей угольной промышленности и направляют финансовые потоки на развитие возобновляемой энергетики и повышение энергоэффективности.

В долгосрочном плане угрозой энергетической безопасности является нехватка инвестиций в обновление основных фондов, а также старение генерирующих мощностей, ведь средний возраст тепловых электростанций в Украине приближается к 50 годам, а большинство энергоблоков АЭС уже отработали свой проектный срок эксплуатации в 30 лет. В следующие 10–15 лет электроэнергетика будет нуждаться в масштабных инвестициях в структурную перестройку. Если не будут вводиться в эксплуатацию новые мощности, а в современных условиях это в основном возобновляемые источники энергии, будет происходить деградация отрасли и повышение техногенных рисков одновременно с сохранением зависимости от импорта топливно-энергетических ресурсов.

Сегодня важно, чтобы компания "Укрэнерго" продолжала свою стратегическую работу по содействию в перестройке отрасли и выполняла обязательства, взятые при подписании соглашения о синхронизации с ENTSO-E. Важным условием для этого является сохранение кадрового потенциала компании и успешное завершение внедрения корпоративного управления.

От того, приложит ли правительство необходимые усилия для решения текущего конфликта вокруг "Укрэнерго" и успешного завершения корпоратизации этой компании, в значительной мере зависит энергетическая безопасность государства. Ведь она стратегически зависит от интеграции с энергосистемой ЕС и развития возобновляемой энергетики, не требующей импорта топливно-энергетических ресурсов.

Правительство должно обеспечить стабильную работу электроэнергетической отрасли, последовательно внедрять реформы и выполнять взятые обязательства.