3 июня министры стран—членов ОПЕК решились на ежесуточное повышение квот добычи нефти на 2 млн. баррелей (на 8%). Теперь объем добычи картелем составляет 25,5 млн. баррелей в сутки. А с 1 августа он будет увеличен еще на полмиллиона баррелей. Однако пока это известие не очень повлияло на биржевые котировки. Возможно потому, что неформально члены ОПЕК и так на 2—3 млн. баррелей превышали квоту добычи. Россияне уже подсчитали, что к концу года их стабилизационный фонд, формируемый за счет сверхдоходов от экспорта нефти, составит около 9 млрд. долл.
А в Украине тем временем продолжают искать способы стабилизировать рынок нефтепродуктов. Помимо ограничения экспорта нефтепродуктов и рентабельности их оптовой и розничной торговли, а также поиска дополнительных 25—30 тыс. тонн горючего, правительство Украины в первых числах июня внесло в Верховную Раду законопроект о лицензировании производства и реализации нефтепродуктов. Кроме того, правительство предлагает внести изменения в закон об акцизах, предусматривающие передачу Кабмину права устанавливать акцизы на нефтепродукты в период дестабилизации ситуации на рынке. Напомним, что с начала мая нефтепродукты в Украине подорожали в среднем на 30—50%.
Как заявил министр топлива и энергетики Сергей Тулуб, введение лицензирования позволит остановить бесконтрольный экспорт нефтепродуктов. Но касается это пока только нефтепродуктов, произведенных из отечественной нефти. В то же время С.Тулуб не исключил, что аналогичный механизм будет применен и в отношении нефтепродуктов, произведенных в Украине из давальческого сырья (а это почти 70% украинского экспорта). К слову, в правительственном постановлении от 28 мая, о котором упоминал министр, происхождение сырья не оговаривается. Это может означать, что лицензирование вводится на всю продукцию.
Еще один «шаг» правительства — приостановление до 1 сентября аукционной продажи нефти отечественной добычи (в основном, сырья «Укрнафти»).
Насытить рынок, стабилизировать цены и успокоить аграриев
2 июня в Москву был отправлен председатель правления НАК «Нафтогаз України» Юрий Бойко для переговоров о дополнительных поставках нефти в Украину. Об этом поведал вице-премьер Андрей Клюев на заседании парламентского комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, однако подробностей он не сообщил. Зато озвучил намерение правительства провести кадровые перестановки в Минтопэнерго и Минэкономики — в связи с бензиновым кризисом. На следующий день
А.Клюев подписал соглашение с первым вице-премьером Азербайджана А.Аббасовым, согласно которому Украине будет предоставлена возможность приобрести необходимую для загрузки нефтепровода Одесса—Броды нефть.
Тем временем в Украину дополнительно завозят светлые нефтепродукты. По мнению А.Клюева, именно интервенция нефтепродуктов на отечественный рынок является тем мероприятием, которое позволит успокоить рынок: «Цены уже начали падать и в ближайшее время будут еще меньше».
И 2 же июня премьер-министр Виктор Янукович обнадежил аграриев: «Мы договорились, что сейчас на уборку урожая в Украине будет выделено 200 тыс. тонн дизельного топлива. Цену мы задекларировали — 1950 грн. за тонну». Как уточнил в этой связи С.Тулуб, весь этот объем дизтоплива поставит аграриям «Укртатнафта».
Как сообщили в «Укртатнафте», согласно прежнему меморандуму нефтяников и аграриев компания с февраля по 1 июня отгрузила сельхозпроизводителям свыше 31 тыс. тонн дизтоплива по фиксированной цене — 1700 грн. за тонну. В настоящее время «Укртатнафта» заключила договоры на поставку агрохозяйствам еще 59 тыс. тонн дизтоплива.
В свою очередь аграрный блок правительства уговорил «Укрнафту» поставить 150 тыс. тонн дизтоплива по фиксированной цене в 2000 грн. за тонну для сельхозпроизводителей.
Как известно, госпакет акций ОАО «Укрнафта» передан в управление НАК «Нафтогаз України». Непосредственно «Укрнафта» располагает собственной сетью из 210 АЗС, расположенных в большинстве регионов Украины. По информации компании, с начала июня на ее АЗС цены на бензин А-76 и дизтопливо установлены на уровне 2 грн. за литр.
