UA / RU
Поддержать ZN.ua

Приключения плохого танцора в стране плохих диджеев

Решение об остановке Лисичанского нефтеперерабатывающего завода, судя по всему, было принято быстро.

Автор: Сергей Куюн

В конце февраля российская компания ТНК-ВР приняла решение об остановке своего нефтеперерабатывающего завода в Лисичанске, который был крупнейшим переработчиком нефти в Украине. Экономическая диверсия? Шантаж украинского правительства? Объективная реальность? Аналитики не исключают ни одного из вариантов, но все это имеет второстепенное значение, поскольку выход из игры мощного предприятия ни ресурсной, ни ценовой ситуации в Украине… ничем не угрожает. Диверсификация источников поставок, о которой так давно и много говорят применительно к газовой тематике, на рынке нефтепродуктов показывает свою состоятельность с 2005 года. Что же касается причин и мотивов решения россиян, то их масса, и распределены они по всей планете - от Лисичанска до Киева, Москвы, Лондона и Вашингтона. Их понимание четко указывает на путь возобновления работы не только Лисичанского завода, но и других украинских НПЗ, где сегодня в трубах гуляет ветер, а не нефть.

Решение об остановке Лисичанского нефтеперерабатывающего завода (ЛИНИК), судя по всему, было принято быстро. На это, в частности, указывает то, что компания говорит то об остановке до лучших времен, то о ремонте. Кроме того, остановка такого предприятия требует массы мероприятий и согласований с сопредельными отраслями, такими, как нефтепроводные системы, которые, как выяснилось, до последнего времени были не в курсе происходящего. Мало комментариев по теме и в самом Лисичанске и его окрестностях, многие вообще не в курсе.

В своем сообщении причиной остановки ТНК-ВР называет убыточность деятельности в Украине. По данным компании, в 2010 году консолидированный убыток составил 68 млн. долл., в 2011-м - 23 млн. долл. И хотя нефтяная компания не называет, с каким результатом сработал сам НПЗ (в Украине ТНК-ВР также ведет оптовую и розничную торговлю топливом), можно предположить, что «успех» достигнут преимущественно усилиями ЛИНИКа.

По данным российских СМИ, причины остановки завода следует искать в России. «С 1 января акцизы на нефтепродукты в России выросли в среднем на 1,2 руб. с одного литра. Но нерентабельность толлинговой схемы работы Лисичанского НПЗ стала очевидной после того, как нефтяникам в административном порядке запретили повышать до выборов розничные цены на топливо - такое указание дал вице-премьер Игорь Сечин в конце января, - пишет российский «Коммерсант». - Ежемесячно по толлинговой схеме на Лисичанском НПЗ перерабатывалось 300 тыс. тонн нефти (80% загрузки ЛИНИКа. - С.К.), полученные нефтепродукты в основном поставлялись в южные регионы России».

Неубедительность этой версии в том, что российские выборы пройдут уже в эти выходные, после чего клапан, скорее всего, будет приоткрыт. Зачем в таком случае понадобилось останавливать НПЗ?

Глобальная причина остановки кажется более прозаичной: нефтедобывающим компаниям намного выгоднее продавать сырую нефть, чем нефтепродукты. Цены на нефть сегодня бьют все рекорды, поскольку разогреты спекулянтами, пытающимися сохранить и приумножить свои деньги с помощью скупки нефтяных бумаг.

В то же время цены на нефтепродукты сохраняются относительно низкими, потому что их стоимость определяется фактическим спросом со стороны потребителей. Платежеспособность последних остается пониженной вследствие продолжающегося кризиса в еврозоне и не самой лучшей обстановки в США.

Еще больше выгодность экспорта сырья подчеркнута в России, где с прошлого года введена новая система экспортных пошлин, снова сделавшая более выгодным экспорт нефти по сравнению с нефтепродуктами. Но есть нюанс: это смотря какой эффективностью обладает конкретный НПЗ, а в Украине с этим проблема.

