Власть настойчиво навязывает обществу мнение об убыточности и ненужности государственных предприятий. Премьер-министр 3.
17 апреля 2017 г., премьер официально сознался в систематическом невыполнении своих прямых должностных обязанностей, что подпадает под признаки преступления "должностная халатность", наносящая государству ущерб в особо крупных размерах.
При этом власть замалчивает главную причину неэффективной работы этих предприятий - некомпетентное и непрофессиональное руководство, назначаемое этой же властью в результате непрозрачных, поэтому, допускаем, коррумпированных конкурсов. У профессиональных кандидатов нет шансов победить в подобных конкурсах.
Именно такие назначения ведут к прекращению профильной деятельности предприятий, росту долгов и в результате - к обесцениванию активов. В дальнейшем имущество таких предприятий реализуется за бесценок. Очень выгодная схема для власти, и не очень - для народа.
Ярким примером безответственной кадровой политики и уничтожения профильной деятельности является ситуация с Государственным предприятием "Южноукраинское государственное производственное предприятие по инженерной разведке для строительства" (ГП "Укрюжстройразведка") в г. Одессе. Это предприятие подчинено Министерству регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины, ответственность за деятельность которого непосредственно возложена на вице-премьера Геннадия Зубко.
У этого предприятия более чем полувековая история, и оно имеет большое значение для Одесского региона. Основным направлением его деятельности является комплексная геологическая, инженерная разведка для жилищного, промышленного и сельскохозяйственного строительства на территории Украины и за ее пределами. Специалисты этого предприятия известны как внутри страны, так и за границей.
Геологическая разведка - это востребованные и высокооплачиваемые работы во всем мире. К сожалению, развитие геологической отрасли, сохранение научного потенциала страны не интересует наши власти предержащие, когда на кону стоит недвижимость в городе Одессе. Ради этой недвижимости предприятие уже многие годы пытаются уничтожить.
За восемь лет на ГП "Укрюжстройразведка" сменилось шесть руководителей. Когда назначался действительно ответственный специалист, предприятие возрождалось и становилось высокорентабельным. Но такого управленца сразу же заставляли уволиться и назначали способных на решительные деструктивные действия. Для этого назначались даже лица без высшего образования. Такие руководители превратили предприятие, которое имеет уникальную информационную базу отчетов о геологических исследованиях, наработанные за многие годы картографические материалы, а также высококвалифицированные кадры, в коммерческую недвижимость для передачи в аренду. Финансовыми показателями своей неэффективной деятельности назначенные властью руководители убеждают, что это предприятие, как и другие, не нужно государству.
Следует отметить, что большинство государственных предприятий Минрегиона - это не просто субъекты хозяйствования, это бывшие, а некоторые и действующие научные институты с базами проектной документации для строительства, генеральных планов городов, метрополитенов, геологических исследований, реставрационных отчетов и т.п.
За сохранение своего предприятия и многолетних достижений трудовой коллектив ГП "Укрюжстройразведка" борется уже многие годы. За это время предприятие могло развиваться, создавать новые рабочие места, стабильно наполнять государственный бюджет, передавать опыт новому поколению, а не тратить усилия на борьбу за существование.
В сентябре 2016 г., несмотря на обращение трудового коллектива о назначении исполняющим обязанности директора ГП "Укрюжстройразведка" специалиста с многолетним опытом работы С.Дучева, Минрегион в очередной раз назначил руководителя без опыта управления предприятиями - В.Привалова.
Привалов до назначения на должность и.о. директора государственного предприятия занимал должность заместителя начальника Вышгородского РО ГУ МВД Украины в Киевской области. По результатам служебного расследования был издан приказ №900 ГУ МВД Украины в Киевской области от 13 мая 2014 г., которым В.Привалов был привлечен к дисциплинарной ответственности.
Так о какой прибыльности государственных предприятий и развитии отрасли может идти речь, если предприятие, осуществляющее геологические изыскания, возглавляет не профильный специалист, не профессиональный топ-менеджер, а бывший работник милиции, у которого такие "значимые" достижения в работе...
А дальше все происходило по старой схеме, как и относительно других государственных предприятий: увеличение долгов, полное отсутствие организации рабочего процесса и профильных заказов. Изюминкой управленческих методов этого руководителя стали: провокации, дискредитация работников, давление и угрозы трудовому коллективу.
