За последние полтора года граждан Украины приучили, что опоясывающая страну газовая труба является одной из достопримечательностей их благословенного края. Труба эта - источник сырья, надежд и тревог.
Последний тревожно-привычный глас прозвучал 3 мая, когда Кабинет министров явил почтенной публике свое «Обращение», адресованное трем категориям подданных украинского правительства: а) руководителям предприятий; б) населению и в) всем потребителям газа. Непосредственно по поводу «Обращения» представителям Кабинета пришлось объяснять озадаченным (в основном, журналистам), что среди адресатов «Обращения» не наличествует «народ», поскольку не к лицу Кабинету министров обращаться непосредственно к народу, когда в стране есть Президент и парламент.
Так или иначе, но несколько неудачно лингвистически, однако стилистически строго выдержанно в апокалиптических тонах Кабинет призывает к тому, что платить за газ все-таки надо, а не то... Населению обещают перебои с поступлением газа, ну а предприятиям - вообще полный штиль на газовых магистралях.
Аргументация ожидаемых «репрессий» известна: газ мы импортируем из России и Туркменистана, они, естественно, желают получать за него деньги, а мы и так уже им задолжали Бог знает сколько.
Прежде чем углубиться в подсчеты, сколько конкретно и кому, давайте немного поупражняемся в сослагательном наклонении: на него так легко списать все грехи мира.
Представим себе, что Украина году где-то в 1992-м ощутила себя страной самодостаточной, свободной от геополитических устремлений, простирающихся вдоль газовой трубы аж до Сибири. Итак, правительству надо обеспечить то, что проникновенно названо критическим импортом, в частности газ. В прошлом году Украина сожгла приблизительно 90 миллиардов кубометров газа и приблизительно 120 миллиардов кубов российского газа перекачала в Европу. При этом имеется миллиардов 18 своего и еще не меньше 40 можно взять у России за перекачку. 58 - это больше половины, и этого уж точно хватило бы, чтобы детские садики и больницы не мерзли зимой. Хотя, возможно, мы с вами не замечаем изъянов, содержащихся в сослагательном наклонении по сравнению с изъявительным и неправильно проводим критическую черту, отделяющую критический импорт от просто торговли.
Импорт другого стратегического сырья - нефти - имеет вполне цивилизованные формы. Сейчас в Украине никто особенно тревогу не бьет по поводу бензина, а, между тем, он стоит здесь неприлично дешево как для страны, не имеющей собственной нефти и собственных авианосцев у берегов другой страны, где нефть по двадцать центов за литр.
Однако с газом так благополучно не сложилось. Основная проблема - это то, что у кредитора - России - терпение вот-вот лопнет и в долг нам больше не верят.
Но позвольте, не далее как 20 марта все проблемы вроде бы были улажены: стороны заключили историческую сделку, названную «принципами урегулирования задолженности Украины за поставки российского газа в 1994 году и обеспечения текущих платежей за поставку газа в 1995 году». Так вот, о «текущих платежах» там сказано буквально следующее: «До 10 сентября 1995 года Украина обеспечит погашение долга за газ, поставленный в 1995 году, - 406 миллионов долларов». Деньги эти должны быть уплачены пятью частями. Что означает сумма 406 миллионов - объяснить не беремся, поскольку это не более чем пятая часть стоимости газа, который Украина получит из России до сентября. Однако отважимся утверждать, что для Украины, начавшей получать кредиты международных финансовых организаций, такие суммы никак не должны быть проблемой.
27 - 28 апреля состоялся очередной раунд переговоров с российским «Газпромом». В протоколе фигурируют некие цифры (например, с 11 марта по 20 апреля Украина выплатила России за газ 232,3 млн. долларов и еще осталась должна более 100 млн.), но что эти суммы означают на самом деле, похоже, знает только газовая труба.
В соглашении о реструктуризации зафиксирован еще ряд условий, поставленных «Газпромом», оставляющих некоторое впечатление капризности: хочу это и еще вот то. Выполнить эти условия совсем не сложно, особенно если при этом не проявлять излишней добросовестности.
Но вернемся к родным пенатам. Украинские газовики ни на минуту не допускают возможности перекрыть газ населению. Потому что результатом этого будут взрывы в каждой третьей квартире, где наши все умеющие мужики сразу полезут к вентилям выяснять, как можно применить подручные средства.
Другое дело - предприятия. Амплитуда мер тут чрезвычайно широка, и наиболее логичным представляется применение газового рычага для проведения широкомасштабной структурной перестройки. С убыточными предприятиями не будут больше вести идеологические дебаты о целесообразности дальнейшей работы на склад, а просто отключат газ за долги.
Следует также принять во внимание, что в своей работе, в которой, прямо скажем, еще не достигнут идеал совершенства, правительству приходится сверяться с позицией Верховного Совета - эталона меры и демократии. Попытка этой весной установить для народа более-менее реальную цену, к примеру, на газ потерпела неудачу: парламент заблокировал это решение. Аргументация была убийственно логичной: цену на газ повышать нельзя, поскольку не решен вопрос дотирования населению стоимости газа. Так что хотя в «Обращении» правительства в числе адресатов Верховный Совет не значится, нам представляется, что авторы «Обращения» могли отнести народных депутатов к потребителям газа.