Пользуясь случаем, хочу…

Похоже, компания ТНК-ВР решила использовать ситуацию по максимуму и в очередной раз подчеркнула невыносимые украинские условия для бизнеса. Глава «ТНК-ВР Коммерс» Дидье Казимиро огласил расширенный перечень требований/пожеланий к украинским властям, среди которых центральное место по-прежнему принадлежит пошлинам и квотам, которыми необходимо оградить внутреннего производителя от импортеров нефтепродуктов. Больше всего компанию беспокоит импорт из стран Таможенного союза, особенно из Беларуси, которая получает российскую нефть без экспортных пошлин и имеет возможность впоследствии демпинговать при продаже топлива в Украину.

Характерно, что в этом году несостоятельность данного тезиса стала еще более очевидной. Белорусская тема действительно на устах у всего рынка, но по причине… дороговизны поставляемых оттуда нефтепродуктов. И об этом ТНК-ВР знает как никто другой, так как она в этом году сама стала поставщиком белорусского топлива в Украине, получив большую квоту на переработку своей нефти на Мозырском НПЗ. И если кого-то и пугал демпинг, так это самих белорусов. Они небезосновательно опасаются конкуренции с богатыми российскими компаниями, которых пришлось пустить на свои заводы в рамках интеграционных процессов Таможенного союза.

В итоге, по неофициальным данным, белорусы добились скоординированной, а точнее, единой ценовой политики для всех ресурсодержателей белорусских нефтепродуктов при продажах в Украину (помимо ТНК-ВР, это также «Лукойл» и «Газпромнефть»). Поскольку Минску остро нужны деньги, новые цены оказались большим сюрпризом для украинских покупателей, что ознаменовалось чередой неприятных и напряженных переговоров в январе и феврале.

К примеру, если в прошлом году белорусское дизтопливо продавалось со скидкой 20-30 долл./тонна к европейским котировкам, то сегодня дисконта практически нет. Аналогичная ситуация и по бензинам. Что уж говорить о поставках с европейских НПЗ в Литве, Польше и Румынии, которые обычно торгуют с премией. В этой связи ситуация для украинских переработчиков в текущем году выглядит гораздо лучше, чем ранее. И ТНК-ВР об этом прекрасно знает.

Каша из топора

Странно слышать требования ввести пошлины и квоты, если представить, кто просит о помощи и у кого. Защитные меры применяются с целью повысить доходность внутреннего производителя за счет повышения цен на его продукцию для проведения модернизации предприятий. То есть потребитель должен помочь производителю. В нашем случае речь о ТНК-ВР, которая по итогам прошлого года выплатит акционерам рекордные дивиденды - 7,4 млрд. долл.

Для справки: это 18% от расходной части бюджета Украины в 2012 году. Возникает логичный вопрос: кто кому должен помогать? Не говоря уж о том, что в 2000 году Украина отдала ТНК мощнейший в масштабах Европы Лисичанский НПЗ проектной мощностью нефтепереработки 24 млн. тонн в год за смешные 10 млн. долл., логично рассчитывая на хорошие инвестиции в развитие предприятия. (Разумеется, фактическая цена была выше, о чем, в частности, говорит факт принадлежности 25% акций завода Виктору Пинчуку, которые он продал ТНК-ВР пару лет назад и о чем та заявила устами своих акционеров.)

Здесь на поверхность выходит вторая причина убыточности ЛИНИКа - его техническая отсталость. Последнюю новую установку (правда, на базе ранее существующей) ТНК-ВР ввела в эксплуатацию в Лисичанске в 2005 году. Да и другие внедренные новые «процессы» были либо достроены на базе ранее имеющихся, либо были вспомогательными.

Имя всех бед Лисичанского НПЗ - мазут. Его, во-первых, много (около 30% от переработки всей нефти), во-вторых, его вывоз на экспорт обходится очень дорого (в Украине он не востребован). Выходом является строительство углубляющих процессов, которые уменьшали бы выпуск мазута или превращали бы его в продукцию, пригодную и востребованную на внутреннем рынке. В разные периоды «танкисты» озвучивали намерения построить то установку висбрекинга, то коксовую установку, а в последние годы не звучит вообще ничего. В масштабах отрасли упомянутые процессы по стоимости являются копеечными, но почему-то неподъемны для одной из крупнейших нефтяных компаний планеты.

