UA / RU
Поддержать ZN.ua

Понравилась бы Маргарет Тэтчер такая угольная реформа?

Ученые утверждают, что если бы уголь на западноукраинские теплоэлектростанции страны поставлялся с шахт ближайшего Львовско-Волынского бассейна, а не с Донбасса, то ежегодная экономия составила бы до 500 млн грн. Правительство, видимо, насчитало больше.

Автор: Анатолий Акимов

Ученые утверждают, что если бы уголь на западноукраинские теплоэлектростанции страны поставлялся с шахт ближайшего Львовско-Волынского бассейна, а не с Донбасса, то ежегодная экономия составила бы до 500 млн грн. Правительство, видимо, насчитало больше. Да и вообще у Кабмина Яценюка свои резоны. Посему решили (пока теоретически) вывозить уголь из зоны АТО на работающие ТЭС, поставляющие производимую электроэнергию в Объединенную энергосистему Украины. Каким образом, скоро узнаем. Но министр Демчишин уже сказал о вывозе украинского угля через территорию воюющей с нами Российской Федерации. Лучше бы он вообще… промолчал.

За годы независимости украинский топливно-энергетический комплекс (ТЭК) пережил немало реформ. Стал ли он работать эффективнее? Ответ однозначный - нет! ТЭК едва дышит.

Сейчас мы на пороге новой реформы. Даже больше - энергоотрасль ожидает масштабная приватизация. Как пережить эту очередную революцию благих намерений, попытаемся проанализировать на примере топливно-энергетического комплекса Львовской области.

Немного истории

Топливно-энергетический комплекс Львовской области, создававшийся в 50–60-х годах прошлого века, базировался на комплексном развитии двух взаимосвязанных отраслей - угледобывающей и тепловой энергетики. Поэтому для его функционирования наиболее важной всегда была четкая координация планов дальнейшего развития этих отраслей как единого цикла производства энергии.

Со временем из-за отработки мощных пластов угля и недостаточности средств на замену добывающего оборудования для работы с маломощными пластами объемы добычи угля стали значительно отставать от потребностей энергетики. На сегодняшний день это привело к тому, что на ТЭС региона (Добротворскую и Бурштынскую) 80% угля поставляют шахты Донецкого угольного бассейна. Это нарушило главные предпосылки обеспечения стабильной и коммерчески привлекательной работы ТЭК области.

Кроме того, в топливно-энергетическом комплексе области из-за постоянного ухудшения качества угля (роста зольности, снижения калорийности) возникло несоответствие между факельной технологией сжигания топлива на ТЭС и его фактическим качеством, что требует внедрения новых технологий сжигания угля на ТЭС.

Главным производителем угольной продукции в Западном регионе Украины остается Львовско-Волынский угольный бассейн. Из 23 когда-то построенных угольных шахт сегодня в эксплуатации осталось лишь десять (шесть шахт в составе ГП "Львовуголь", три - ГП "Волыньуголь" и самостоятельная шахта "Надежда"). Остальные прекратили работу из-за отработки запасов угля.

Государственный "Львовуголь"

Если в 1980 г. предприятием было добыто 11,2 млн т угля, то в прошлом году - только 1,6 млн т. Причины этого можно выяснить, проанализировав функционирование ГП "Львовуголь", которое заставляет задуматься.

У предприятия нет гарантированного рынка сбыта своей продукции. Если раньше уголь напрямую поставлялся на Добротворскую и Бурштынскую ТЭС, то сейчас эти ТЭС получают топливо с шахт Донецкого угольного бассейна, принадлежащих Донецкой топливно-энергетической компании (ДТЭК) Р.Ахметова. Уголь же от ГП "Львовуголь" на указанные ТЭС с различными предварительными условиями (25% предоплаты, выполнение высоких требований к качеству угля и т.п.) поставляется через ГП "Уголь Украины". Поэтому за четыре месяца текущего года только 15% угля, поставленного на Добротворскую ТЭС, было от ГП "Львовуголь".

