На Житомирщине янтарь планирует добывать коммунальное предприятие областного уровня. Насколько такие намерения законодательно и финансово обоснованы?
В Житомирской области создано коммунальное предприятие "Надра Житомирщины", которое собирается официально добывать янтарь и торговать им. Такое решение было принято 25 мая на сессии Житомирской облрады. Кроме янтаря, новосозданное предприятие намерено заняться добычей и других ресурсов, которыми богаты недра Житомирской области, в частности, торфа и песка. Но самый ценный, конечно же, янтарь.
Камень этот в Украине является товаром без рынка. Физически он существует, его можно купить и продать. Но юридически его на легальном рынке почти нет, поскольку львиную долю этого камня добывают незаконно самодеятельные старатели. Законно же добывать янтарь они не могут хотя бы потому, что нет в Украине такого законодательно нормированного вида деятельности.
Когда жители Волынской, Ровненской и Житомирской областей ринулись в леса и поля добывать этот камень, точно определить сложно. В Ровненской области, где на разведанных месторождениях давно работает (точнее, второй десяток лет балансирует на грани банкротства) госпредприятие "Укрбурштин", одинокие искатели счастья и группы полукриминального толка копали и мыли янтарь давно.
А вот в соседней Житомирской области, где разведка его месторождений толком не велась, "янтарная лихорадка" вспыхнула на рубеже 2013–2014 гг.: вооруженные стычки конкурирующих группировок, "крышующие" стихийных старателей бандиты, милиционеры, эсбеушники и политики… леса и поля, превращенные старателями в "лунный ландшафт", поток нелегального украинского янтаря, хлынувший на внешний рынок...
Было очевидно, что на старательскую стихию нужно надеть законодательную узду. Народные депутаты даже законопроект подготовили (№1351-1), который с декабря 2014-го вяло обсуждали в комиссиях и комитетах ВР и приняли в первом чтении в апреле 2015 г. Однако в феврале 2017-го его "зарубили" окончательно, не предложив ничего взамен.
Между тем на янтарные россыпи пробивались и пробиваются частные компании. Дабы облегчить их продвижение, Кабмин в декабре 2015-го принял постановление №1173, согласно которому, если местная рада в установленные сроки не говорит ни "да", ни "нет" на запрос о согласовании разрешения на пользование недрами, Госгеонедра применяют принцип "молчаливого согласия" и считают вопрос выдачи разрешения согласованным.
Житомирская облрада, что называется, вызов приняла и в установленные сроки стала отвечать на запросы Госгеонедр о выдаче разрешений на недропользование решительным и однозначным "нет!". Но вот что удивительно: ряд коммерческих структур - компании "Амбер Холдинг", "Райт Солюшн" и "Надра Галичины" - вопреки категорическим "нет" облрады сумели отхватить целых 18 тыс. га янтароносных земель Житомирщины. Чудеса?..
Тогда же, в конце 2015 г., начались разговоры о необходимости создать коммунальное предприятие областного подчинения, которое могло бы добывать и продавать янтарь в рамках существующего законодательства, не дожидаясь принятия специального закона.
И вот свершилось: 25 мая 2017 г. депутаты Житомирской областной рады проголосовали за учреждение коммунального предприятия "Надра Житомирщины". Сможет ли это предприятие изменить ситуацию и сделать рынок житомирского янтаря не таким "черным", а методы добычи - не столь разрушительными для окружающей среды? Достаточно ли для этого действующего законодательства и денег, чтобы созданное пока только на бумаге предприятие "Надра Житомирщины" смогло материализоваться и начать легальную работу по добыче янтаря и созданию рынка его реализации? Об этом разговор корреспондента ZN.UA с главой Житомирской областной государственной администрации Игорем ГУНДИЧЕМ.
- Игорь Петрович, на ваш взгляд, существующее законодательство обеспечивает возможность созданному коммунальному предприятию "Надра Житомирщины" заниматься уставной деятельностью, в частности добывать янтарь?
- Почему частным компаниям "хватает существующего законодательства", а для коммунального предприятия его "может быть недостаточно"? Полагаю, что для обеспечения уставной деятельности коммунального предприятия "Надра Житомирщины" вполне возможно руководствоваться действующим законодательством. Замечу, что в ходе сессии, когда было принято решение о создании указанного коммунального предприятия, мы согласовали и предоставление специального разрешения на добычу янтаря одной коммерческой структуре. Подобные запросы Госгеонедра направляют нам регулярно.
- Не получится ли так, что пройдя за счет областного бюджета все разрешительные процедуры, коммунальное предприятие станет для кого-то источником личных доходов?
- Только в том случае, если областная рада решит продать предприятие.
- То есть вы заведомо предполагаете, что именно так и будет?
- Полагаю, что это предприятие станет важным источником доходов для областного бюджета. Что касается исполнительной власти Житомирской области, которую я имею честь возглавлять, она приложит максимум усилий, чтобы обеспечить эффективную работу коммунального предприятия "Надра Житомирщины".
- Если, по вашему мнению, легализировать добычу янтаря можно и в рамках действующего законодательства, то зачем еще и специальный "янтарный" закон?