Источники в самой компании говорят, что ТНК-ВР боится инвестировать в Украину, опасаясь постоянной смены власти и прочих особенностей украинского «климата». Действительно, вспомнить есть что. В 2005 году деликатных британцев и их российских партнеров до глубины души ранила фраза Юлии Тимошенко о том, что «вы не любите Украину» и, видимо, что-то более «интимное» без протокола (премьер требовала низких цен на топливо под посевную). В 2007 году группа «Приват» с присущей ей легкостью и при наличии решения какого-то районного суда в Сумской области катапультировала из «Укртатнафты» российскую «Татнефть». В 2010 году та же группа, но уже при поддержке Минэнергоугольпрома, остановила Одесский НПЗ «Лукойла», отрезав трубопроводные пути поставки российской нефти на завод (а сегодня все вместе думают, как его запустить). Как говорится, есть от чего впасть в отчаяние. Но, с другой стороны, в 2007-2009 годах ТНК-ВР потратила, по оценочным данным, около 500 млн. долл. на скупку украинских заправочных сетей «Золотой гепард» и «УТН-Восток». Или это другая страна?

Среди причин, которые в конечном итоге снижают эффективность украинского бизнеса ТНК-ВР, бывшие сотрудники компании называют нарастающий конфликт не только между российскими и британскими акционерами, но и между кланами в середине российской части ТНК-ВР (это нормальная практика для российских нефтяных компаний). На протяжении последних двух лет это уже привело к кадровой революции в украинском бизнесе ТНК-ВР, когда компанию начали взрывать изнутри коррупционные скандалы и случаи выявления различных злоупотреблений на НПЗ в Лисичанске. Однако, говорят источники в компании, на смену пришли все те же ставленники от разных групп влияния, имеющие, по своей сути, разные задачи. «Они начали строить то же самое, что и их предшественники, так в чем смысл перемен?» - удивляется бывший топ-менеджер «ТНК-ВР Коммерс», по понятным причинам пожелавший остаться неизвестным.

Не приходится исключать, что в данной ситуации московскому руководству легче объяснить убыточность деятельности в Украине неблагоприятной внутренней конъюнктурой, нежели признать неэффективность работы компании и доказать необходимость инвестиций в страну. «Топ-менеджеры в Украине только на зарплатах и бонусах зарабатывают по несколько миллионов гривен в год, зачем им что-то придумывать и менять?» - говорит экс-сотрудник компании.

Деньги давай!

Безусловно, критика политики государства со стороны менеджеров ТНК-ВР не лишена оснований. Глобально речь идет о борьбе с недобросовестной конкуренцией, которую на рынке нефтепродуктов можно разделить на две категории - откровенно криминальную и санкционированную государством. К первой относится контрабанда и фальсификат, с которыми легальному производителю действительно невозможно конкурировать и которые действительно сложно побороть. Другое дело, что решение этих проблем вообще не движется. Чем выше цены на топливо и налоги, тем больше барыши нелегалов. Значит, хватит на взятки всем?!

Еще более сложный вопрос со второй категорией. На протяжении последних лет мы стали свидетелями масштабных схем, которые в той или иной степени базируются на ограблении государства и порождают неравную конкуренцию. Краткая хронология: 2009-2010 годы - скупка группой «Приват» украинской нефти на аукционах по ценам в три-четыре раза ниже рыночных; 2009-2010 годы - выпуск на «Укртатнафте» безакцизных компонентов бензина; 2010 год - безналоговый импорт нефти и нефтепродуктов через фирму «Ливела»; 2011 год - контрабанда нефтепродуктов в Феодосии; 2012 год - снижение ренты на добычу нефти в Украине или фактическое дотирование крупнейшего участника рынка в лице той же группы «Приват». И необходимо отдать должное ТНК-ВР: во второй половине «нулевых» компания оставалась в стороне от заманчивых предложений, хотя имела возможность неплохо заработать. Все это происходило и происходит с прямой подачи государственных органов, незримом участии чиновников и при их пассивном созерцании. Эти схемы кормят чиновников, а за помощь украинскому производителю и потребителю топлива они получат лишь зарплату. Одним словом, мотивации никакой.