Еще одна госакционерная компания — «Нафтогаз України» реализует нефтепродукты по более низким ценам, чем другие операторы рынка. Так, цена литра бензина марки А-95 на ее АЗС составляет 2,9 грн., А-92 — 2,75 грн., А-76 — 2 грн., дизтоплива — 2 грн. (Об уровне цен на АЗС основных киевских операторов свидетельствуют публикуемые фото.) НАК продает топливо собственного производства через сеть АЗС под брэндами «Нафтогаз» и «Нафтогаз-Екоіл». В компании отмечают, что за счет ажиотажного спроса объем реализации в последнее время превышает среднестатистический в пять-десять раз. Сеть АЗС «Нафтогазу» — 127 станций в 11 регионах Украины. Так что, увы, сбить цены везде НАКу физически не удастся.
Согласовать действия
По словам В.Януковича, Кабмин и нефтетрейдеры договорились о создании экспертной группы во главе с первым вице-премьером, министром финансов Николаем Азаровым, которая должна в ближайшее время определить меры по стабилизации рынка нефтепродуктов. При этом премьер подчеркнул, что цены на нефтепродукты в Украине уже стабилизировались и, более того, в ряде регионов начали снижаться. А главной причиной резкого повышения цен на нефтепродукты глава правительства назвал отсутствие системы защиты рынка, добавив, что именно над этим и работает правительство.
В ответ представители нефтяных компаний заявили, что рассчитывают на снятие ограничений на экспорт нефтепродуктов уже в ближайшее время. Как выразился исполнительный директор компании ТНК-ВР Герман Хан: «Мы получили определенные заверения от высшего руководства Украины, что в рамках данной рабочей группы будут выработаны меры, которые позволят стабилизировать ситуацию. Безусловно, это обоюдный процесс, и ряд ограничений, связанных с экспортом, будут сняты, что позволит стабилизировать работу украинских нефтеперерабатывающих заводов».
Нефтетрейдеры надеются, что создаваемая рабочая группа выработает правила формирования цен на рынке нефтепродуктов, которые «должны стать основой для плавного движения цен в ту или иную сторону в зависимости от мировых цен на нефть». Правда, по мнению президента ОАО «Лукойл» Вагита Алекперова, цены на мировых рынках в ближайшие месяцы будут расти. Но даже если абстрагироваться от повышения цен на мировых биржах, а учитывать тенденции на российском рынке — все равно есть над чем задуматься.
Между тем, заместитель министра энергетики Украины Богдан Клюк заявил на заседании профильного ТЭКовского комитета ВР, что остановка на плановый ремонт Херсонского (ОАО «Херсоннефтепереработка») и Лисичанского НПЗ (ОАО «ЛиНОС») не могла повлиять на рост цен на светлые нефтепродукты, учитывая, что в мае ресурс бензина в Украине составлял 540 тыс. тонн. При этом среднемесячное потребление бензина составляет 320—340 тыс. тонн, а дизтоплива — 420—450 тыс. тонн.
Б.Клюк отметил, что правительство не имеет рычагов влияния на цены, однако прилагает все усилия для достижения договоренностей с нефтетрейдерами, руководством НПЗ и другими участниками ценообразования на рынке топлива. Рост цен на нефтепродукты, по его словам, был обусловлен мировыми тенденциями, а также психологическим фактором. Кроме того, по мнению замминистра энергетики, имел место сговор нефтетрейдеров, так как «цены на топливо поднялись по всей Украине одновременно».
Подтверждение тому — информация представителя Киевского территориального отделения Антимонопольного комитета Украины о том, что АМК намерен оштрафовать 39 операторов розничного рынка нефтепродуктов, которые «сговорились между собой и установили одинаково высокие цены на горючее».
«Сегодня у нас общая задача — стабилизация рынка нефтепродуктов»
Наиболее взвешенную позицию в период ажиотажа на рынке нефтепродуктов Украины, на мой взгляд, занимала «Нефтяная компания «Альянс-Украина», перерабатывающая российскую нефть на ОАО «Херсоннефтепереработка» и реализующая нефтепродукты в основном через сеть собственных 124 АЗС и автозаправочных комплексов. Нюанс в том, что «НК «Альянс-Украина», в отличие, например, от «Лукойла» и ТНК, закупает нефть не у своей материнской российской компании, поэтому она обходится ей дороже, чем другим операторам отечественного рынка нефти и нефтепродуктов. Да и масштаб деятельности этой НК в Украине несколько скромнее, чем у названных операторов. Тем более интересен взгляд президента «НК «Альянс-Украина» Петра Мирошникова на некоторые аспекты нынешней ситуации на отечественном рынке нефтепродуктов:
— Сегодня у нас общая задача с правительством Украины — это стабилизация цен на рынке нефтепродуктов, поскольку мы прекрасно понимаем, что это базовая группа товаров, повышение цен на которые провоцирует рост цен и в других секторах экономики. Что касается тактики, то здесь есть некоторые расхождения, так как, на наш взгляд, вернуться к прежнему уровню цен пока невозможно. И это факт, который трудно оспорить, если проанализировать динамику роста цен на нефть. Даже если не сравнивать украинский рынок с общемировым, где всегда были цены на порядок выше (в Лондоне 2 июня бензин стоил 2 доллара за литр), а посмотреть на российский рынок, то вы заметите, что в последние годы там постоянно повышались цены на нефть и, соответственно, на нефтепродукты. На украинском же рынке цены существенно не менялись последние два года. Поэтому мы видим свою задачу в том, чтобы сдемпировать резкий скачок цен.