- Если такой закон упростит и удешевит для бизнеса (подчеркну, легального, законного, как крупного, так и малого) процедуры получения разрешений на землеотвод, спецразрешений на ведение добычи, которая сегодня является очень непростой и дорогостоящей, то он нужен. Например, компания "Екологічні технології та будівництво", которой согласовали выдачу спецразрешения на добычу янтаря на последней сессии областной рады, собирала документы около двух лет. Для предпринимательской деятельности это непозволительно долго!
- КП "Надра Житомирщини" учреждено областной радой. Вправе ли создавать подобные предприятие районные, городские, сельские рады?
- Разумеется, они имеют полное право учреждать такие коммунальные предприятия. Но для того чтобы пройти все разрешительные процедуры, необходимо, скажем так, достаточное финансирование, которое пока возможно обеспечить именно на областном уровне. Надеюсь, что рано или поздно районы и территориальные громады станут достаточно зажиточными, чтобы учреждать свои ресурсодобывающие коммунальные предприятия. Но пока и на нашем, областном, уровне непросто пробивать все это, а на районном будет еще сложнее.
- Не обидятся ли районы и территориальные громады, что ресурсами их недр будет распоряжаться область в лице ее коммунального предприятия?
-Районам и территориальным громадам будет выгодно сотрудничать с нами - в уставе КП "Надра Житомирщины" прописано, что часть прибыли будет распределяться на местную громаду и на район. Какая именно часть, будет оговариваться в каждом отдельном случае.
- Самодеятельные старатели так и останутся вне закона?
- Основная причина нелегального промысла янтаря в том, что легальной добычи нет. Если мы говорим о легализации добычи янтаря, для меня нет разницы, будет это государственное предприятие, коммунальное или частное. Считаю, что места и работы хватит всем. Главное, чтобы добыча велась легально, и в ее результате наполнялись местные и государственный бюджеты. И чтобы не получалось так: кто-то зарабатывает на добыче янтаря, а государство потом должно проводить рекультивацию за бюджетные деньги.
- Вы не ответили на вопрос. Спрошу иначе: сможет ли старатель-"одиночка", желающий добывать янтарь, законным образом сотрудничать с создаваемым коммунальным предприятием "Надра Житомирщины"?
- Если он оформится частными предпринимателем и получит все необходимые разрешения, я проблемы не вижу. Ну а те люди, которые пожелают работать на предприятии, элементарно оформляются как его сотрудники и получают достойную зарплату.
- Пустят ли на уже сформировавшийся "черный", криминализированный рынок янтаря учрежденное облрадой коммунальное предприятие?
- За согласованием спецразрешений в облраду обращаются вполне солидные фирмы. То есть нельзя говорить о том, что криминалитет все захватил и поделил. Я не думаю, что это так. Надо начинать работать. Как только мы начнем заводить добычу янтаря в легальное русло, криминальным элементам там нечего будет делать. Когда появится легальный янтарь, можно будет говорить об учреждении янтарной биржи, на которой камень можно будет официально продать и купить. Но хочется, чтобы на территории области была налажена и конечная переработка янтаря. Рынок изделий из этого камня очень большой, в частности, это рынок Китая.
- Какие площади с залежами янтаря сможет разрабатывать областное коммунальное предприятие?
- Речь идет о тысяче, максимум о двух тысячах гектаров. Мы точно не знаем, какие площади занимают залежи янтаря в Житомирской области. Одни говорят о 30 тыс. га, другие - о 50 тыс. Если это так, то работы хватит всем желающим добывать янтарь на Житомирщине на законных основаниях.
- С каким бюджетом коммунальное предприятие "Надра Житомирщины" зайдет на месторождения янтаря?
- Уставный капитал коммунального предприятия небольшой - 150 тыс. грн. Но мы сначала должны пройти процесс создания предприятия, а это месяц-два. У нас много земель коммунальной собственности, в частности, у коммунального предприятия "Житомироблагролес". На землях этого предприятия мы можем пройти процедуру получения всех разрешительных документов. Причем это касается не только янтаря. Есть, в частности, проблемы и на рынке песка. Парадокс: песка в области много, а официально его негде взять. Если мы отведем коммунальному предприятию песчаный, щебневый карьеры, от этого для громады будет только польза. В частности, можно будет обеспечивать материалами строительство и ремонт дорог. Будет формироваться легальный рынок и этих ресурсов.
***
Так видит будущее коммунального предприятия и янтарных месторождений Житомирской области глава облгосадминистрации. Стоит напомнить, что, в отличие от Ровненской области, в Житомирской планомерная разведка янтарных месторождений не проводилась, и все, что сейчас разрабатывается (нелегально), найдено "методом тыка".
И все же, сколько янтаря в недрах Житомирской области?
Вот как ответила на этот вопрос ZN.UA старший научный сотрудник Института геологических наук НАН Украины Елена РЕМЕЗОВА:
"Ресурсы - не запасы янтаря, а именно ресурсы - в пределах Житомирской области можно грубо оценить в 12,5 тыс. т".
По словам Е.Ремезовой, эти очень приблизительные оценки сделаны на основе изучения поврежденных нелегалами месторождений (точнее, на языке геологов, проявлений) при допущении, что добывают нелегалы с одного объекта не более 30% от его ресурса.
Е.Ремезова также отметила, что ни один из геологических объектов Житомирской области, содержащих янтарь, на государственном балансе не находится…