Трудовой коллектив ГП "Укрюжстройразведка" обращался ко всем вышестоящим органам государственной власти: к президенту Украины Петру Порошенко, премьер-министру Владимиру Гройсману, вице-премьер-министру Геннадию Зубко, в общественный совет при Минрегионе, Генеральную прокуратуру и др., но везде были только отписки и игнорирование. Влада делает все, чтобы показать бесперспективность противостояния этой системе.
Апогеем издевательства над законом и здравым смыслом стал конкурсный отбор на должность директора этого предприятия, состоявшийся 1 февраля 2017 г.
Министерство сделало все, чтобы избежать присутствия общественности на заседании комиссии и тайно заслушать предложения участников об управлении предприятием.
Участниками конкурсного отбора на должность директора ГП "Укрюжстройразведка" были представитель трудового коллектива, инженер с 30-летним опытом работы на этом предприятии С.Дучев и и.о. директора В.Привалов.
Нетрудно догадаться, что профильный специалист, у которого был ряд рекомендаций от ведущих строительных организаций региона, профсоюза работников строительства Украины, Союза буровиков Украины и трудового коллектива и который подготовил реалистический план развития предприятия, в этом конкурсе не победил.
Конкурсная комиссия, в составе которой не было ни одного специалиста или эксперта и которая состояла исключительно из представителей Минрегиона, единогласно определила победителем В.Привалова.
Во время выступления В.Привалова со своим конкурсным предложением представителям трудового коллектива даже запретили там присутствовать. Как объяснили, возражение по поводу присутствия представителей коллектива заявил сам Привалов. Довольно удивительно, что руководитель с вроде бы успешным опытом работы, планирующий вести предприятие в светлое будущее, не хочет поделиться планами об этом будущем с трудовым коллективом, которым он непосредственно руководит.
Даже результаты этого конкурса были обнародованы с нарушением законодательно установленных сроков. До последнего министерство хранило эту тайну, предоставляя В.Привалову возможность беспрепятственно собрать документы для заключения контракта.
Следует отметить, что трудовой коллектив предприятия продолжает свою борьбу за восстановление законности и подает жалобу на бездеятельность Минрегиона из-за необнародования результатов конкурса в установленный срок, а также на результаты конкурса.
Но Минрегион тоже не сдается. В своем желании доказать законность проведенного конкурса министерство прибегло даже к грубым фальсификациям. Так, после обращения в суд на официальном сайте Минрегиона стали странным образом появляться публикации о заседании конкурсной комиссии, которых там до этого времени не было.
В протоколе заседания конкурсной комиссии от 1 февраля 2017 г. появилась подпись главы комиссии В.Негоды, не присутствовавшего при заслушивании конкурсных предложений. Сообщение о таких чудесах уже направлено правоохранительным органам. Надеемся, что они отреагируют на это надлежащим образом.
О том, что происходит на других предприятиях Минрегиона, приведем некоторые факты.
Так, по результатам конкурса, обнародованным 5 декабря 2016 г., победителем на должность директора ГП "НИИпроектреконструкция" (г. Запорожье) стал малоизвестный в отрасли Максим Шахов, который с апреля по ноябрь 2015-го находился на учете в Запорожском городском центре занятости, а с декабря этого же года работал в Луганской ОГА. Он оказался почему-то лучше Владимира Уханя - первого заместителя директора института, заслуженного архитектора Украины, Лауреата Государственной премии Украины, члена-корреспондента Украинской академии архитектуры.
Ради недвижимости в центре Львова ГП "Укрзападпроектреставрация" уже продолжительное время пытаются довести до банкротства. О попытках уничтожить это предприятие свидетельствуют многочисленные публикации в прессе. Это предприятие успешно работало, пока им руководил народный архитектор Украины и отец-основатель этого института академик Иван Могитич. Под его руководством предприятие выполнило реставрационные работы свыше 100 деревянных церквей, более 300 памятников архитектуры, среди которых Олесский замок, Манявский скит, Церковь Ивана Крестителя во Львове, а также античных фресок Херсонеса Таврического и т.д. И.Могитич разрабатывал украинскую терминологию для отрасли, написал более 100 научных статей и книг.
Существование этого предприятия является вопросом сохранения украинской культуры. Работники предприятия хлопотали о присвоении ему имени его основателя и выдающегося человека Ивана Могитича, но безуспешно. Возможно, потому, что прикрыть предприятие, которое носит имя этого выдающегося человека, будет труднее? Также безуспешно хлопотали о передаче предприятия Министерству культуры.