Отсутствует 100-процентная гарантия возврата средств за отгруженный потребителям уголь. Как правило, средства поступают или с опозданием, или не в полном объеме. Это вызывает проблемы с выплатой заработной платы работникам, с уплатой налогов государству и осуществлением хозяйственной деятельности. Предприятие часто находится в условиях финансовой несостоятельности платить по выставленным счетам и постоянно наращивает свою кредитную задолженность. На сегодняшний день работникам не выплачена заработная плата за июнь.

Технологическое оборудование по добыче угля морально и физически устарело. По своим технико-экономическим показателям оно на 40–50 лет отстает от современного зарубежного уровня и нуждается не только в глубокой модернизации, но и в полной замене на современное высокотехнологичное оборудование. Для добычи угля используется такое технологическое оборудование, которого уже нигде не встретишь. Но 500 млн грн, которые должны были поступить для выполнения условий Коалиционного соглашения для его замены и модернизации, предприятие так и не получило.

Тормозом для наращивания добычи угля является ПАО "Львовская угольная компания", которое из-за физического износа технологического оборудования неспособно обогащать добытый уголь в полном объеме. Это привело к тому, что на сегодняшний день на складах шахт остаются нереализованными до 100 тыс. т угля.

По нашему мнению, такие условия функционирования предприятия являются следствием недостаточного внимания к его работе со стороны Министерства энергетики и угольной промышленности, которое является государственным регулятором отрасли и обязано проводить госполитику, которая позволит создать для предприятия условия, соответствующие статусу государственного. Иногда возникает впечатление, что предприятие брошено на произвол судьбы и существует только потому, что оно просто хочет выжить.

Важно также отметить вот что: из-за отсутствия сводного (единого по всем доступным ресурсам) топливного баланса страны, что в принципе недопустимо, отсутствует видение министерством и в результате правительством перспектив дальнейшего развития не только госпредприятия "Львовуголь".

Вместе с тем руководству предприятия "Львовуголь" очень "помогают" различные комиссии (в том числе министерские), которые на протяжении года ежедневнопроверяют его деятельность (иногда по две-три одновременно). Составляются сотни актов проверок, предписаний и судебных исков, на это тратятся огромные средства, которых так не хватает на производстве.

Угрозы будущей приватизации и реформы

Учитывая несбалансированное финансовое состояние предприятия и совокупность перечисленных выше условий его работы, можно утверждать, что ГП "Львовуголь" неконкурентоспособно. В случае реализации постановления Кабинета министров Украины от 12 мая 2015 г. №271 "О проведении прозрачной конкурентной приватизации в 2015 году" оно обанкротится, что вызовет большой социальный взрыв в регионе, который и так уже достаточно депрессивный. И к тому же в районе уже есть "пример" приватизации Центральной обогатительной фабрики в Червонограде и других объектов ТЭК. (См. в этом же номере статью О.Загакайло "Результаты менеджмента от луганских управленцев".)

Это еще одна веская причина для опасения, что шахты могут "прихватизировать" таким образом, что они вообще перестанут работать. Мощному тепло-угольному монополисту такое развитие событий будет на руку.

Мы уверены, что, с одной стороны, министерство не преследует цель обанкротить ГП "Львовуголь". Но с другой - министерство, включая его шахты в общий список приватизации, не учитывает состояние и особые условия функционирования предприятия.

Мы тщательно изучили сложившуюся ситуацию. В этом нам помогли многочисленные встречи со специалистами и учеными различных направлений. Мы заметили, что промышленные запасы угля действующих шахт предприятия составляют 91,5 млн т. Всего балансовых запасов по действующим шахтам, резервным участкам группы "А" и "Б", т.е. по которым проведена детальная геологическая разведка и запасы защищены в Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых Украины и могут быть переданы в промышленное освоение, числится 490,3 млн т, внебалансовых - 109,5 млн.

На предприятии работает многотысячный опытный коллектив, который на всех этапах работы доказал свою жизнеспособность и способность выполнять сложные задачи, несмотря на усложнение условий функционирования. Даже в сложившихся тяжелых условиях ГП "Львовуголь" делает свой достойный вклад в развитие страны.