— Как в связи с предпринятыми совместными действиями участников рынка и правительства, на ваш взгляд, может развиваться ситуация?
— Мы предполагаем, что в ближайшее время произойдет некоторое снижение цен на нефтепродукты. Оно не будет существенным и будет зависеть от колебаний на рынке, но может составить 3—5%. Хотя в среднесрочной перспективе можно предположить, что цены будут расти и дальше. Все будет зависеть от того, как поведет себя рынок нефти — в себестоимости нефтепродуктов 80% составляет цена нефти. Поэтому прогнозировать динамику цен на нефтепродукты, не зная точно, как будет развиваться ситуация на рынке нефти, практически невозможно. По крайней мере, пока этому никто не научился.
— Сегодня правительство, и вы с этим согласились, направило свои действия на решение локальной задачи — снижение цен на отечественном рынке нефтепродуктов. Но учитываются ли при этом все аспекты возможного поведения рынка и его операторов, в том числе и вследствие реализации предпринятых мер?
— К сожалению, на наш взгляд, нет. Например, правительство предлагает освободить импорт нефтепродуктов от взимания акциза. Но это половинчатая мера, которая просто поставит в неравные условия импортеров и отечественных производителей нефтепродуктов, те же НПЗ в Украине. Тогда освобождайте от акциза (или хотя бы на время уменьшите ставку акциза) и нефтепродукты, производимые в Украине, — и мы сможем их продавать дешевле. Пока мы не можем себе этого позволить, с учетом того, что нам, в частности «НК «Альянс-Украина», приходится платить и экспортную пошлину в России, и двойной НДС, плюс еще и акциз.
Следующий аспект — предлагаемое правительством ограничение экспорта нефтепродуктов. Как и в случае стимулирования импорта — при иных условиях — это вполне допустимый механизм регулирования ситуации на внутреннем рынке. Но задействовать его уместно не для регулирования цены, а для насыщения рынка, т. е. при дефиците нефтепродуктов. Но в современных условиях, как нам кажется, использование такого инструмента регулирования рынка неоправданно. Более того, ограничение экспорта, наоборот, может ухудшить ценовую ситуацию на внутреннем рынке. Поскольку сейчас экспорт нефтепродуктов позволяет компаниям неплохо заработать, то, лишив их такой возможности, можно ожидать, что экспортеры будут искать возможность компенсировать свои затраты за счет… повышения цен на внутреннем рынке. Психологически это ограничение ставит нас, условно говоря, по разные стороны баррикад с правительством и вряд ли такая мера будет эффективной.
— Петр Владимирович, вы говорите, что рынок вполне насыщен светлыми нефтепродуктами. И что даже остановка двух НПЗ — Херсонского и Лисичанского — не стала причиной возникшего дефицита. Тогда, возможно, на это повлияло сокращение реализации нефтепродуктов? Изменился ли объем продаж «НК «Альянс-Украина»?
— Со всей ответственностью могу заявить, что, останавливая «Херсоннефтепереработку» в конце апреля и до 18 мая на планово-предупредительный ремонт, мы позаботились о достаточном запасе нефтепродуктов. Так что это никак не повлияло на объем наших ежесуточных продаж — как и прежде, мы реализуем по 2,5 тыс. тонн светлых нефтепродуктов ежедневно (75 тыс. тонн в месяц). 60% из этого объема составляет дизельное топливо, 40% — в равных пропорциях бензины марок А-80, А-92, А-95.
Увеличения продажи не наблюдалось — в этом просто не было необходимости. А сегодня рынок вообще начинает успокаиваться.
— В этой связи, не могли бы вы определить, какой процент в подорожании нефтепродуктов за последние две недели составил так называемый ажиотажный спрос?