С мая 2013 г. директором стал Андрей Коць, не имевший никакого отношения к реставрационным работам. К тому же он отметился в скандальной застройке исторической части Львова. Этот человек, похоже, начал активную кампанию по уничтожению этого предприятия.
С мая 2016 г. и.о. директора назначили Юрия Куреца, который также не имеет отношения к реставрационной отрасли. По конкурсу, результаты которого были обнародованы 5 декабря 2016 г., победитель не определен. Главный архитектор ГП "Укрзападпроектреставрация" Остап Васелина конкурсную комиссию не убедил, как и и.о. Юрий Курец, который продолжает исполнять обязанности руководителя.
С 2013-го по 2015 г. и.о. директора Государственного научно-исследовательского института автоматизированных систем в строительстве (г. Киев) был Джамал Меджидов - спортсмен, а с 2015-го и поныне предприятием руководит малоизвестный ІТ-специалист Станислав Басько.
Скрывается информация о руководителе Государственного специализированного ремонтно-строительного и монтажно-наладочного управления "Запорожкоммунэкология". На сайте министерства с 2015 г. значится как и.о. директора Владимир Кан, а в Едином государственном реестре руководителем с 14 ноября 2012 г. почему-то считается Юрий Аникин. Конкурсы на должность директора в 2015-м и 2016-м по неизвестным причинам не состоялись.
По результатам конкурсного отбора от 5 декабря 2016 г., на должность директора Государственного предприятия "Украинский институт инженерно-технических разведок для строительства" (г. Киев) победителем стал Виталий Крайнев - лицо, далекое от геологической разведки, оказалось для комиссии лучшей кандидатурой, чем профильный специалист и руководитель предприятия Раиса Розум, которая также принимала участие в конкурсе.
В.Крайнев неизвестен в геологической отрасли, является директором ООО "Бюро ВИНК", занимающегося охранной деятельностью и монтажом охранной сигнализации. Согласно представленной В.Крайневым декларации за 2016 г., находящейся в открытом доступе, он не получал доходов с ООО "Бюро ВИНК", а соответственно, и не работал там.
После появления нового руководства Раиса Розум была вынуждена уволиться. Вслед за ней увольняется и трудовой коллектив.
И.о. директора Украинского государственного научно-исследовательского института проблем водоснабжения, водоотвода и охраны природной среды "Укрводгео" фактически является Андрей Березин, но в Едином государственном реестре руководителем с 2010 г. значится Дмитрий Почепецкий. При этом по результатам конкурсных отборов в 2015-м и 2016 г. победитель не определен.
Публичным акционерным обществом "Украинский зональный научно-исследовательский и проектный институт по гражданскому строительству" и ГП "Укркоммунобслуживание" продолжительное время руководят исполняющие обязанности, информация об управленческом опыте которых в открытых источниках отсутствует, а конкурсы на должности директоров не назначаются.
В 2015 г. и.о. директора ГП "Укрметротуннельпроект" (г. Киев) назначили 26-летнего человека без опыта работы на руководящих должностях, но с опытом кассира "МакДональдса". После многочисленных публикаций и протестов трудового коллектива его с предприятия убрали.
Значительной частью предприятий Минрегиона руководят исполняющие обязанности, информацию о подобных назначениях легко скрыть, как и профессиональный опыт таких лиц. Конкурсы или продолжительное время не проводятся, или по результатам конкурсов победитель не определяется. При этом действующее законодательство предусматривает возможность исполнять обязанности директора не более трех месяцев. Такими специализированными предприятиями должны руководить только специалисты, а не сомнительные менеджеры без соответствующего образования.
Государственные предприятия есть в каждой стране, но работают они по тем же правилам, что и частные. Соответственно, ситуация, где геологией руководит кто угодно, но не геолог, в других странах невозможна. Также следует отметить, что Украина - большая по площади страна Европы с немалым минерально-ресурсным потенциалом. Поэтому геологическая служба, геологические предприятия здесь нужны. Этого не хотят понимать чиновники, руководствующиеся собственным шкурным интересом и сиюминутной выгодой. А учитывая, какие проблемы инженерно-геологического характера существуют в городах-мегаполисах, в частности в Одессе, уничтожение ГП "Укрюжстройразведка" недопустимо.
В европейских странах инженерно-геологическая деятельность осуществляется национальной геологической службой. Учитывая особенности Украины, предприятия, занимающиеся геологическим изучением территорий, инженерно-геологическими исследованиями, должны работать во всех регионах страны, этим должна заниматься власть на местах. Если эту проблему не решить, то и в дальнейшем будут падать дома во Львове и Одессе, разрушаться памятники архитектуры, активизироваться оползни, просадки и карст.