Отметили также, что в бассейне есть два мощных еще не разработанных месторождения угля: Любельское с залежами коксующегося угля в 800 млн т и Тягловское с залежами энергетического угля марки "Ж" (жирное) в 400 млн т. На базе этих месторождений можно построить новые современные шахты. В случае закрытия действующих шахт из-за отработки запасов угля освобожденный персонал может перейти на новые шахты.

Извечный вопрос: что делать?

Анализ состояния топливно-энергетического комплекса Львовской области свидетельствует о том, что для сохранности его дальнейшей работы необходимы скоординированные меры чрезвычайногохарактера со стороны руководства страны и области. При этом следует заметить, что ресурсная база Львовской области позволяет создать мощный топливно-энергетический комплекс, который может не только обеспечить область энергетическими ресурсами, но и содействовать развитию экономики всей страны.

Напомним то, с чего начинали, а именно: топливно-энергетический комплекс Львовской области базировался на комплексном развитии двух взаимосвязанных отраслей - угледобывающей и тепловой энергетики. По нашему мнению, это единственный путь, который может сохранить угольную промышленность Западного региона страны.

Это можно реализовать путем создания мощного энергетического комплекса в составе ГП "Львовуголь" и Добротворской ТЭС. Для этого комплекса единственным продуктом будет произведенная и отпущенная потребителям электрическая энергия, а полученная прибыль будет общей.

Сделать это будет очень трудно, ведь Добротворская ТЭС приватизирована структурами Р.Ахметова. Но как так случилось в нашей стране, что суммарная мощность тепловых энергогенерирующих компаний ДТЭК Р.Ахметова в 17,1 ГВт с учетом 1,2 ГВт, произведенных ТЭЦ в г. Киеве, составляет 67,4% от общей мощности тепловой энергетики Украины? Может, у нас не существует Антимонопольного комитета? Нет, де-юре он есть, а вот де-факто - очевидно, нет.

Кто знает, сколько на самом деле тратит ДТЭК на доставку угля из Донбасса на ТЭС Западного региона? Ученые утверждают, что если бы уголь на ТЭС на Западе страны поставлялся с шахт Львовско-Волынского бассейна, а не с Донбасса, то ежегодная экономия составила бы до 500 млн грн. Возможно, это те средства, которых так не хватает для обновления и модернизации оборудования шахт бассейна? А может, из-за этих значительных затрат деятельность ДТЭК в прошлом году стала убыточной?

Следующий путь - это замена существующего морально и физически устаревшего технологического оборудования на Добротворской ТЭС и внедрение котлов с циркулирующим кипящим слоем. Это позволит сжигать рядовой уголь без обогащения и полностью использовать его потенциал.

Надо также вернуть в состав ГП "Львовуголь" Центральную обогатительную фабрику в Червонограде. Необходимо забрать предприятие у тех владельцев, которые довели его до кризисного состояния, а затем модернизировать и довести производственные показатели до проектных.

Все перечисленные предложения чрезвычайного характера и рассчитаны на перспективу. А как выжить сейчас, при очередном реформировании отрасли? Ответ один: если страна и министерство не хотят потерять шахты Львовско-Волынского угольного бассейна, то должны подготовить ГП "Львовуголь" к приватизации и обеспечить его конкурентоспособность.

Для этого нужны время и соответствующие средства для обновления шахтного технологического оборудования. Особенно это касается обязательного внедрения таких угольных комбайнов, которые позволяют добывать уголь из тонких пластов, благодаря чему можно получать уголь зольностью не более 26–28% и передавать его потребителям без обогащения. Это поможет в короткие сроки удвоить добычу угля.

Нужно предоставить такую возможность ГП "Львовуголь", тогда оно станет конкурентоспособным, готовым к приватизации и переживет еще не одну революцию благих намерений. Необходимо, чтобы Киев услышал западноукраинских горняков!

И в завершение. Весь мир помнит, как в свое время премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер реформировала угольную промышленность. Тогда в бюджете страны выделили огромные средства как для осуществления реформы, так и для решения социальных проблем, которые вызвала эта реформа.

У нас в Украине задекларированная реформа не предусматривает вложения средств в ее осуществление, наоборот, их получение как результат реформы. Это реформа по-украински. Уверен, что Маргарет Тэтчер такая реформа не понравилась бы.