— Такой пофакторный анализ сегодня сделать сложно. Надо посмотреть на уровень цен после стабилизации ситуации на рынке. Сравнить установившиеся цены с максимальными в период ажиотажа, а также с ценами, предшествовавшими началу ценового галопа. Условно говоря, если цена бензина, скажем, марки А-95, была 2,2 грн. за литр, затем в период спроса она выросла до 3,3, а остановится на 3 грн., то можно предположить, что ажиотажный фактор провоцировал увеличение цены процентов на 25. Но, повторяю, это пока нельзя считать даже прогнозом. Правда, с учетом существующей динамики можно допустить, что вскоре цены остановятся приблизительно на таких отметках: дизельное топливо — 2,0—2,1 грн. за литр, бензин А-80 — 1,92 грн., А-92 — 2,5—2,6 грн., А-95 — 3 грн. за литр. По крайней мере, таковы цены на нефтепродукты при цене нефти 220 долл. за тонну. Разумеется, без учета фактора ажиотажного спроса. Но если оправдаются прогнозы отдельных экспертов о том, что РФ будет с 1 августа взимать экспортную пошлину почти в 70 долл. с каждой тонны (сегодня — 41,2 долл.), то, естественно, автоматически эта составляющая отразится на цене нефти и нефтепродуктов.
— Намерена ли «НК «Альянс-Украина» участвовать в переговорах о возможности подписания очередного меморандума о поставках дизельного топлива аграриям по фиксированной цене?
— Разумеется, мы откликаемся на все инициативы Кабинета министров и намерены участвовать в работе согласительной группы. Однако опыт предыдущих четырех месяцев показал, что и замораживание цен в определенной мере послужило толчком к удорожанию нефтепродуктов в мае. Мы продавали дизельное топливо по 1700 грн. за тонну, хотя цена нефти уже в марте для нас составляла 160 долл. за тонну, в мае мы закупали нефть уже по
190 долл., на июнь в наших контрактах зафиксирована цена в 220 долл. за тонну. Очевидно, что соблюдение условий меморандума принесло нам убытки. Так что фиксирование цены на какой-то период в дальнейшем отразится на росте цен. Поэтому мы бы предложили правительству в рамках программы поддержки сельхозпроизводителей освободить требующиеся аграриям 120—150 тыс. тонн топлива от взимания акциза. Это позволило бы нефтяным компаниям поставить тот объем нефтепродуктов даже не по 1950, и не по 1700 грн. за тонну, а по 1600—1650 грн. На наш взгляд, это было бы оптимальным решением, тем более что реально сегодня цена дизельного топлива на рынке — около 2100 грн. за тонну.
А вот мнение одного из операторов розничной торговли — ОАО «Концерн Галнафтогаз»:
«Для компаний, занимающихся только розничной торговлей, такая нестабильность рынка наиболее ощутима. Эти компании берут на себя множество рисков.
А вообще, сегодня проблемы с ресурсом нефтепродуктов есть у всех — как у крупных, так и у малых операторов рынка, и эти проблемы довольно серьезны. Фактически треть АЗС Украины работают с перебоями. Сложно сказать, когда эта ситуация улучшится, но все же положительным фактом может стать запуск Лисичанского и Херсонского НПЗ. Первые крупные партии нефтепродуктов начнут поступать в регионы уже в середине июня. Это, возможно, немного уменьшит распространившуюся на все регионы лихорадку (когда цены на горючее меняются трижды в день). Как следствие — произойдет снижение и выравнивание оптовых и розничных цен на горючее.
Похожая паника охватывала рынок нефтепродуктов в 1999 году. Но тогда кризис был вызван спецификой собственно украинского рынка, а сейчас наложился еще и мировой кризис. По прогнозам аналитиков, в ближайшее время цены на нефтепродукты будут оставаться высокими. Это связано прежде всего с нестабильной ситуацией на Ближнем Востоке. Соответственно, закупочные цены на российскую нефть тоже существенно не снизятся, что скажется на стоимости горючего на АЗС Украины.
Спасает ситуацию то, что сегодняшний уровень цен делает более реальной возможность поставок в Украину импортных ресурсов, прежде всего высокооктана, что также может стабилизировать ситуацию и значительно повысить качество продукции на АЗС.
В общем, когда кризис минует, мы увидим и его положительные результаты: этот период позволит полностью реструктурировать рынок Украины, расставить надлежащие рыночные ставки — выстоят те, кто должен был выстоять. Возможно, после этих событий и игра на рынке будет более честной и цивилизованной. Хотя опять-таки, на сегодняшний момент очень сложно прогнозировать что-либо».