В каждой из стран Западной Европы сложились разные тенденции о роли государства в экономике. Например, для Финляндии характерны высокий уровень государственного регулирования экономики и весомая роль государства в предпринимательской деятельности. Государственные и полугосударственные компании составляют 14% общего количества крупных промышленных компаний страны. Они обеспечивают 35% общей продажи, выполняют 30% объема экспортных операций, сосредоточивают на своих производствах 25% рабочей силы. В других странах есть отрасли, которыми полностью управляет государство. Это, в частности, предприятия инфраструктуры, а также некоторые стратегические. Так, в Польше национальная авиакомпания LOT на 99,82% является государственной, а Polish Defence Holding (предприятие оборонной отрасли) - на 84,08%. В энергетической отрасли этот процент составляет 51–72.
В связи с этим следует отметить, что есть различные модели управления государственной собственностью: децентрализованная, дуальная, централизованная и консультативная. В последнее время наибольшую популярность приобретает централизованная модель, когда функция собственности реализуется специализированным органом. Это может быть соответствующее министерство (министерства) или специально созданная компания. Но в любом случае в европейских странах пытаются осуществлять руководство эффективно. Например, в Румынии согласно
постановлению правительства №109/2011 основными принципами корпоративного управления являются распределение собственности и принятие решений; прозрачность стратегических решений, финансовой отчетности и соглашений при участии связанных сторон; профессиональный и прозрачный подход к назначению менеджеров и советов директоров, выплате вознаграждений. Подобный подход мы не наблюдаем в Украине.
Кстати, здесь много вопросов и к существующей в нашей стране системе экономического образования. Будущих менеджеров часто готовят, абстрагируясь от конкретной отрасли. Но у каждой отрасли свои особенности функционирования. Нельзя быть специалистом одновременно в агробизнесе и горной отрасли, в транспорте и геологии и т.п.
Второй аспект проблемы - условия конкурса. Часто в этих условиях отмечают, что претендент на должность руководителя должен иметь стаж руководящей работы не менее трех лет. Есть и другие, не всегда обоснованные требования. Но это означает, что специалист в своей отрасли, который не был руководителем, особенно если это талантливый молодой человек, никогда не выиграет такой конкурс. В результате на руководящих должностях, как карты в колоде, перетасовываются одни и те же люди: сегодня он руководит кондитерским магазином, а завтра - металлургическим комбинатом или энергетической компанией. Но, опять же, необходимо знать специфику отрасли. Часто не учитывается и мнение коллектива. А по основам психологии, наилучшим руководителем является именно неформальный лидер-специалист. В ином случае организация работы на таком предприятии не будет эффективной.
Власти, прежде чем выносить вердикт о ненужности государственных предприятий, сначала нужно сделать открытыми и прозрачными конкурсные процедуры по назначению руководства госпредприятий с привлечением общественности, независимых специалистов, представителей трудовых коллективов. Предоставить преимущество в назначении руководителями профильным специалистам и работникам этих предприятий. И только после того, как их возглавят профессиональные руководители, будет преодолена коррупция, можно объективно говорить о прибыльности или убыточности таких предприятий.
Почти в каждом пункте должностной инструкции руководителя государственного предприятия предусмотрены обязанности, согласно которым он должен обеспечить эффективное взаимодействие производственных единиц, цехов и других структурных подразделений предприятия и направить их деятельность на достижение высоких экономических и финансовых результатов. Эти положения инструкции управленец должен исполнять без напоминания свыше. И если неисполнение этих обязанностей нанесло государству ущерб, то руководитель не просто освобождается от должности, а привлекается к уголовной ответственности. Такая же процедура применяется и к тем, кто обязан был контролировать деятельность этого руководителя. И так вплоть до министра, вице-премьера, премьера и до каждого клерка, не исполнившего своих прямых обязанностей.
Если бы у премьера Владимира Гройсмана были хоть какие-то замыслы действовать в интересах государства, то он должен был в начале своей премьерской деятельности уволить всех руководителей убыточных предприятий, а также тех, кто их контролировал. Премьер-министр должен был назначить новых управленцев, поставить реальные задачи значительного повышения рентабельности и обеспечить системный и действенный контроль над их деятельностью. Он этого не сделал - сознательно или неосознанно, под чьим-то давлением или нет. Как результат, в наличии убыточные предприятия, в частности и в геологической отрасли научно-промышленного комплекса.